Художественно-эстетическое воспитание современных дошкольников средствами архитектуры и искусства

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, патриотическое воспитание, достопримечательности, старший дошкольный возраст, Москва


Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Архитектурные памятники и ансамбли города Москвы как средство приобщения к художественной культуре»

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта: сентябрь–апрель.

Тип проекта: информационно-творческий.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Цель проекта: познакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями Москвы

Задачи:

  • Создание эмоциональной установки на восприятие произведений архитектуры и искусства;
  •  развитие познавательного интереса к миру искусства и архитектуры;
  • формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об архитектуре как об особом виде искусства и роли архитектуры в жизни человека, знакомство с основными понятиями и терминами, свойственными архитектуре;
  • изучение памятников архитектуры Москвы, имеющих между собой логическую связь времен, художественных стилей и образов, обеспечивающих краткий обзор истории развития и особенностей формирования современного облика города, начиная от древнерусского зодчества до наших дней;
  •  воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения к культурному наследию родного города;
  • обогащение опыта ребенка-дошкольника знанием особенностей форм и приемов художественной выразительности архитектуры с целью применения его в собственной изобразительной деятельности;
  • формирование образного мышления, развитие детского воображения как важнейшей психической способности, тесно связанной с творческой деятельностью, раскрытие индивидуальности каждого ребенка.

Предварительная работа: разработка тематического цикла, состоящего из 8 занятий по приобщению детей к архитектурным памятникам Москвы различных эпох, проведение бесед, виртуальных экскурсий, демонстрация отрывков из документальных фильмов, разнообразного наглядного материала в виде слайдов, иллюстраций, фотографий, книг и альбомов по архитектуре и искусству, карт, планов города, проведение тематических игр, решение логических задач архитектурного содержания, сравнительный анализ различных по назначению и внешнему облику сооружний, подборка стихов на заданную тематику, осуществление родителями с детьми самостоятельных экскурсий и прогулок по улицам Москвы. Приложение [001], [002], [003], [004], [005]

Мотивационная часть проекта: по мере постепенного погружения детей в прекрасный мир архитектуры и искусства, знакомства с занимательными фактами, легендами, связанными с историей строительства, особенностями стилей, архитектурных форм и образов рос их неподдельный интерес к истории, красоте и великолепию архитектурных памятников и ансамблей Москвы.  Приходило осознание, что все это великолепие, созданное трудом архитекторов, строителей, художников, необходимо беречь и сохранять, чтобы им могли любоваться и наслаждаться не только все мы, живущие сегодня, но и будущие поколения.

Практическая часть проекта: в изобразительно-репродуктивном процессе дети выполняли творческие работы по передаче архитектурных образов в изобразительной деятельности по рисованию, лепке, аппликации.

«Чудо из чудес, словно из сказки вышедшая церковь Вознесения в селе Коломенское»: После знакомства с историей и архитектурным ансамблем Музея-усадьбы «Коломенское» детям предлагается нарисовать в технике графики жемчужину этого удивительного ансамбля шатровую церковь Вознесения. Храм необычен, чудесен, буквально устремлен ввысь, словно готов взлететь, вознестись к небу. И как нельзя лучше подходит ему имя – Храм Вознесения. В сказке о золотом петушке мы встречаем подобный шатер Шамаханской царицы. Приложение [006], [007], [008], [009]

«Лепим визитную карточку Москвы»: Основное время занятия по теме «Красная площадь» было посвящено искусствоведческому анализу в доступной для дошкольников форме выдающегося памятника древнерусского и мирового зодчества – Покровского собора, более известного под названием храма Василия Блаженного, являющегося своеобразной визитной карточки Москвы, по которой можно безошибочно определить о каком городе идет речь.

