Иосиф Бродский «Пилигримы». Диалог в пространстве культуры

Разделы: Литература


Образовательные цели:

  • Совершенствование навыков анализа лирического произведения.
  • Знакомство с новым подходом к анализу лирического произведения, в основе анализ звуко-цветовых соответствий.
  • Постижение поэтического мастерства Бродского.

Развивающие цели:

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
  • Развитие эстетики чувств.
  • Развитие интегрального, синтетического мышления.
  • Развитие навыков исследовательской деятельности.

Воспитательные цели:

Интеллектуальное воспитание.

  • Формирование логического, абстрактного ,эвристического, ассоциативного, интегрального, синтетического, системного мышления.

Нравственное воспитание.

  • Осознание приоритета общечеловеческих ценностей

Эстетическое воспитание.

  • Оценка прекрасного в жизни и в искусстве.

Иосиф Бродский

«Пилигрим»

Мои мечты и чувства в сотый раз
Идут к тебе дорогой пилигримов.
В.Шекспир

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов, баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
Голодны, полуодеты,
Глаза их полны заката,
Сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
Вспыхивают зарницы,
Звезды встают над ними,
И хрипло кричат им птицы:
Что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит не будет толка
От веры в себя да в Бога.
…И, значит остались только
Иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
И быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам
Скрипи ,мое перо,
Мой коготок, мой посох.

1. Погружение

На экране портрет поэта, эпиграф.

Беседа

Перо, коготок посох… Какие ассоциации вызывают у вас слова?

- Перо - птица, поэт…

- Коготок – кошка, птица…

- Посох - странник.

Кто такой странник?

Тот кто странствует, кто постоянно в пути…

Как еще можно назвать странников? Подбери синонимы.

- Странники, скитальцы бродяги ,паломники, пилигримы…

Пилигримы…Так называл странников поэт, которого мы с вами сегодня откроем для себя.

Он обожал котов («мой коготок» - неслучайная метафора), чувствовал родство душ с ястребом, часто это подчеркивал, и сам оказался в этом мире странником (был выслан, выдворен из России в Америку, оказался с апельсином в кармане). Лауреат Нобелевской премии.

Может быть, кто-то уже понял, о ком речь?

Имя этого поэта официально появилось в русской литературе около 18 лет назад. Когда в 1987 году он получает Нобелевскую премию, но стихи его были известны с 60-х годов. Многие стали почти городским фольклором, их пели под гитару на разные мелодии, при этом зачастую не зная имени автора.

Именно такая судьба была уготовлена стихотворению «Пилигримы» (1958 год). Поэту 18 лет. Он ваш ровесник. Вслушайтесь в И.Бродского.

Звучит песня

Назовите имя этого поэта.

- Иосиф Бродский.

2. Постижение

Анализ стихотворения

(в процессе анализа составляется схема-алгоритм)

О чем говорит эпиграф: «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов»?

- Поэт сразу же обозначает условность образа пилигримов. «Дорогой пилигримов» идут мечты и чувства.

Куда идут пилигримы? Можно спросить более точно: не куда, а …

Мимо чего они идут?

- Мимо ристалищ, капищ… Объясните значение этих слов.
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо…

Мимо какого мира идут пилигримы?

Мимо материального, бренного мира.

Пилигримы проходят мимо Мекки и Рима. Почему мимо? И почему именно эти два города выбирает автор?

- Мекка - мусульманская святыня, а Рим- колыбель цивилизации и культуры.

- Их не интересуют эти вещи. В странствиях и нищете обреталась свобода.

«Каждый перед Богом наг, жалок, наг и убог».

Какими средствами автор подчеркивает эту мысль?

- Настойчивой анафорой (в 5-ти строках) и инверсией (на первое место выносится предлог мимо, важный для автора с точки зрения понимания идеи стихотворения).

Как описаны пилигримы?

- «…увечны они, горбаты, голодны, полуодеты…

Вспомните из Библиии: «Не копите себе сокровищ земных, ибо тля и моль истребят их , а копите себе сокровища духовные…»

Объясните метафору: «глаза их полны заката, сердца их полны рассвета».

- Глаза - мудрость, пилигримы видели жизнь.

- Сердца - надежда.

Итак, пилигримы идут дальше. Что происходит?

