Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: ОВЗ, духовно-нравственное воспитание


Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. [2, стр. 11]. Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент, является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям. Только на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.

В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%, что превышает показатели советского периода, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребенку.

Считается, что каждому ребенку вне зависимости от тяжести инвалидности дается возможность реализовать свое право на образование в учреждениях любого типа с использованием необходимой специализированной помощи. Вводятся более гибкие формы получения образования: альтернативой специальным учреждениям становится обучение в специализированных классах массовых школ, обучение на дому с посещением педагогов, дистанционное обучение.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий , из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения обучающихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали [3].

Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.  

Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  • недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);  
  • дети, обучающиеся в ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями”, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих обучающихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;  
  • семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.  
  • стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Одной из основных технологий духовно-нравственного (нравственного) развития и воспитания обучающихся с ОВЗ должна стать технология социального проектирования, предполагающая активное участие обучающихся в общественно полезной личностно значимой деятельности. Условие и результат социального проектирования — выполнение социального проекта. В отличие от других видов учебных проектов, социальные проекты реализуются в непосредственном контакте обучающегося с социальным окружением. При условии должного качества педагогической поддержки социальных проектов обучающихся с ОВЗ проекты могут перейти в социальные пробы, когда обучающиеся, взаимодействуя с теми или иными социальными институтами, достигают значительных продвижений в личностной сфере: в ценностных установках, самооценке, коммуникативных навыках и др. [1]

В ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г.Смоленска» для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется программа духовно-нравственного, патриотического воспитания детей. Программа ориентирована на формирование нравственных ценностей у детей с ОВЗ, укрепление детско-родительских отношений. В рамках программы, направленной на формирования основ духовно-нравственной личности, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитанники приобщались к традициям русской культуры, расширялись их представления о стране, крае, народе, обычаях и культуре. Для реализации программы мы использовали такие группы методов:

  • Наглядные (использование экспонатов: национальных костюмов, домашней утвари, изделий декоративно-прикладного искусства и пр.).
  • Словесные (использование малых фольклорных жанров, беседы, помогающие пополнить словарный запас детей новыми понятиями, развивают внимание, логическое мышление).
  • Практические (приёмы, упражнения, самостоятельная работа детей).
  • Игровые (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты).

В качестве одного из наиболее распространенных и употребимых в практической деятельности педагога, родителя выступает пример.

Пример имеет огромное значение в воспитании детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни воспитанника был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Сегодня нет человека, который, оставался бы равнодушным к проблемам воспитания и развития детей, нравственного становления. Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями. В школе формирование нравственных чувств начинается в младших классах и продолжается на протяжении всего обучения.

Исследование духовно-нравственного воспитания подростков проводилось на базе школы ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”. В исследовании приняли участие 13 обучающихся в возрасте 11-13 лет.

Цель исследования: изучение опыта духовно-нравственного развития младших подростков.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся будет более эффективным при проведении целенаправленной и систематической работы в данном направлении.

За основную диагностическую методику по духовно-нравственной тематике была взята методика М.И.Шиловой. По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что у 8 человек низкий уровень нравственной воспитанности и у 5 средний.

 И поскольку уровень нравственной воспитанности у подростков по данной методике оказался низким, было решено провести с подростками так называемые часы нравственности, суть которых состоит в повышении уровня нравственного воспитания. С этой целью был организованы цикл занятий для классных часов под рубрикой «Часы нравственности».

После проведения часов нравственности, подросткам вновь было предложено пройти тест М.И.Шиловой.

По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что часы нравственности повышают уровень нравственной воспитанности и способствуют усвоению подростками духовно-нравственных ценностей.

Выводы и рекомендации

По результатам диагностики нравственности у подростков можно сделать следующие выводы: у 4 протестированных подростков низкий уровень нравственной воспитанности, у 7 - средний уровень нравственной воспитанности, у 2 - высокий.  

Часы нравственности способствуют повышению духовно-нравственного уровня подростков.

Рекомендации преподавателям:

  • Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;
  • Развитие опыта нравственного поведения;
  • Корректировка нравственных качеств личности школьников.

Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения.

Целенаправленно и систематически проводить часы нравственности.

Рекомендации родителям детей с низким уровнем духовно-нравственного воспитания:

  • Развивать командные чувства у ребёнка
  • Учить уважать чужое мнение
  • Уменьшить количество трудных, самостоятельных заданий
  • Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям
  • Воспитывать как социально активного, здорового человека.

Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное развитие и воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Таким образом, гипотеза исследования, согласно которой духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся будет более эффективным при проведении целенаправленной и систематической работы в данном направлении, подтвердилась.

Литература

  1. Баштырева С.В. Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 527-529.
  2. Ю.В.Науменко, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоград Разработка программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ // Управление начальной школой. - 2015. №8.  
  3. Трошин П.Л. Методы формирования нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 54.