Методическая разработка урока математики "Смешанные числа". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: математика, смешанные числа


Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
- знать определение смешанного числа;
- преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и смешанное число в неправильную дробь;

Цели урока:

Разъяснить учащимся, какое число называется смешанным;
показать алгоритм выделения целой части из неправильной дробь

Критерии успеха

Расширять понятие числа, формировать умения по переводу неправильных дробей в смешанные числа и применять полученные знания и умения при выполнении различных заданий.
Умеют  видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Межпредметные связи

Введение в науку. Изучение свойств предметов.

Предварительные знания

Знают смешаные числа

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится»
Алладин на нашем рабочем поле записал дроби. Разбейте их на 2 группы
I – правильные дроби;
II – неправильные дроби
Первый вариант выписывает правильные дроби:
; ;
Второй вариант выписывает неправильные дроби:
;;;;

- Проверяем. Один ученик зачитывает правильный ответ.
Встаньте те, у кого такой же ответ

Устная работа:
На доске написана дробь , вопросы классу: Что означает эта дробь?
Чему равен ее числитель?
Чему равен ее знаменатель?
Что означает черта дроби?
Правильная ли это дробь?
Как записать ее в виде частного?
Чему равно делимое?
Чему равен делитель?

Слайды

Середина урока

На доске: плакат-скатерть, в общей тарелке 5 апельсинов. Проблема: Поделите поровну 5 апельсинов между тремя мальчиками: Вовой, Колей, Васей.

1 способ: каждый апельсин поделить на 3 части, всего получится 15 частей и каждому достанется 15:3 = 5 частей или . Показать наглядно (разрезать эти апельсины и поделить)

2 способ: каждому мальчику положить по одному целому апельсину, а оставшиеся 2 поделить на 3 равные части каждый, всего 6 частей 6:3 = 2, то есть, у каждого мальчика 1 +
Определение: 1 - смешанное число, где 1 – целая часть, - дробная часть

!!! дробная часть всегда правильная дробь
Вспомним, что сначала у каждого было апельсинов, а затем, при втором способе, 1, значит  = 1. Проблема: как перейти от неправильной дроби к смешанному числу? Для этого вспомним, что черта дроби означает деление, поделим 5 на 3.
Запись в тетради: = 5:3 = 1 (ост 2)
=1

Самостоятельная работа
Запишите смешанные числа, у которых:
а) целая часть 2, а дробная часть .
б) дробная часть , а целая — 12.
Выделите целую часть из неправильной дроби:
;

Учебник
Карточки
Слайды

Критерии успеха

Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа

 

Конец урока

Самостоятельная работа
А сейчас возьмите листочки на краю стола и в них же выполните небольшую самостоятельную работу.
Представьте дробь в виде смешанного числа  
Запишите закрашенную часть фигуры

Трое друзей: Коля, Саша и Петя  нашли 32 гриба и решили разделить поровну. Сколько грибов принесет каждый мальчик домой?  
Представьте дробь в виде смешанного числа
Запишите закрашенную часть фигуры

Трое друзей: Коля, Саша и Петя  нашли 29 грибов и решили разделить поровну. Сколько грибов принесет каждый мальчик домой?  
Ребята, давайте сверимся с доской (решение записано на обратной стороне).

 

Критерии успеха

учащиеся смогут:
сравнивать предметы по цвету;
сравнивать предметы по форме;
сравнивать предметы по размеру.

Стикеры или фишки

Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.

К концу урока учащиеся смогут:
По каким признакам эти предметы схожи? (поформе)
Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради.

Воздушный шарик
Шарик, шарик мой воздушный!
Непоседа непослушный!
(Подбрасывать воображаемый воздушный
шарик то левой, то правой рукой.)

Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Я на шарик нажимаю,
Из-под рук он вылетает.
(Описать руками круг, потрогать
«шарик», погладить, нажать на него.)

Вверх! Но я его поймал
(Поднять руки вверх, «поймать» шарик),
Нитку к пальцу привязал
(Намотать «нитку» на палец).
Вправо – шарик, влево – шарик,
Мой светящийся фонарик!
(Руки поднять параллельно, развести
вправо и влево.)

Дай тебя я обниму
(Обнять «шарик».)
И к щеке своей прижму.
(Прижать к щеке.)
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай!