Урок развития связной речи в 6-м классе. "Интерьер. Описание помещения"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: связная речь, описание помещения, изба


Тип урока - урок обобщение.

Форма урока - виртуальная экскурсия.

ТСО - интерактивная доска, компьютер, презентация, видеоролик "Экскурсия в музей", макеты для интерьера русской избы.

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения через изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • обобщить знания учащихся по теме "Интерьер помещения";
    • познакомить с бытом русских крестьян рубежа XIX–XX веков;
    • расширить словарный запас; расширить и систематизировать знания о традиционно-бытовой культуре русского народа (изба: её внутреннее убранство;
    • особые места в русской избе);
  • Развивающие: развивать творческие способности, наблюдательность, связную речь;
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважение к традициям и культуре наших предков, любовь к своей малой родине, гордости за свой народ, Отечество;
    • доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Ход урока

1. Оргмомент. Постановка цели

Учитель. - Возвращаясь откуда-то домой, мы всегда рассказываем о том, что узнали. Чаще всего наш рассказ начинается с описания того места, где мы были. Как правильно построить рассказ? На что обратить внимание? Какие слова подобрать? Этому мы будем учиться на сегодняшнем занятии. Мы с вами совершим заочную экскурсию в музей крестьянского быта с. Красного, где увидим и услышим рассказ о русской избе. После экскурсии воссоздадим макет русской избы.

2. Введение понятий

Учитель.

- Ребята, сейчас я прочитаю толкование слова, которое предлагаю вам узнать.

- Каким словом можно заменить фразу "Внутреннее пространство здания"? (интерьер)

- Какие типы интерьера по назначению можно выделить? (домашний (бытовой), общественный (официальный))

- Какова последовательность описания интерьера (общий вид, размеры, форма, назначение, стены, пол, потолок, мебель, украшения, особенности)

- Ребята, если современный интерьер окружает нас, и дома, и в общественных местах, то со старинным интерьером куда как сложнее. Где, по вашему мнению, можно узнать, увидеть в XXI веке старинный интерьер? (в художественных произведениях, на полотнах художников, в кино, на фотографиях, в музеях)

- А зачем нам, живущим в XXI веке, знать о том, как жили наши предки? (ответы учащихся)

Вывод: - Мне хотелось бы добавить к сказанному слова великого художника Ильи Глазунова: "... каждому человеку необходимо знать, кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Лишить его понимания прошлого - это значит лишить его понимания будущего".

3. Заочная экскурсия в Музей крестьянского быта села Красного (просмотр видеосюжета)

Учитель. - Ребята, я приглашаю вас в музей Крестьянского быта села Красного, мы совершим с вами заочную экскурсию. Прошу смотреть и слушать внимательно, потому что от этого напрямую зависит успех вашей творческой работы. Слово Надежде Макаровне Зинкиной, директору музея.

(просмотр сюжета)

4. Беседа

Учитель.

- В какую эпоху мы сейчас окунулись? (начало XIX века, русская изба - типичное крестьянское жилище)

- Русская изба - это Россия в малом. Ее судьба во многом схожа с судьбою русского человека: когда-то самобытная, ладная, добротная. Постараемся представить, как жили русские крестьяне. Начнем с лексического значения слова "ИЗБА".

- По В.И.Далю "Изба - это крестьянский дом, хата; жилая горница, комната, чистая половинка".

- Выясним историю происхождения слово «Изба».Слово "Изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлась отапливаемая часть дома, отсюда и слова "ИСТЬБА" (изба)

- Ребята, а сейчас я предлагаю отгадать загадку: "Стоит девица в избе, а коса на дворе" (печь и дым)

- Какое место занимала печь в крестьянской избе?

- Какую службу несла печь? (варили еду, пекли хлеб, спали, мылись, избавлялись от хвори, сушили одежду, овощи, травы)

- А сколько сказок рассказывалось на печке?

В ходе беседы группа ребят воссоздают интерьер русской избы.

5. Лексико-орфографическая работа

Учитель.

- Я предлагаю опорные слова, значение которых можно выяснить с помощью словаря устаревших слов: устье, шесток, ухват (рогач), лежанка.

- Ребята, составьте и запишите словосочетания с предложенными устаревшими словами.
Проверка.

- Ребята, теперь вы постарайтесь подобрать нужное слово из словаря, которое обозначает женскую половину избы (бабий угол, кут).

- Какие предметы будете описывать? Составьте и запишите словосочетания (посуда, зеркало, часы, маслобойка, сундук, лавки)

- Я принесла с собой предметы женского обихода. Как вы думаете, для чего они? (Рубень, крынка, чайник, прялка) Учитель в ходе беседы показывает для чего служили данные предметы, ребята тоже за учителем учатся, как ими пользоваться.

Физминутка

Учитель. - Ребята, при просмотре видеофильма вы обратили внимание на левый угол избы.

Как правило, он самый светлый, а называется он красный угол. Красный угол - самое почетное место в комнате, духовный центр в доме. Ориентировал он на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье и животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Здесь мы видим иконостас, икону с изображением лика Георгия Победоносца, не хватает лампадки. Украшали красный угол рушниками с вышивкой.

- Ребята, запишите словосочетание о красном угле (иконостас, рушник с вышивкой и др.)

- В красном углу, как правило, сидели самые почетные гости, в будние дни - хозяева.

- Около входной двери напротив печки находился мужской угол - конник. Что означает это слово? Что является главным предметом этого угла? (сундук, в нем хранили самое ценное имущество, на нем спал хозяин дома)

- Составьте словосочетание для мужской половины (кованый сундук покрыт лоскутным одеялом, нехитрые орудия труда, кузовки, туеса и др.)

- Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку (Слайд 11). Ее обычно делали из дерева или плели из лозы.

Подберите словосочетания к слову "люлька" (нарядная люлька, светлые занавески, красивое одеяло и т.д.)

- Где спали дети постарше? (на полатях, которые устраивали под потолком, в полкомнаты, размером между печкой и стеной). Подберите опорные слова к словосочетанию о полатях.

- Ребята, а вы заметили, что общего между потолком, полом и стенами? (сделаны из дерева). Запишите словосочетания, описывающие стены и потолок.

- А как украшали свое жилище крестьяне? (домотканые рушники с вышивкой, занавески на окнах, половинки на полу, лоскутные одеяла).

6. Итог занятия

- Ребята, подведем итог нашей экскурсии. Я вам напомню, что в начале занятия мы ставили цель: подготовиться к сочинению-описанию крестьянской избы. Вспомните, из каких частей состоит любое сочинение (вступление, основная часть, заключение).

- Чтобы справиться с творческим заданием, необходимо указать последовательность описания. В качестве помощника я предлагаю вам примерный план сочинения, но вы вправе его изменить.

Итогом нашего урока также стал макет русской избы, который мы свами в ходе урока и сделали.

7. Домашнее задание

Учитель.- Ребята, я предлагаю вам написать сочинение-описание крестьянской избы начала ХХ века, используя план, словарь устаревших слов и рабочий материал, записанный в ходе занятия. Лучшая работа будет опубликована в нашей школьной газете "Будильник" и представлена как экспозиция в Музее крестьянского быта.

8. Рефлексия

Ребята по макету русской избы делятся впечатлениями о заочной экскурсии.

Учитель: - Ребята, я приглашаю вас в наш музей при любой погоде в любое время года.

Добро пожаловать.

Спасибо за урок.

Технологическая карта урока