Система контроля знаний обучающихся при безотметочном обучении

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: безотметочное обучение, нормативная база


Оценка знаний учащихся в той или
иной форме является необходимой
частью учебного процесса.

В.М.Полонский

Существующая нормативная база предполагает переход школы на безотметочное обучение. Множественные эксперименты по безотметочному обучению или по апробации другой системы оценивания пока не получили в школах распространения. Дети идут в школу и одним из стимулирующих факторов, даже у дошкольников является именно оценка. Несмотря на это, существует нормативная база предполагающая переход школы на безотметочное обучение.

Безотметочное обучение — это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыков стороны обучения.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

Функции безотметочного оценивания в начальном образовании:

  • Здоровьесберегающая — опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребенка.
  • Психологическая — связана с развитием адекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать ребенку учиться. Развитие адекватной самооценки возможно при содержательном оценивании, связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетенность и т.д.
  • Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности. Представление учащихся о разнообразных моделях, видах и формах Оценивания дает возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами. Присвоение коэффициента эффективности обучения реализует индивидуальный подход в образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.

Осуществление здоровьесберегающей, психологической и динамической функций невозможно без реализации методологической функции. В качестве центрального звена по осуществлению данной функции мы рассматриваем администрацию школы, методическую и психологическую службы, которые организуют обучение учителей и родителей на всех этапах учебного процесса и выступают координаторами их педагогической деятельности.

Основными отрицательными «эффектами» отметки для детей 6-7 лет являются:

  • искажение отношений между учениками, учителями, родителями;
  • повышение чувства школьной тревожности и возникновение неврозов;
  • невозможность отслеживания динамики школьных успехов учеников.

Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
  • контроль и оценивание строятся на критериальной основе;
  • самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.

В чём же суть безотметочного обучения?

  • в рабочих тетрадях не выставляются отметки;
  • за устные ответы даётся словесная оценка;
  • при оценивании срезовых работ внимание акцентируется на качественной стороне выполнения (безошибочность, каллиграфия прочность усвоения программы);
  • учитель фиксирует степень продвижения каждого ученика в усвоении основных разделов программы.
    Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:
  • не скупиться на похвалу
  • хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)
  • «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
  • ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
  • «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
  • формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

Методы безотметочного оценивания

«Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил

«Волшебные линеечки»

Волшебные линеечки», описанные Г.А.Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

  • позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);
  • удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
  • помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке «почерк» отметка (крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы «пляшут» на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечки мы так же пользуемся, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

«Светофор»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

«Смайлики»

Учащиеся оценивают свою успешную работу:

  • выполнил правильно, все получилось, показываю веселый смайлик;
  • если не все получилось, или не понял-грустный смайлик;

Позже учащиеся учатся признавать свои ошибки, неудачи.

«Словесное оценивание»

Учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

«Дерево успеха»

Итоги дня подводим на Дереве успехов. После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось; цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось; листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. 

«Лист индивидуальных достижений»

Одним из важнейших средств оценивания знаний учащихся является «лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каждого ученика отдельно и фиксировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать достижения учащихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемости».

«Портфель ученика»

Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности у каждого ученика есть Портфель достижений или «Портфолио». Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученика с подготовительного класса: прописи, контрольные работы, творческие работы, рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку. В один из разделов «Портфолио»учитель вкладывает листы учебных достижений учащихся, лист-диаграмму «Я учусь читать», листы с «лесенками знаний». Они заполняются в течение года.

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

  • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
  • сформированность предметных, метапредметных и личностных умений – деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связанно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
  • развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
  • сформированность познавательной активности и интересов.

Формы контроля

Видами контроля результатов обучения являются: текущий, тематический, итоговый.

В подготовительном и в первом классе контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:

  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • самостоятельные проверочные работы, формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определѐнных тем;
  • самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определѐнной теме знания на практике;
  • тестовые диагностические задания;
  • административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за год.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • текущие проверочные работы;
  • «портфель» ученика.

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».

Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.

Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.

Ведение документации.

По каждому предмету составляется рабочая учебная программа, которая включает календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.

Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика /Карта успешности /Оценочный лист / Портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.

Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.

В своей деятельности школа использует по необходимости все материалы учителя и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.

Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.

Учитель имеет право:

  • определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
  • оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.

Учитель обязан:

  • соблюдать правила оценочной безопасности;
  • вести учет продвижения учащихся;
  • доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.

Родитель имеет право:

  • знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;
  • на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
  • на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

Родитель обязан:

  • соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
  • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
  • посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей

На первых порах содержательная словесная оценка максимально дифференцируется. В процессе обучения у школьников надо формировать умение самостоятельно осуществлять контроль и оценку своей деятельности, сравнивать результаты с эталоном, находить и исправлять ошибки. От уровня сформированности данных умений зависит адекватность принятия ребенком оценки учителя.

Разнообразие форм оценивания обучающихся в образовательном процессе позволит максимально объективно оценить результаты деятельности учащихся. Деятельность учителя при оценивании должна быть выстроена таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочный процесс самостоятельно, приобретая навыки и оценки, и самооценки.

Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыков достижений ученика не должен употреблять заменителей отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п.

При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой – не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условная шкала, на которой фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей.

Можно оценивать результаты обучения и с помощью любого другого условного измерителя. Главное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы в стандартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей между собой. Разумеется, любые изобретенные учителем формы оценивания должны использоваться с соблюдением тех «Правил оценочной безопасности», которые выработаны педагогическим коллективом.

Выводы:

  1. За безотметочным обучением - будущее
  2. Происходит реальное развитие оценочных умений
  3. Снижается уровень общей и учебной тревожности
  4. Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения
  5. Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

Проблемы:

  1. Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений учащихся
  2. Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.
  2. Воронцов А.Б. “Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе”, журнал “Начальное образование” № 1 – 2003.
  3. Гуревич К.М., «Индивидуально-психологические особенности школьников», М., 1988 с. 268.
  4. Данилова Л.А. Методы диагностики младших школьников.- М.: Академия, 1997 с. 254.
  5. . Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999. Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Школа 2000...

Интернет-ресурсы

  1. Методы оценивания в начальной школе. Виды безотметочного ...
    rmo-msk.ru/.../metody-otcenivaniya-v-nachalnoy-shkole-vi...
  2. Методы оценивания в начальной школе. Виды безотметочного оценивания в первом классе. Доклад Кузнецовой Натальи Анатольевны МБОУ СОШ ...
  3. Безотметочное обучение в начальной школе Педагогика. Конспект ... https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/.../73.php
  4. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/8125-sovremennye-formy-i-metody-otsenivaniya-obrazovatelnykh-rezultatov-shkolnikov-2.html