-Мир меняется:

За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы.
Звезды встают над ними,
И хрипло кричат им птицы.

Какой это мир?

Вечный. Пустыни, зарницы, звезды принадлежат вечному миру ,мимо которого также проходят пилигримы.

Вывод: Мимо материального и вечного мира идут пилигримы.

Два мира сходятся в одной точке, образуя единый, вечный, бесконечный мир (символ вечности).

Схема

Каким останется этот мир?

«…останется прежним…»

Важна для понимания стихотворения мысль. Какими средствами подчеркивает ее автор?

- Повтор и утверждение.

Мир останется прежним,

Да, останется прежним…

Почему « не будет толка от веры в себя да и Бога»?

- Невозможно ничего изменить.

Потом, когда поэт станет мудрее, старше, отношение его к Богу изменится. Каждый год к Рождеству он будет писать стихотворение, посвящая его этому великому событию…А пока ему 18…

Что остается?

- Иллюзия и дорога.

- Мир будет существовать независимо от людей - быть над землей закатам и быть над землей рассветам (солдаты разрушают, поэты воспевают этот мир, воссоздают его иллюзию).

-У каждого человека своя дорога по этому бесконечному пути, каждый находит свой путь, каждый пилигрим.

А мир остается прежним: закаты сменяют рассветы.

И над этим миром сияет синее солнце.

3. Исследование

Почему солнце синее?

Все, что мы сказали ранее предположение. Стихотворение не открывается до конца логическому, рациональному толкованию. Попробуем на него посмотреть с точки зрения ассоциативного, синтетического мышления и проанализировать звуко-цветовые соответствия.

Звук и в первых 10 строчках повторяется 34 раза. А-19, О-14, Э-6, Ы-4, У-2.

Подсознание поэта подсказало ему выбор такого звука, который помогает создать один из главных образов стихотворения , центральный образ синего солнца,...а может быть , сам образ, доминируя, диктует выбор определенных звуков, в частности звука И.

Доминирует синий цвет, символизирующий бесконечность, глубину, верность традициям…

Синий вне времени…

Вот почему солнце синее.

Семантика цвета: синий – цвет вечности.

Таким образом, анализ звуко-цветовых соответствий помогает понять глубинный смысл стихотворения.

Человеческая жизнь – это путь, дорога в вечность.

Каждый человек в этом мире путник, странник, пилигрим. Каждый проходит от рассвета до заката по этому бесконечному миру свой путь, над которым сияет солнце вечности.

4. Диалог в культурном пространстве

Понять смысл этого произведения непросто еще и потому, что стихотворения Бродского представляют собой диалог в культурном пространстве. В них угадываются сочинения других поэтов- мотивы, образы, выражения…

Вместе с ними стихотворения Бродского образуют единый текст, обладающий сверхсмыслом.

Постараемся услышать этот диалог, а точнее полилог.

Вспомним произведения русской литературы, в которых звучит тема странничества, пути, человеческой жизни в вечности…

Полилог в пространстве культуры.

Библия - «Всяк, живущий на землеесть путник».

Шекспир - «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов» (эпиграф)

Данте - «Божественная комедия»

На полдороге странствия земного
Себя увидел я в лесу глухом…

Сервантес - «Дон-Кихот».

Державин - «Река времен…»

Лермонтов - «Выхожу один я на дорогу…»

Тютчев - «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли, меня?
Все темней, темнее над землею -
Улетел последний отблеск дня…
Вот то мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты, видишь ли, меня?

Гумилев-поэт, путешественник, офицер…

«Заблудившийся трамвай» - загадочный полет сквозь время и пространство…

Множество реминисценций и аллюзий сближает это стихотворение со стихотворением Бродского.

Цветаева - «Уж, сколько их упало в бездну…»

Блок-«Двенадцать» (из старого мира идут двенадцать человек «Ночь, улица, фонарь, аптека»).

5. Домашнее задание: продолжить полилог

Н.С.Лесков, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов…

6. Вывод

В поэзии Бродский создал свой мир, по своему образу и подобию. А он смотрел на землю не с земной поверхности, а из других сфер. Он создал страну бродячих русских (бродячий русский И.Бродский).

Бродлен, Бродсковия – так называли его друзья.

Мы сегодня попытались проложить дорогу в другую страну. Пусть эту дорогу вам освещает синее солнце пилигримов.