Большое внимание уделялось организации совместной творческой деятельности взрослого и ребенка. В рамках детско-родительского клуба сформировалась своеобразная «мастерская архитектора». На совместном занятии родители и дети увлеченно создавали макет неповторимого Покровского собора, сравнимого и с огромным букетом ярких разноцветных цветов, и с огромной живописной ярмарочной игрушкой, и сказочным садом, и расписной шкатулкой с драгоценными камнями, и хороводом расписных матрешек. Приложение [010], [011]

Дети мастерили собственные поделки церквей из пластилина, наложенного на поверхность заготовки из пластиковой бутылки, с помощью взрослых лепили из пластилина различные декоративные детали, купола церквей в виде характерных луковиц, которыми затем украшались заготовленные заранее составные элементы будущей общей композиции макета храма. Приложение [012], [013 [014], [015], [016]

Законченный окончательно макет храма Василия Блаженного получился ярким, красочным, нарядным и практически точной копией оригинала. Это вызвало истинное восхищение и восторг детей. Он стал основным экспонатом создаваемого в группе мини-музея памятников архитектуры Москвы. Приложение [017], [018]

«Бьют часы на Спасской башне»: продолжаем знакомить детей с архитектурой Москвы на примере архитектурного ансамбля московского Кремля, отдельными историческими фактами, связанными с его строительством. Подробно анализируем особенности архитектурного образа Спасской башни, кремлевских курантов с целью побуждения детей к творческой, художественной деятельности в технике аппликации.

Ребята с энтузиазмом принимаются за работу по созданию аппликации Спасской башни, вырезая из цветного картона части башни, красную звезду, циферблат курантов, наклеивая их на заготовленный плотный лист белой бумаги. С особым удовольствием используют для украшения звезды, шатра, ободка циферблата курантов блестящую золотую тесьму, при помощи стеки из пластилина лепили резные фигурки для украшения башни. Приложение [019]

Продолжает функционировать совместная взрослых и детей «мастерская архитектора», в рамках которой создается макет Спасской башни с кремлевскими курантами для дальнейшего формирования мини-музея архитектурных памятников Москвы.

Дети вырезают из коричневой бумаги по заранее нанесенным контурам элементы, которые потом они наклеивают на картонные заготовки, имитируя кирпичную кладку кремлевской стены, принимают участие в лепке резных украшений из пластилина белого цвета и т.д.

Макет Спасской башни получился по внешнему облику очень близким к оригиналу и соразмерным уже имеющемуся главному экспонату мини-музея – храму Василия Блаженного. Приложение [020]

Дети не могут скрыть своей радости и удовлетворения, что они сами создают в группе такую красоту.

«Закружились в вальсе стройные колонны»: на занятии, посвященном архитектуре в стиле классицизма и позднего классицизма (ампир) дети знакомятся с новыми словами и понятиями, архитектурными терминами: пропорция, симметрия, колонный портик и т.д. Любуются гармоничной композицией роскошного особняка помещика Пашкова, другими архитектурными памятниками в классическом стиле: Домом союзов со знаменитым Колонным залом; зданием Манежа; Большим театром; Триумфальной аркой на Кутузовском проспекте. На роскошных балах в Колонном зале собирались знатные дворяне, кружились здесь под звуки музыки среди хоровода огромных величественных колонн.

Детям предлагается нарисовать по собственному выбору любое архитектурное произведение из числа тех, с которыми знакомились на занятии красками «гуашь». Приложение [021], [022]

«Диковинные дома»: знакомим детей с выдающимися особняками, построенными в стиле модерн. Множество диковинных московских особняков этого стиля с оригинальными живописными декоративными формами, воспроизводящими мотивы живой природы с преобладанием растительных орнаментов, морских волн – настоящий клад для детских воображения и фантазии.
Совершаем виртуальную экскурсию по слайдам с замечательными произведениями модерна: особняк Рябушинского, Ярославский вокзал, Дом Перцова, Дом-ларец, здание Третьяковской галереи, гостиница «Метрополь». Внимательно рассматриваем шикарные цветные иллюстрации из уникального альбома по архитектурному наследию «Федор Шехтель», сопровождаемые восторженными комментариями ребят.

Впечатленные и воодушевленные дети приступают к художественно-творческой деятельности по созданию живописного изображения красками любого понравившегося им особняка. Приложение [023], [024]

«Хоровод высоких стройных красавиц»: знакомство дошкольников с архитектурным обликом города продолжаем на примере семи высотных зданий, построенных в ознаменование 800-летия Москвы в 50-е годы прошлого столетия и ставшие символом победы над гитлеровской Германией. Любуемся общей панорамой Москвы с выделяющимися силуэтами высоток, придавшими ее облику своеобразный и неповторимый силуэт. Семь знаменитых высоток – это словно старинные башни Кремля, только еще более величественные и огромные, также украшенные на шпилях звездами, разбежавшиеся,  по разным районам города. Несмотря на огромную эклектичность архитектуры Москвы, удивительным образом в этом море разнообразия прослеживается связь времен. Образ самого высокого из семи зданий – Московского государственного Университета на Воробьевых горах дети с удовольствием отражают в своих рисунках. Приложение [025], [026]

