"Героев павших имена". Заочная экскурсия по улицам Санкт-Петербурга

Разделы: Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, Санкт-Петербург, улицы города, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Тип проекта – творческий, социокультурный.

Цели проекта:

  • формирование и развитие патриотического чувства учащихся;
  • развитие познавательного, креативного, аксеологического потенциала личности учащихся
  • формирование рефлексивных умений и навыков учащихся (умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний);
  • развитие умения учащихся самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • формирование и развитие умения  и навыков работы в сотрудничестве;
  • развитие коммуникативных умений (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения);
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование презентационных умений и навыков (умение уверенно держать себя во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении)

(Звучит песня из к/ф «Офицеры» «От героев былых времён не осталось порой имён…»)

Ведущий 1. В нашем городе, городе-герое, носившем в годы войны имя Ленинград, есть немало улиц, названных в честь героев войны. Людей, своим воинским трудом, отвагой, мастерством, а зачастую и жизнью заслуживших право быть увековеченными таким образом.

Ведущий 2. Однако в последнее время я лично всё чаще обнаруживаю, что мало кто из живущих, скажем, на улицах

  • Лётчика Пилютова,
  • улице Пограничника Гарькаваго,
  • балтийского моряка Ивана Тамбасова,
  • улица Партизана Германа
  • или Маршала Жукова представляет себе, чьим именем названы эти улицы,

Ведущий 2. И захотелось нам хоть что-нибудь рассказать о людях, кто в дни Великой Отечественной войны победу ставил выше собственной жизни, отдать им долг памяти и уважения. Может быть, кому-нибудь это тоже будет небезынтересно.

Ведущий 1. Приглашаем вас на экскурсию по улицам нашего города, названным в честь героев Великой Отечественной войны.

Презентация

Ведущий 2.

Всех имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий нашим рассказам, -
Никто не забыт и ничто не забыто!

Ведущий 1. И начнём мы нашу экскурсию с самых южных окраин. Потому что именно в этом районе были самые ожесточённые бои.

Ведущий 2. В первую же неделю Великой Отечественной войны в Ленинграде стала формироваться армия народного ополчения. Её части занимали исходные рубежи в районе проезда, идущего вдоль Балтийской железнодорожной линии.

Ведущий 1. В 1964 году эта магистраль вдоль границы города  была названа проспектом Народного ополчения.

Ведущий 2.

Слава вам, храбрые, слава вам, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрёт!

Ведущий 1. Улица Солдата Корзуна названа в честь артиллериста, Героя Советского Союза, гвардии рядового Андрея Григорьевича Корзуна, погибшего при обороне Ленинграда.

Ведущий 2. КОРЗУН Андрей Григорьевич (12.12.1911 – 5.11.1943)

Слайд – фотография, дата жизни, звезда Героя.

Ведущий 1. Орудийный номер 12-го гвардейского артиллерийского полка (3-й контрбатарейный артиллерийский корпус, Ленинградский фронт) гвардии рядовой Корзун в ходе боя сражался до последней возможности. Был тяжело ранен, 5.11.1943 в критической ситуации накрыл своим телом горящий ящик с артиллерийскими зарядами. Звание Героя Советского Союза присвоено 21.02.44 посмертно. Награжден орденом Ленина.

Улица Солдата Корзуна

Выступает 8 класс

Слайды - работа в порту (современность)

Ученик. …Сегодня у причалов грузятся лесовозы. Могучие краны опускают в их необъятные трюмы целые штабеля досок...

Слайды – артобстрел

Ученица. А в сорок третьем году здесь стояли тяжелые орудия контрбатарейной борьбы. Когда фашисты открывали огонь по Ленинграду, наши артиллеристы били отсюда по батареям врага. И очень часто снаряды, предназначавшиеся для города, летели на эти огневые позиции, - немцы переносили огонь. Бывало, что здесь рвалось до двухсот снарядов в день.

Вспомним подробности трех боев осени сорок третьего года.

Слайды – артиллерия, бой, фото героя

Ученица. 17 октября, заменив раненого наводчика, гвардии рядовой Андрей Григорьевич Корзун не отошел от орудия, даже когда вражеские снаряды рвались совсем близко. Один снаряд попал в укрытие, за которым стояла пушка. К счастью, осколки просвистели мимо Корзуна, и он продолжал вести огонь по немецкой батарее.

