Надпредметный курс «Мир деятельности». Урок «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1


Цели формирования знаний: сформировать представление о понятии честность в учебной деятельности.

Цели формирования умений: показать значимость честности в учебной деятельности, как личностном качестве, необходимом
в процессе обучения.

УДД:

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
  • формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формируем умение работать в паре.
  • формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные результаты:

  • развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Этапы занятия

Диалог учащихся и учителя

Мотивация к учебной деятельности Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше нравится. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите ее в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, уважаете. (Раздаю бусинки.)
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в комнате стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь сердечные люди.

Актуализаци я знаний и фиксация
затруднения

Ученица читает стихотворение:

Есть необычная страна
Куда приходим ты и я.
Для всех и каждого она
Открытий радостных полна!
Мы будем узнавать не раз –
Из года в год, из класса в класс,
Какие нам шаги пройти,
Чтоб новых знаний мир найти!

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительной стране и эта страна называется …
Д. – мир деятельности
Учитель: Давайте вспомним какие личностные качества помогают нам стать успешными учениками, а для этого нам предстоит выполнить упражнение.
Работа в парах, проверка по эталону на экране.
Учитель: Как вы считаете, есть ли еще какие-либо качества, которые смогут нам помочь стать успешными учениками?

Пробное действие Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить, что открывать?
Расскажите, как вы будете открывать новое?
Я предлагаю вам сейчас просмотреть фрагмент из м\ф определить еще одно немаловажное качество успешного ученика.
Просмотр фрагмента.
Учитель: о каком качестве в данном фрагменте шла речь? (о честности)

Выявление причины

Правильно, сегодня этому важному качеству ученика и будет посвящено наше занятие.
- Скажите, легко или трудно определить обманывает человек или нет?
Ответы детей.
- Действительно непросто. Как вы думаете, кого может обидеть ученик-обманщик?
Ответы детей.
Сейчас я вам предложу новое задание, которое вы попробуете выполнить. Как оно называется?
Ответы детей.

Проблемное объяснение нового знания

Задание для пробного действия.
– Я вам расскажу случай, который произошел на уроке. Сначала вам надо определить честно поступил ученик или нет.

Первичное закрепление во внешней речи

 

 

– Как это бывает на уроке, ребята писали самостоятельную работу. Когда время закончилось, учитель раздал всем образец для проверки. Один ученик увидел в своей работе ошибку и решил быстренько ее исправить, будто ошибки вовсе не было.

  1. Честно поступил ученик или нет?
  2. Не честно по отношении к кому? Кого он обманул?
  3. Поднимите руку те, у кого нет ответа.
  4. А теперь поднимите руку те, у кого есть ответ.
  5. Ты как считаешь? (…)
  6. У кого другое мнение? (…)

Выслушать все варианты ответов, почему он так думает.

Если правильных ответов нет.

- Никто из вас не смог правильно определить, кого обманул ученик.

- Значит, вы, как настоящие ученики, испытали трудность. В чем же ваша трудность, что вы не смогли определить? (Мы не смогли определить, кого обманул ученик.)

Если правильные ответы есть

- Встаньте те, кто абсолютно уверен в своем предположении.

- А ведь некоторые из вас правильно определили, кого обманул ученик. Значит, в чем вы не уверены? (Мы не уверены, что правильно определили, кого обманул ученик)

Закрепление

Включение в систему знаний

 

 

 

 

    Самостоятельная работа

     

Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Вам необходимо выяснить, почему эта трудность возникла.

  1. Давайте разбираться. Что вам надо было определить? (Нам надо было определить, кого обманул ученик.)
  2. Почему вы не смогли определить? (Мы не знаем, какой ответ правильный.)
  3. Какую цель вы перед собой поставите? (Нам надо было определить, кого обманывает человек, если он поступает нечестно.)
  4. Тема нашего урока: Что значит быть честным?
  5. Какому важному качеству человека будет посвящен наш урок? (Честности.)
  6. Какое самое главное правило ученика? (Ученик должен делать все сам.)
  7. А почему он должен делать все сам? (Только так он получит новые знания, получит результат.)
  8. Значит, для кого он учится? (Для себя.)
  9. Поэтому, скрыв свою ошибку, кого он обманул в первую очередь? (Себя.)
  10. Как вы думаете, как это ему может навредить дальше? (…)

Кто из вас разобрался, зачем нужна ученику честность? Поднимите руку. Учитель составляет на доске эталон.

 

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде. Честность – слово, которое очень близко к слову “честь”.

Что такое честность?

(Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный. Честность – это соответствие дела данным обещаниям.)

