"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли". А.П.Чехов

Разделы: Литература

Ключевые слова: А.П.Чехов


Цель: показать, что А.П.Чехов - наш современник. Он своими произведениями борется с недостатками в характере людей; расширить знания учащихся о Чехове.

Оборудование: Выставка произведений А.П.Чехова.

Стенд:

  • «А.П.Чехов».
  • Фильмоскоп / диафильм «Рассказы Чехова»/

На доске:

  • портрет Чехова
  • «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П.Чехов)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Закончили изучение рассказа «Хамелеон». Но вы много самостоятельно читали произведений А.П.Чехова. Вот на сегодняшнем уроке мы подведем итоги, сделаем вывод, чем же близок нам этот умный, добрый и в то же время взыскательный к себе и людям человек.

  1. Какие же произведения Чехова вы читали самостоятельно?
  2. Рассказ Чехова «Ванька». О чем же говорится в нем?
  3. Кто читал рассказ «Спать хочется?». О чем вы узнали?
  4. Что общего в судьбе Ваньки Жукова и Варьки Степановой?
  5. Кто виновен в тяжелой жизни Ваньки и Варьки?
  6. Какие мысли и чувства возникают при чтении этих рассказов?

2. Вывод учителя

Итак, А.П.Чехов очень хорошо знал жизнь простого народа, сочувствовал ему. Вот почему в своих маленьких рассказах и повестях говорит о тяжелой жизни народа, о тяжелой судьбе детей, осуждая самодержавие.

А сейчас посмотрим, как вы поняли содержание нескольких рассказов Чехова.

3. Диафильм «Рассказы Чехова»

Вопросы:

  1. Вспомните фамилию героя рассказа «Смерть чиновника». Почему автор выбрал такую фамилию?
  2. Почему Чехов, говоря о смерти чиновника, употребляет «непочтительное «номер»,/ а не умер, скончался/ и ставит перед ним многоточие?
  3. Отчего сконфузился Червяков?
  4. Как передано на рисунке состояние Червякова, который узнал в обрызганном генерала?
  5. Как можно доказать, что именно показано на рисунке /прошептал свои первые извинения/.
  6. Обратите внимание на выражение лица Червякова, как Чехов характеризует его состояние в этот момент?
  7. Как передано артистом Москвиным состояние Червякова?
  8. В рассказе «Толстый и тонкий» кто первым узнал другого?
  9. Почему же несмотря на столь радужную встречу, тонкий вскоре преобразился?
  10. Опишите позу, выражение лица тонкого. Почему тонкий вскоре преобразился?
  11. Почему Чехов изменил первоначальный текст?
  12. Чем близок друг другу Червяков и «тонкий»? Как вы понимаете эпитет «тонкий»?
  13. Как слова А.М.Горького помогают нам понять отношения Чехова и Червяковым и «тонким»?

/«Самое прекрасное в мире нашем то, что создано трудом, умной человеческой рукой». М.Горький /

Вывод. Против чего боролся Чехов в своих произведениях?

А.П.Чехов в своих произведениях выступал против несправедливого самодержавного строя, при котором люди - труженики живут в нищете. Высмеивая, осуждая черты характера, которые были порождены самой жизнью: раболепие, подхалимство, страх перед всем новым и т.д.

Ушло в прошлое самодержавие, а произведения Чехова живут. Не просто живут. Они борются с отрицательными чертами в характере людей.

А.П.Чехов - помощник в борьбе за красивого человека.

Эпиграфом к его творчеству можно взять слова, ставшие темой сегодняшнего урока. (Читаю слова)

Какого же человека мы можем назвать красивым?

Вот что говорит о таких людях поэт Полторацкий в стихотворении «След».

(Читает ученица).

«У человека должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли, и дела». Самое прекрасное в мире нашем то, что создано трудом, умной человеческой рукой». А.М.Горький

Лентяя даже в модной одежде никто никогда не назовет красивым. На его лице печать равнодушия и скуки, наглости и самодовольства. Даже если у него приятные черты лица, внутреннее убожество искажает их. В то время как доброта, желание отдать себя борьбе за счастье людей одухотворяет человека. И его лицо, даже некрасивое, становится прекрасным.

Красивыми мы называем литературных героев Павла Корчагина, Алексея Мересьева, Олега Кошевого, Павлика Морозова. Таких героев в нашей жизни тысячи.

В понятие красивый человек входит и обогащение своего духовного мира, умение вести себя в обществе. Уважение, внимание, чуткость к другим, думать не только о себе, а прежде всего о людях, о Родине - вот качества, которыми должен обладать человек.

Задание: прочесть криптограмму «Чехов».