Несколькими точными попаданиями заставил ее замолчать.

Ученик. 4 ноября снаряды, посланные наводчиком Корзуном, вызвали на немецкой огневой позиции два больших взрыва. Несомненно, подорвались боеприпасы.

А 5 ноября Корзун совершил подвиг, о котором в полку и поныне рассказывают каждому вновь прибывшему солдату.

Слайды – на привале

Ученик 1 (в форме рядового). Приближались ноябрьские праздники. Батарейцы вспоминали, что делалось в такие дни до войны. Застелив газетой неструганый дощатый стол, Корзун сказал:

Ученик 2 (в форме рядового) — Бывало, в эти дни в каждой избе и варят, и жарят. Потом собираются в колхозный клуб послушать доклад, посмотреть концерт. А теперь... Приглушенный выстрел насторожил всех. Следом за выстрелом где-то сзади грохнул разрыв. Солдаты бросились к орудию.

Слайды – артобстрел

Ученик 1 (в форме рядового). За первым снарядом просвистел второй, третий. Обстрел Ленинграда усиливался. Шестая батарея открыла ответный огонь.

Ученик 2 (в форме рядового). Наши снаряды явно попадали в цель. Две наиболее активные батареи противника замолчали. Корзун радовался. Значит, опять дали гитлеровцам прикурить!

Ученик 1 (в форме рядового). Но радоваться было рано. Озлобленный неудачей противник обрушил на шестую батарею огонь с разных направлений. Обстрел был настолько сильным, что расчетам приказали укрыться. Возле орудий на всякий случай осталось только по одному дежурному.

Слайд – фотография героя

Ученик 2 (в форме рядового). Корзуну как раз и выпало остаться. Видя, что снаряды ложатся совсем близко, он открыл ответный огонь. Сам наводил, сам заряжал, сам производил выстрел.

Ученица. Осколком снаряда Андрей Корзун был тяжело ранен. Другой раскаленный осколок зажег орудийные заряды. Истекая кровью, Корзун пополз к разрастающемуся пламени. Если взорвутся пороховые заряды, взлетят на воздух и лежащие поблизости снаряды...

Ученик. Когда наводчик добрался до огня, у него уже не было сил даже на то, чтобы сбросить с себя шинель и притушить ею пламя. Он сам лег на огонь. Он решил погасить его своим телом.

Это стоило ему жизни...

Слайды – весеннее небо, лес, вода

Ученик 1 (в форме рядового)

Почему все не так?
Вроде - все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только - он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас -
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, -
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор:
Вдруг заметил я - нас было двое...
Для меня - будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Ученик 2 (в форме рядового)

Нынче вырвалась, словно из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь прикурить!" - а в ответ - тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, -
И деревья стоят голубые.

Слайд – фото героя.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло - для обоих...
Все теперь - одному, - только кажется мне -
Это я не вернулся из боя.

Ученица. В городе, за который воевал Герой Советского Союза Корзун появилась новая улица: выросли девятиэтажные дома, по асфальту широкой магистрали ходят автобусы, троллейбусы.

Слайды – улица, сквозь неё фотография

Ученик. Улица солдата Корзуна…

Ведущий 2. Двигаясь по проспекту Народного Ополчения в сторону центра города, мы попадаем на улицу Лёни Голикова. Она носит имя юного партизана, которому в 16 лет было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

В шестнадцать мальчишеских лет (5класс)

Ученица 1.

Голиков Леонид Александрович

Слайд – портрет героя

Когда началась война, Лёне Голикову исполнилось пятнадцать лет. В 16 – это было в марте 42 года – он стал партизаном. Сначала ему отказывали. Дескать, не можем ребятню брать. У нас ведь не пионерский отряд…

Слайд – в партизаны

Ученик 1. Но что поделаешь с этим пареньком, если уж он пришёл в лес? Через месяц -  в апреле – во время атаки вражеского гарнизона все увидели, что Лёня Голиков храбро дерётся. А вскоре поняли, что в разведке он просто незаменим.