«Второе рождение уникальных памятников старины»:с целью воспитания ценностного отношения к родному городу, осознания необходимости бережного отношения к исторической памяти, архитектурному наследию, сохранения и восстановления разрушенных временем памятников архитектуры ведем рассказ о реставрации и воссоздании палат Английского двора, расположенных  в Зарядье, величественного храма Христа Спасителя, недостроенного архитектурного ансамбля 18 века в Царицыне, который разрушался временем, превращаясь в развалины.

Результатом совместной творческой деятельности воспитателя и детей стало оформление экспоната для мини-музея в виде коллажа фотографий архитектурных памятников на тему «Я люблю свой город – лучший город земли».

Дети самостоятельно вырезают изображения знакомых им архитектурных памятников из заготовленных цветных иллюстраций, наклеивают на ватман на заранее отмеченные места и обводят их силуэты цветными карандашами. Приложение [027], [028]

Викторина: по окончании цикла занятий проведена викторина «Угадай архитектурный памятник», в которой все дети принимали активное участие. Победители награждались памятными открытками с московской символикой. Все  дети получили поощрительные призы в виде небольших шоколадок с изображениями различных архитектурных памятников Москвы. Приложение [029]

Итог проекта «Архитектурные памятники и ансамбли города Москвы как средство приобщения к художественной культуре»: в результате проектной деятельности создана атмосфера, способствующая усвоению ребенком-дошкольником знаний и ценностей архитектуры, постижению ее средств выразительности, языка, знаков, символов. У детей сформированы элементарные представления о том, что такое архитектура и кто такой архитектор, отмечается способность эмоционально-чувственного восприятия произведений архитектуры, ценностного отношения к городу, понимания необходимости сохранять и беречь памятники архитектуры. Наметилась динамика в формировании познавательного интереса к архитектуре и архитектурным памятникам. Ситуативный, поверхностный интерес сменился на  устойчивый, который в свою очередь, ведет к расширению и углублению знаний в данной области. Дети задают вопросы, стремятся расширить свои представления об архитектуре и творческой деятельности архитектора, с удовольствием отражают полученные знания в самостоятельной творческой деятельности по рисованию, лепке, аппликации, решении логических задач по архитектурной тематике.

Благодаря совместной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в группе был создан мини-музей архитектурных памятников города Москвы. Мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы и показал свою значимость в патриотическом воспитании и развитии наших детей. Дошкольники проводят по нему экскурсии, знакомят гостей с его экспонатами. Экспозиция музея стала важным стимулом к собственной творческой деятельности детей и формированию выставки их художественно-творческих работ. Приложение [030]

Источники информации

  1. Бологова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: Автореферат.дис. канд. пед. наук. – М., 1996 – 18 с.
  2. Вербенец А.М. Экскурсия как форма приобщения старших дошкольников к архитектуре. Ж-л Детский сад: № 7/2012.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – Москва, Просвещение, 1991. 3-е издание.
  4. Горелова Н.А. «Город чудный, город древний…». Материалы по москвоведению для младших школьников. – Москва, 1996 – МИРОС.
  5. Грибовская А.А. «Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре». Материалы городского актива по изобразительной деятельности. -  Москва. 2001 – МИПКРО, 239 с.
  6. Девятов С.В., Журавлева Е.В. Московский кремль из глубины веков. РОССА, 2008.
  7. Жукова О.Г. «Чудесная Москва».  М.: АСТ: Астрель, 2007. – 550 с.
  8. Казакевич И.И. Московское Зарядье. История архитектурных памятников. – М.: Искусство, 1977, 207 с.
  9. Кириченко Е.И. Архитектурное наследие России. Федор Шехтель. ИД Руденцовых 2011.
  10. Музейная педагогика: из опыта методической работы / Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – Программа развития.
  11. Шлат Н.Ю., Орлов А.О. Знакомство дошкольников с архитектурой родного города средствами логических задач. Детский сад. № 7/2012.