Рабочая программа по дополнительному образованию "Знайка" в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Возраст обучающихся: 6-7 лет.

1. Пояснительная записка

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Рабочая программа «Знайка» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Программа кружка «Знайка» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

Программа «Знайка» является интегративной, объединяющей знания, входящие в образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Отличительными особенностями программы кружка «Знайка» являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных результатов на этапе завершения дошкольного образования.

2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.

3. Целевые ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является старший дошкольный возраст. Развитие обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

1.1. Направленность программы

Социально-педагогическая (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 ноября 2018 г. № 196 № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

1.2. Уровень освоения программы

Ознакомительный
(соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДО г М № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» ( в редакции  от  07.08.2015 г, №1308, в ред.от 08.09.2015, № 1035, в ред. От 31.01.2017г., №30, в ред.от 21.12.2018г. № 482(далее – Приказ №922)

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа совместной образовательной деятельности кружка «Знайка».

Программа «Знайка» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Знайка» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательной программой по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ДО.

1.4. Цели и задачи программы

Целью данной программы является создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1) Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.

2) Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности.

3) Расширять общий кругозор.

4) Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

1.5. Категории обучающихся

Дети подготовительной группы, 6-7 лет. (Приказ № 196)

1.6. Срок реализации программы - 1 год, 36 занятий

1.7. Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая, численность 16 детей (в группе 31)

1.8. Режим занятий – 1 раз в неделю, вторник, 30 минут. (СанПин 2.4.4.3172-14)

1.9. Планируемые результаты

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.

Социально-коммуникативное развитие:

  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целевые ориентиры на этапе завершения занятий

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Обучающиеся будут знать: Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила игры.

Обучающиеся будут уметь:

  • Характеризовать особенности отдельных игр.
  • Создать простейшую игрушку.
  • Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Личностные:

  • Овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов.
  • Умение выражать свои мысли полно и точно.
  • Взаимодействие с партнером.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание.
  • Волевая саморегуляция.
  • Оценка.

Познавательные УУД

  • Умение строить речевое высказывание в устной форме.

Содержание программы

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальнее развитие:

1. Сенсорное развитие.

2. Формирование элементарных математических представлений.

3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

ЗАДАЧИ:

Сенсорное развитие:

  • учить детей воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, сравнивать предметы между собой; различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть);
  • продолжать учить использовать систему обследовательских действий;
  • формировать умение обследовать предметы разной формы, включая движения рук по предмету;
  • развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомить с разными характеристиками свойств предметов);
  • активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения: развивать детализацию и оригинальность образов воображения, механизм построения образа на основании какой-либо незначительной детали, построение наглядной модели текста с его последующим воспроизведением с помощью модели;
  • продолжать систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине); развивать оценку длины непрямолинейного объекта; вводить понятие меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости).

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности:

  • способствовать освоению способов познания и интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности;
  • знакомить детей с разными характеристиками свойств предметов, дать представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот;
  • уметь анализировать результаты наблюдений, исследований, опытов и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
  • развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой ;
  • продолжать развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;
  • продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением;
  • создавать условия для развития проектной деятельности ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.

Формирование элементарных математических представлений:

  • учить количественному и порядковому счету в пределах 10 и уметь правильно ими пользоваться;
  • учить систематизировать предметы по выделенным признакам;
  • различать и называть знакомые формы предметов и находить их в ближайшем окружении;
  • учить определять положение того или иного предмета по отношению к себе и к другому предмету;
  • называть дни недели;
  • в конструировании продолжать учить устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем, что они видят в окружающей жизни.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

  • способствовать расширению и углублению представлений детей об окруж. мире;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки;
  • развивать смысловую сторону речи;
  • разворачивать сюжет истории.

Образовательная область «Речевое развитие»

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

2. Развитие всех компонентов речи детей (лексической и произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

3. Практическое овладение детьми нормами речи.

Формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг:

1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2. Развитие у детей литературной речи.

3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

По развитию свободного общения с взрослыми и детьми:

  • учить пользоваться разнообразными средствами общения (словесными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретных ситуаций;
  • развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей;
  • активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа;
  • использовать форму прямой и косвенной речи в общении;
  • воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками.