Слайд – в бою

Ученица 1. Но особую похвалу он заслужил 13 августа 1942 года. Отряд в это время действовал в районе дороги Псков- Луга.

Слайд – карта дорога Псков-Луга

Ученик 2. Вечером 12 августа Голиков и его товарищи – Васильев и Петров – ушли в разведку. Задание было простое: залечь вблизи шоссе и смотреть, какой груз везут немецкие машины.

 Сценка «У командира партизанского отряда»

Васильев: - Товарищ командир, разрешите доложить.

Командир:- Докладывайте. Подробно.

Слайд - разведка: засада

Васильев: - Место для засады Лёня выбрал у мостика недалеко от деревни Варнавицы. Мостик был выгоден тем, что здесь машины обязательно сбавляли ход. Значит, легче присмотреться к ним. Ночь прошла спокойно – на дороге никто не появлялся. Клонило ко сну. То и дело приходилось тереть ладонью слипавшиеся веки. Уже совсем рассвело, когда вдали послышался шум автомобильного мотора. Кто-то держал путь на Лугу. Вскоре показался лёгковой автомобиль. В нём сидел офицер, одетый в белый китель, рядом ещё один.

Перед мостиком машина пошла тише. Я размахнулся и бросил гранату. Должно быть, от волнения промахнулся. Граната разорвалась в стороне, не причинив автомобилю никакого вреда.

Командир:- Ну, зачем было торопиться! Лучше бы ударить по машине, когда она начнёт въезжать на мост. Продолжайте…

Петров: - Вторая граната разорвалась у самого передка машины и разворотили его. По инерции автомобиль всё ещё катился. За стёклами мелькал белый китель. Пытаясь открыть заклинившуюся при взрыве дверцу, немец бил в неё плечом. Офицеру, сидевшему за рулём, удалось выскочить из машины. Прыгнув через канаву, он побежал к лесу. Я вскинул винтовку и  прицелился…

В это время выскочил и немец в белом кителе. Он тоже бросился бежать.

Слайды - немецкий генерал, Лёнька с автоматом

Лёня Голиков: - Немец бежал, размахивая большим портфелем. На ходу обернулся – в руках у него пистолет. Пришлось стрелять. Подскочил к упавшему гитлеровцу, схватил портфель. Взгляд скользнул по золотым погонам, полоскам орденских ленточек на кителе. Важная птица! Сорвал с него погоны, чтобы по ним определить чин этого немца.

Командир:- Погоны оказались ни к чему. Переводчик разобрал бумаги, и выяснилось: портфель принадлежал действительно важной птице – генералу Виртцу, возвращавшемуся из Кенигсберга. В его портфеле – важные документы. Молодцы! Поистине молодцы! Нужно срочно докладывать в Москву!

(Участники сценки остаются на сцене, присев или стоя)

Командир:- В декабре 1942 года наш партизанский отряд был окружён немцами. После жестоких боёв отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью всё новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила – гарнизон немцев располагался нескольких километрах. Под утро партизан прервал грохот пулемёта – нашлась «добрая душа», сообщила немцам, кто ночью пришёл в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…

Слайды «Партизанское движение»

Ученица 1. В этом бою погиб и Лёня Голиков. Достигнуть леса удалось шестерым, из них двое были серьёзно ранены и не могли передвигаться без посторонней помощи. Только 31 января истощенные, обмороженные партизаны встретились с разведкой регулярных частей Красной армии.

Слайд – портрет Лёни и указ с подписью Калинина

Ученик 2. Воевал Лёня меньше года. Но сделал он за это время много – взорвал два железнодорожных и двенадцать шоссейных мостов, сжёг три склада, уничтожил 9 автомашин с боеприпасами, истребил около 80 оккупантов.

Песня «Я сегодня до зари встану»

Ученица 2. В 1944 году все узнали о Лёне Голикове: в газетах появился Указ о присвоении Голикову Леониду Александровичу звания Героя Советского Союза. Тем, кто знал мальчика, это показалось странным, непривычным. Лёня Голиков и вдруг – Леонид Александрович, но в указах по-другому не пишут.