Кого мы называем честным человеком? (Честный человек не обманывает, не лжет. Если что – то случится то он честно все расскажет…)

Давайте, используя наш эталон, разберем еще один случай.

Работа в группе

Работать будем в группе.

Прочитайте текст и обсудите вопрос: кто из них обманул и кого?

“В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял ее, прочитал – вся задача была решена…”
“Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь.

  1. Что он сделал? (Списал.)
  2. Как вы думаете почему?
  3. Как нужно было поступить?
  4. Если Гена списал у Вити то, что сделал Витя? (Дал списать)
  5. В какой роли должен был выступить Витя? (учитель-помощник)
  6. Как нужно было поступить Вите?
  7. Получается, что Витя не помог, а Гена нуждался в помощи.
  8. Какой можно сделать вывод? (Не важно, списываешь ты или даешь списать, – ты обманываешь.)

Обсудите в группе.

  1. Как вы считаете, что же могло произойти дальше?
  2. Что же произошло дальше?

Чтение текста учителем до конца.

Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: “Ты очень порадовал меня, Гена”, – сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную “2”.Урок уже почти кончался, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: “ Ольга Николаевна, поставьте мне “2”, пятерка не моя оценка, я работу списал”. Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: “За правду спасибо Гена, это очень хорошо, что ты понял все”.

- Что понял Гена?

- Как вы оцениваете поступок Гены?

- Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?

- Почему?

- Ребята, а кому проще давать совет себе или другим?

Обсудите в группе.

Какой совет вы дали бы мальчикам? Перед вами лежат карточки с советами. Обсудите и скажите: какие советы вы дадите себе, а какие другим.

- Честно относитесь к своим обязанностям. Не трать попусту время на капризы и ненужные дела.

- Честный человек не возьмет без разрешения чужую вещь.

- Честный человек не перекладывает свою вину на другого.

- Никогда не обманывай своих друзей и взрослых.

- Как вы думаете, зачем люди обманывают? (Они хотят, чтобы другие не узнали, хотят, чтобы о них думали лучше.)

- А почему они хотят что-то скрыть от других? (Они боятся сказать правду.)

- Вы хотите сказать, что обманывают люди не смелые? Так, я правильно вас поняла? (Да, обманывают трусы)

- А кто же говорит правду? (Правду говорят смелые люди)

- Вы сейчас сделали еще одно открытие!

- Какие качества присущи честному человеку? (Правдивый, смелый, достойный, добросовестный, прямой…)

- А зачем нужна честность? (Если воспитывать в себе эти качества, то станешь человеком с сильным и твердым характером)

Приведите примеры честного поведения. (Если ты идешь в гости, то нельзя опаздывать. Если не можешь прийти вовремя, то должен предупредить об опоздании. Если взял чьи-то книги, то возврати их чистыми и не мятыми.

Предлагаю вам сейчас просмотреть видеофрагменты и определить кого обманывали герои в каждой конкретной ситуации.

Просмотр и обсуждение видео. Перед вами лежит конверт. В нем находятся слова. Вам необходимо
собрать из них пословицы и объяснить их.

(Без правды люди не живут, а только маются.
За правду стой горой.
Кто правдой живет, тот добро наживет.) Дискуссия.

Раздать карточки.
– Пришло время поработать самостоятельно. Вам надо в клеточке поставить “+”, если ученик поступил честно, и “–”, если обманул.

1-я ситуация: Учительница посоветовала ребятам дома потренироваться в чтении стихотворения. Вася заигрался и забыл про задание. На уроке учительница попросила поднять руку тех ребят, кто читал. Вася вместе со всеми поднял руку.

2-я ситуация: На уроке Гриша засмотрелся в окно и не смог ответить на вопрос учителя. Он признался, что отвлекся и прослушал вопрос.

3-я ситуация: Маша стояла у доски и долго вспоминала правило. Даша стала ей подсказывать. Честно ли поступила Даша?

- Вы выполнили самостоятельную работу. Давайте проверять.

- Давайте подведем итог урока. Какое новое качество вы сегодня открыли? (Честность)

- А вы сами их открыли? (Да.)

Возьмите бусинки, сожмите в кулачок, приложите к сердцу, и возьмите с собой в жизнь качества, о которых мы говорили, которые так необходимы нам.

Рефлексия деятельности

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат смайлики. Вы должны прикрепить свой смайлик к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным». Л.Вовенарг

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым». В.Гюго

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжешь». А.Дюма (сын)

Литература

  1. Петерсон Л.Г. «Мир деятельности». Методические рекомендации к надпредметному курсу. Издательство «Национальное образование», 2011.
  2. Презентация к уроку (составлена по материалам презентации к уроку учебного материала «Мир деятельности»).