Педагогический проект «Изучая текст»

Разделы: Иностранные языки

Класс: д/с

Ключевые слова: английский язык, cмысловое чтение


Смысловое чтение – один из важнейших образовательных результатов новых стандартов общего образования. Необходимость достижения этого результата определяется культурными, социальными и чисто прагматическими факторами.

Английский язык - один из ведущих учебных предметов, на котором происходит работа с текстом и достигается метапредметный результат - смысловое чтение, многие приемы по развитию навыков смыслового чтения впервые были использованы именно на уроках иностранного языка, являясь неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку. На уроках английского языка, и в особенности при прочтении англоязычных текстов учащиеся получают возможность сформировать представления о гуманистическом мировоззрении и общекультурных компетенциях. Освоение приемов смыслового чтения дает возможность ученику эффективно использовать имеющуюся информацию, умело извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать, что требует современное общество.

На необходимость создания данного проекта повлияли результаты внешнего мониторинга предметных результатов (английский язык) обучающихся 8 класса по итогам 2018-2019 учебного года, прошедшего в МБОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа №2» в декабре 2018 года.

Проанализировав познавательные УУД 8а (приложение 1) и 8г (приложение 2) класса пришла к следующим выводам:

  • 23% учеников из 8«а» и 15% из 8«г» класса  умеют использовать полученную информацию для прикладных задач.
  • 44% учеников из 8«а»  и 46% из 8«г» могут устанавливать причинно-следственную связь.
  • 26% обучающихся из 8«а» и 45% из 8«г» умеют анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации.

Процентные показатели выполнения свидетельствуют о недостаточном наличии базового уровня сформированности познавательного УУД у учащихся, в некоторых случаях - низкого.

Исходя из этого, ставлю перед собой цель: способствовать формированию у обучающихся 8 класса навыков смыслового чтения на уроках английского языка, именно познавательные УУД.

Для достижения цели проекта, нужно решить следующие задачи:

  • Разработать единые критерии оценивания сформированности навыков смыслового чтения для учащихся 8 класса.
  • Создать Банк методического и диагностического инструментария по смысловому чтению в 8 классе.
  • Провести внутренний мониторинг у обучающихся 8 класса (на конец проекта - 9 класса) уровня знаний в работе с текстом.

Основное содержание текста

Ресурсы

Реализация проекта осуществляется в течение 2 полугодия 2018-2019 учебного года. Информационными ресурсами являются учебно-методические комплексы для 8 классов, утвержденные Министерством образования и используемые в общеобразовательных школах.

Кадровое обеспечение: наличие учителей английского языка общеобразовательной школы.

Организационные ресурсы: необходимость в составлении расписания учебных занятий, желательно сохранение преемственности в обучении при переходе обучающихся с одной ступени на другую.

Материально-технические ресурсы: наличие учебного кабинета, оснащенного информационно-техническими средствами (компьютер, принтер, доступ в интернет, проектор, банк информационных ресурсов; наличие учебно-методического комплекса (программы, книги для учителя, сборники с материалами для дополнительного чтения, сборники тестов).

Финансовые ресурсы: оплата труда учителя осуществляется в рамках фонда оплаты труда в соответствии с учебной нагрузкой.

Партнеры: родители, классный руководитель, учителя английского языка общеобразовательной школы, библиотека.

Целевая аудитория:

Отбор участников происходит в соответствии с учебной нагрузкой педагогов, работающих в 8 классах.

Целевая группа: обучающиеся общеобразовательных школ 8 классов, учителя английского языка, работающие в 8 классах.

Количество участников проекта не ограничено.

Возраст участников: обучающиеся 13-15 лет.

Социальный статус участников: обучающиеся общеобразовательной школы, педагоги.

План реализации проекта

Этап реализации проекта

Направления деятельности

Сроки

Ответственные

Организационно-подготовительный

Изучение результатов внешнего мониторинга.

Изучение методической литературы по данному вопросу.

Разработать единые критерии оценивания сформированности навыков смыслового чтения.

Подготовка Банка методического и диагностического инструментария.

Составление плана реализации проекта.

Январь – март 2019г

учителя английского языка

Основной этап

Деятельность учителя по реализации проекта

Выступление на ШМО учителей английского языка

Апрель 2019г

Учитель англ.яз Кучукбаева А.Р.

Заключительный этап

Проведение внутреннего мониторинга по познавательной УУД

Подведение итогов реализации проекта

Май 2019г

Учитель англ.яз Кучукбаева А.Р.

Изучив результаты внешнего мониторинга и литературу по данному вопросу можно составить следующие критерии оценивания смыслового чтения.

Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)

  • Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
  • Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако, у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедлен.
  • Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
  • Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.

Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)

  • Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
  • Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
  • Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
  • Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.

Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)

  • Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
  • Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
  • Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
  • Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.

Ожидаемые результаты и социальный эффект: По завершению реализации проекта, предполагается, что обучающиеся приобретут опыт в использовании полученной информации для решения прикладных задач, успешно установят причинно-следственные связи и повысят уровень в умении анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации.

Продукт проекта: готовый банк методического и диагностического инструментария по смысловому чтению на уроках английского языка.

Перспективы дальнейшего развития

Данный проект перспективен. Тема проекта интересна, актуальна, привлекает внимание педагогов. Продолжение и развитие проекта возможно в русле межпредметных связей и, следовательно, объединение усилий и использование опыта работы по данному направлению учителей английского языка, работающих других классах.

Литература

  1. Смысловое чтение в основной школе: формирование и оценка метапредметных результатов. /под общ.ред. О.С.Таизовой; Институт развития образования Пермского края. – Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2016 г.
  2. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/01/22/kriterii-otsenivaniya-uchashchikhsya
  3. https://infourok.ru/razvitie-poznavatelnih-uud-na-urokah-angliyskogo-yazika-637494.html