Ученик 3. А вот новая улица в нашем городе называется просто улицей Лёни Голикова.

Ведущий 1. Вернёмся на проспект Народного ополчения перед нами сразу три улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны: Проспект Ветеранов, улица Зины Портновой и улица Подводника Кузьмина.

Ведущий 2. Улица Подводника Кузьмина – так с 1964 года называется Оборонная улица - теперь она носит имя командира подводной лодки «Щ-408».

Воды Балтики (6 класс)

Ведущий 1. Проспект Ветеранов – важнейшая магистраль города, до 1964 года назывался Срединной улицей. Название проспекту дана в честь участников Великой Отечественной войны.

Ведущий 2.

Глянь на живых,
Пока они живые…
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
Ведущий 1. Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой…

Ведущий 2.

И помни ты,
Живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры
Непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!
(П.Крученюк)

Ведущий 1. Улица Зины Портновой…Она названа в 1962 году в память об отважной юной партизанке, Герое Советского Союза Зинаиде Мартыновне Портновой.

Когда смерть не страшна (выступление 10 класса)

Слайд – портрет Зины

Юноша. Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). Там её застала война. С беженцами уходить не захотела и осталась в городе Оболь.

Слайд – оккупанты в городе

Девушка

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Слайд – Девушки защитницы Родины

Девочка в роли Зины. Зине Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. Чтобы избежать ареста, девочке пришлось уйти к партизанам.

Слайд – партизаны через реку

Юноша

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну, куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...

Девушка. В отряде Зина Портнова стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов и  дерзких операциях против врага.

Слайд - картинка «Казнь подпольщиков»

Девочка в роли Зины...Стоял декабрь 1943 года. Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо удалось собрать всю необходимую информацию и осуществить массовые аресты. Командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой.

Слайд – «Зина стреляет»

Юноша. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к "бандитам" у немцев сомнений не вызывала, а просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой.

Слайд – фотография Зины

Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы…»

Девочка в роли Зины. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли. Ленинградская девочка шагнула в бессмертие. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.

Юноша. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Звучит песня громче.

Слайд – улица Зины Портновой

Ведущий 1. Предлагаем вам пройти вместе с нами к началу Ленинского проспекта, здесь за Московской площадью начинается улица Типанова. Она носит имя Героя Советского Союза Александра Фёдоровича Типанова, оставшегося навеки 19-летним.

Слайд – фотография.

Эта фамилия хорошо знакома жителям нашего города. Это имя носит прекрасная улица за Московской заставой.

Слайд - улица Типанова.

Ведущий 2. Комсомолец Александр Типанов в бою у Красного Села 18.01.1944 года закрыл собою амбразуру вражеского дота, открыв путь наступающим. Звание Героя Советского Союза присвоено 13.02.44 посмертно. Награждён орденом Ленина.

Кровь сердец (выступление 7 класса)

Ученица 1. После прорыва блокады в январе сорок третьего года Ленинград вздохнул свободней. Но коридор, соединивший его со страной, был слишком узким. Город все равно оставался в кольце. По-прежнему немецкие снаряды рвались на его улицах. Прорыв блокады был только первым шагом.

Слайд-карта наступления Приморской группы войск Ленинградского фронта (январь 1944г.)

Ученик 1. Через год полки Ленинграда снова поднялись на штурм 14 января 1944 года со стороны Ораниенбаума началось наступление Приморской группы войск Ленинградского фронта, а 15-го был нанесен удар на главном направлении - от Пулкова. И ничто уже не могло остановить защитников Ленинграда - ни годами создававшиеся укрепления, ни пули, ни снаряды.

Слайд – привал или землянка «бойцы пишут письма»

Письмо с фронта (Читаем от имени Типанова)

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник украшал,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры, -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
1943  (Э.Асадов)

Слайд - Бой (зима), дзот, пулемётчик, наши войны в окопах или на снегу

Ученик 2. …Прорвав передний край обороны противника, гвардейцы приближались ко второй оборонительной линии. И хотя наши артиллеристы уничтожили много огневых точек, гитлеровцы всё ещё держались. Сильный огонь вражеского дзота вынудил роту залечь.