По развитию всех компонентов речи детей (лексической и произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

  • составлять описательные рассказы об игрушках, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях;
  • составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;
  • анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;
  • обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей Программы, в т.ч. за счет:
    • отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета), размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родо-видовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
    • употребления названий обследовательских действий;
    • рассказов об участии в экспериментировании;
    • комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;
    • обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов;
    • названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности;
    • названий страны, города , символов государства и др.;
  • отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;
  • использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;
  • чисто произносить все звуки родного языка;
  • оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;
  • упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов-антонимов и слов-синонимов;
  • закреплять правильное и отчетливое произношение звуков;
  • учить определять место звука в слове;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
  • упражнять в образовании однокоренных слов и глаголов с приставками;
  • учить образовывать слова разными способами, правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падеже, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени, несклоняемые существительные;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
  • формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем;
  • развивать умение составлять рассказы из личного опыта;
  • учить пользоваться новой формой речи – монологической, поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, передавать словесно содержание сказки, рассказа, картинки, впечатлений из личного опыта.

Практическое овладение детьми нормами речи:

  • продолжать учить детей формулам выражения словесной вежливости в повседневной жизни, играх;
  • учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

По формированию целостной картины мир, в том числе формирование первичных ценностных представлений:

  • формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни, способность «видеть» в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения формировать потребность в постоянном чтении книг и их инициативном обсуждении со взрослыми и сверстниками развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний развивать способность использовать книжные знания (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире) в других видах детской деятельности.

По развитию литературной речи:

  • стимулировать желание описывать состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в монологической форме развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребенок описывает;
  • способствовать развитию творческого потенциала: устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода, сочинения небольшого стихотворения
  • упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
  • поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

По приобщению к словесному искусству (развитию художественного восприятия и эстетического вкуса):

  • создавать условия для того, чтобы общение с книгой приносило удовольствие;
  • начинать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);
  • развивать желание активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др;
  • формировать контекстуальное восприятие книги путём включения сведений о писателе, истории создания произведения;
  • формировать читательские предпочтения в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • доступность, познавательность и наглядность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание теоретических и практических форм деятельности.

Подходы к реализации Программы

Личностно-ориентированные подходы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
  • целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
  • психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
  • развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

Системно-деятельные подходы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
  • креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
  • овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Индивидуальный подход – индивидуализация образования

  • постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;
  • помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;
  • представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

В программе предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

Игры и игрушки

5

3

2

 

2

Всё для дома

7

7

 

 

3

Еда

5

5

 

 

4

Одежда

6

5

1

 

5

Праздник

6

4

2

 

6

Школа

7

6

1

 

 

Итоговая аттестация

 

 

 

 

 

Итого

36

30

6

 

2.2 Содержание учебного плана

Все для дома

Обучающиеся будут знать:

  • Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.
  • Правила ухода за растениями.
  • Правила личной гигиены.

Обучающиеся будут уметь:

  • Пользоваться отдельными предметами быта.
  • Соблюдать правила безопасности. Применять на практике основные знания по уходу за растениями.
  • Выделение познавательной цели.
  • Выбор наиболее эффективного способа решения.
  • Анализ объектов.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждений.

Еда

Обучающиеся будут знать:

  • Как овощи и фрукты получили свое название.
  • Историю происхождения некоторых продуктов питания.
  • Основы правильного питания.

Обучающиеся будут уметь:

  • Различать полезные и вредные продукты.
  • Исследовать (на основе непосредственных наблюдений)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов
  • Умение выражать свои мысли
  • Разрешение конфликтов
  • Взаимодействие с партнером

Познавательные УУД

  • Выделение познавательной цели
  • Выбор наиболее эффективного способа решения
  • Анализ объектов
  • Установление причинно-следственных связей

Одежда

Обучающиеся будут знать:

  • Происхождение некоторых предметов одежды
  • Историю их создания
  • Назначение профессии сапожника и модельера

Обучающиеся будут уметь:

  • Характеризовать особенности русского костюма
  • Создать простейшую модель русского костюма
  • Наблюдать объекты
  • Характеризовать их особенности Группировать (классифицировать) по отличительным признакам

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме
  • Выделение познавательной цели
  • Анализ объектов
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов
  • Умение выражать свои мысли полно и точно
  • Разрешение конфликтов Взаимодействие с партнером, коллективом

Праздник

Обучающиеся будут знать: Название праздников и обычаев

Обучающиеся будут уметь:

  • Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике.
  • Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику.
  • Проводить работу в группе.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка

Школа

Обучающиеся будут знать:

  • Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий
  • Историю их создания
  • Правила поведения в библиотеке

Обучающиеся будут уметь:

  • Делать простой ремонт книги
  • Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности

Познавательные УУД

  • Выделение познавательной цели
  • Выбор наиболее эффективного способа решения
  • Анализ объектов
  • Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов.
  • Умение выражать свои мысли.
  • Разрешение конфликтов.
  • Взаимодействие с партнером.

Продолжение программы