Занятие с детьми в подготовительной группе. Развитие речи и начала грамоты. «В одиночку биться не годится»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Задачи.

  • Учить детей вести беседу: слушать партнера, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, рассуждать.
  • Обобщать свои познания в форме короткого текста – высказывания. Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими качества людей.
  • Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей при заучивании скороговорки. Учить отгадывать загадки.

Материал.

  • Настенный календарь.
  • Загадки, пословицы, поговорки.
  • Картинки с изображением военных профессий.

Содержание занятия

Дети садятся полукругом.

Воспитатель зачитывает детям отрывки из былин о богатырях.

«Подошел к Илье Добрынюшка:

 - Славный богатырь, Илья Иванович, будешь ты у нас в дружине старшим. Ты возьми меня и Алешу Поповича в товарищи. Будешь ты у нас за старшего, а я и Алеша за младшеньких. Будем вместе мы с тобой на заставах стоять, родную Русь от врагов беречь».

После чтения вопросы к детям:

- «О ком это повествование?».

- «Что такое былины?»

«Былины, а их еще называли героические песни – это рассказы о древних русских богатырях, об их подвигах, о том, как они защищали русскую землю».

- Что значит быль? Это то, что было на самом деле и осталось в памяти народа.

Воспитатель: «Вы уже много узнали о богатырях. Может быть, вам что-то очень понравилось, запомнилось, было очень интересным? Поделитесь своими впечатлениями».

Рассказы детьми содержания былин о богатырях: «Как Алеша Попович перехитрил врага Тугарина, сына Змея», «Илья Муромец  и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на котором разложены листы для выполнения графического диктанта.

Воспитатель: «Илье Муромцу и Добрыне Никитичу надо помочь найти дорогу, где спрятался Змей Горыныч.

Дети под диктовку воспитателя выполняют задание по клеточкам, прокладывая дорогу богатырям.

Воспитатель: «Какие качества есть у богатырей?

Дети перечисляют: добро, сила, храбрость, смелость, отвага, мужество, ум.

Воспитатель:

  • «Если богатырь наделен храбростью, про него говорят, он какой? (храбрый…)
  • «Если у него есть отвага? Он какой? (отважный)
  • Если есть ум? Он какой? (умный)
  • Если есть воля? Он какой? (волевой)
  • Если есть смелость? Он какой? (смелый)
  • Если есть решимость? Он какой? (решительный)
  • Если есть доброта? Он какой? (добрый)
  • Если есть мужество? Он какой? (мужественный)
  • Если он приучен к дисциплине? Он какой? (дисциплинированный)

Воспитатель: «Есть много пословиц и поговорок о богатырях.»

Например,

  • «В одиночку биться не годится».
  • «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу».

А как можно по-другому сказать, не хитрость проявил, а что? (смекалка, находчивость).

Как вы понимаете слова этих пословиц?».

Воспитатель предлагает детям пословицы для рассуждения.

Дети объясняют содержание пословиц.

Воспитатель: «Богатыри ссорились или были дружными?».

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям произнести скороговорку:

  • «Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно»

и предлагает детям повторить ее.

Воспитатель: «Богатыри – мужественные, сильные, храбрые мужчины, защитники родной земли. Назовите, какие мужественные профессии людей вы знаете?».

Воспитатель задает наводящие вопросы:

- Кто помогает людям в чрезвычайных ситуациях, спасает людей на воде? (спасатели)

- Кто охраняет порядок на улицах, в метро? (полицейские).

- Кто защищает Родину? (военные).

Воспитатель: «Все люди этих профессий много тренируются, занимаются спортом, чтобы быть выносливыми, сильными. Приглашаю вас на тренировку».

Проводится физкультминутка «Солдатик».

Если ты солдатик бравый,
Помаши рукой нам правой.
Если ты солдатик смелый,
Помаши рукой нам левой.
Если ты солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
Если ты солдатик стойкий,
На другой ноге постой-ка.
А теперь солдатик бравый
Маршируем до заставы.

После проведения физкультминутки воспитатель предлагает детям построиться на ковре.

Обращает внимание на детей на настенный календарь.

Вопрос к детям:

  1. «Какой сейчас месяц?»
  2. «Что означает красный день в календаре?»
  3. «Какой скоро праздник? Как он называется?» (Он называется Днем защитника Отечества)
  4. А что такое Отечество? (ответы детей).

У каждой страны есть своя армия. В армии есть военные специальности.

Отгадайте загадки о военных специальностях.

В этой форме темно-синей
Защищает он страну,
И в огромной субмарине
Опускается ко дну. (Моряк-подводник)

Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет. (Десантник)

Заменит робота-машину —
Сам обезвредит бомбу, мину.
Совсем не должен ошибаться,
Чтобы в живых потом остаться. (Сапер)

Он защищает поле ржи,
И рощу, и дубраву.
Оберегает рубежи
Далекая застава.
А долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой. (Пограничник)

Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну! (Военный летчик, пилот)

В бой — с целехонькою пушкой,
Наилучшею подружкой.
Нужен точный глазомер,
Чтобы верный был прицел. (Артиллерист).

Картинки с отгадками дети выкладывают на мольберте.

Или 2 вариант:

- Кто управляет танком? – танкист

- Кто прыгает с парашютом? – десантник

- Кто охраняет границу? – пограничник

- Кто поднимает самолет в воздух? – летчик

- Кто служит на подводной лодке? - подводник

- Кто метко стреляет? – снайпер

Воспитатель подводит итог занятия:

«О чем мы сегодня, с вами говорили? Что такое былины? Что больше всего запомнилось, что было интересным?».