Ученица 2. Пулеметчик Типанов целился в чёрный глазок амбразуры. Заставить врага замолчать ему не удалось.

Типанов израсходовал все патроны, а поднести новые ленты некому: раненого помощника унесли санитары.

Слайд – санитар или санитарка уносят раненого

Типанов:- Можно ли сейчас выжидать? Мне за пулеметным щитом не так страшно. А каково тем, кто лежит прямо на снегу? Что делать – пробираться в тыл за патронами? Под таким огнём далеко не уйдёшь.

Ученик 2.  Никто не знает, о чём думал в те минуты комсорг. Но все видели, что он сделал. Типанов пополз. Не в тыл за патронами, а вперёд, к вражескому доту. Он полз, отталкиваясь локтями: в каждой руке держал по гранате.

Ученица 2. До дота было уже близко. Чуть приподнявшись, Типанов швырнул в амбразуру одну гранату, затем другую. Пулемётная дробь оборвалась…

Ученик 1.  И тут же в чёрном прямоугольнике снова замигали вспышки. Типанов поднялся на ноги и, подскочив к доту, бросился на амбразуру…

Слайд – дзот, атака

Ученик 2. Рота рванулась в атаку. Порыв гвардейцев был так велик, что враг не смог сдержать их натиска и отступил.  Этой победой рота была обязана комсоргу Саше Типанову.

(Исполняют песню «На безымянной высоте»)

Слайды на фоне песни – сцены боев

Ученица 1. Уже потом, после войны, министр обороны издал приказ о зачислении Александра Типанова навечно в списки второй роты гвардейского полка. Воины шли вперёд с именем  19-летнего героя.

Слайд – фото А.Типанова

Ведущий 2. Пройдём по Московскому проспекту в сторону центра города. И мы  окажемся на улице Севастьянова. Севастьянов Алексей Тихонович, Герой Советского Союза, защищал небо над Ленинградом.

Ведущий 1. Совершил 47 боевых вылетов, участвовал в 22 воздушных боях, прикрывая Ленинград, совершил таран вражеского самолета. 23.04.1942 погиб в воздушном бою.

Ведущий 2.

СЕВАСТЬЯНОВ Алексей Тихонович (16.02.1917-23.04.1942)

Ведущий 1. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Командир звена 26-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Севастьянов совершил 47 боевых вылетов, в 22 воздушных боях в паре сбил 2 самолета противника и аэростат наблюдения., прикрывая Ленинград, совершил таран вражеского самолета. 23.04.1942 погиб в воздушном бою. Звание Героя Советского Союза присвоено 06.06.42 посмертно. Награжден орденом Ленина.

Ведущий 2. Похоронен в Ленинграде. Навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названа улица в Ленинграде.

Над ночным Ленинградом (выступление 11 класса)

Слайды – «воздушные налёты»

Память: - От линии фронта до Ленинграда было уже так близко, что, взлетев по тревоге, наши истребители не всегда успевали перехватить врага. До центра города вражеским бомбардировщикам оставалось лететь всего лишь полторы-две минуты. Нашим истребителям приходилось дежурить в воздухе.

Правда, потеряв много бомбардировщиков, враги не решались появляться над Ленинградом днем. Прилетит "хейнкель" или "юнкерс" ночью и утюжит воздух на большой высоте, чтобы подольше держать город в напряжении. Нырнет, сбросит бомбу - и снова забирается повыше.

Девушка:- Ходили на эти задания лучшие экипажи, имевшие опыт ночных полетов на города Западной Европы. Охотиться за ними надо было тоже бывалым летчикам. Штаб фронта решил создать специальный ночной истребительный полк. Майор Романов, назначенный его командиром, получил право отбирать лучших пилотов.

Слайд – «Личное дело младшего лейтенанта Алексея Севастьянова»

  • техника пилотирования - 5,
  • навигационная подготовка - 5,
  • бомбометание с пикирования - 5,
  • стрельбы по наземным целям - 5,
  • стрельбы по воздушным целям - 5,
  • воздушный бой - 5.

(Ночь с 4 на 5 ноября 1941 года… В землянке.)

Севастьянов: - Теперь мы – летучие  мыши. Днем отсыпаемся, а едва начинает темнеть, являемся на аэродром. Пока одна группа летает над Ленинградом, другая ждёт своей очереди в просторной землянке…

Лётчик: -  Холодная сегодня ночь. Начало ноября, а холодно. В небе морозище, а кабина у самолета открытая. Вся защита - прозрачный козырек, наподобие мотоциклетного. Без меховой маски и не думай вылетать - обморозишь лицо.

(Севастьянов разворачивает треугольник письма, протягивает поближе к приплюснутой снарядной гильзе с покачивающимся багровым лепестком пламени.)

Слайды -  отступление, женщины смотрят на отступающих солдат

Читает письмо сам или выходит на сцену ещё один участник и читает стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». После паузы: «Мне, Алёша, снарядом оторвало ногу…»)

Слайд – Севастьянов рассказывает о таране

Лётчик: - Ничего, Алексей, за всё с немцами поквитаемся. Расскажи молодёжи про вчерашний таран. Такого аса срезал: над всей Европой летал. Больше двадцати раз бомбил Лондон. Теперь к нам пожаловал, а ты его так недружелюбно встретил.

Второй лётчик: - Я расскажу. Едва взлетев с аэродрома, Севастьянов увидел скользившие в темноте голубые щупальца прожекторов. То укорачиваясь, то неожиданно вырастая, они тревожно шарили по небу. И вдруг все вонзились в одно место. В пучке света блеснуло серебристое пятнышко.

Слайд – перекрещенные столбы прожекторов

Самолет Севастьянова рванулся туда, где искрились разрывы зенитных снарядов. Конечно, так недолго попасть под снаряд своей же зенитки, но самолёт  скорости не сбавил. Нельзя было терять время. Фашистский летчик торопился вырваться из плена прожекторов. Он понимал, что прожекторные посты не бесконечно будут передавать его из луча в луч. Севастьянов тоже торопился. Его "чайка" послушно нырнула вниз. Маленький истребитель, прозванный так за изгиб плоскостей, похожих на крылья парящей чайки, и впрямь напоминал сейчас птицу, готовую броситься на вынырнувшую из темноты огромную рыбину.

Слайд – воздушный бой

Севастьянов: - Я дал пулеметную очередь и тут же зло прикусил губу. Просчитался! Ярко освещенная цель показалась гораздо ближе, чем была на самом деле. Прибавил газу и снова открыл огонь. Едва застучали пулеметы, бомбардировщик отвернул, замигал в ответ частыми вспышками. Это стрелок "хейнкеля" открыл ответный огонь. Метнувшийся за вражеским самолетом яркий луч прожектора ослепил меня. Вскоре, однако, слепота прошла. Я увидел скрестившиеся лучи и в них серебристую сигару бомбардировщика. Палец судорожно нажал гашетку, но бомбардировщик продолжал лететь.

Пулеметы молчали. Я почувствовал, как взмокла спина. В морозном небе стало жарко, когда понял, что кончились боеприпасы. В голове мелькнула мысль: "А что если винтом..."

Лётчик: - В донесениях, начавших поступать сразу же после воздушного боя над городом, говорилось о том, что обломки немецкого самолета "Хейнкель-111" упали в Таврический сад, спасшийся на парашюте пилот бомбардировщика задержан ленинградцами на улице Маяковского, а советский истребитель "чайка" упал на Басковом переулке. Не было сведений лишь о летчике, таранившем врага.

Слайд – разбившийся самолёт

Севастьянов: - Алексей Севастьянов, в это время шел окруженный большим конвоем воинственно настроенных ленинградцев. Пожалуй, если бы не успел крикнуть, что он свой, ему пришлось бы плохо. Ведь вначале его приняли за фашистского парашютиста…

Девушка: - Среди новых улиц, построенных в нашем городе после войны, есть одна, которая всегда будет напоминать ленинградцам о подвиге Алексея Севастьянова. Она названа его именем.

Улица, носящая имя человека, который таранил над городом вражеский бомбардировщик, - лучшего памятника герою, пожалуй, не придумаешь!

Слайд – плакат «Тарань врага»

Память: - Погиб Алексей, совершив другой подвиг. Это было 23 апреля 1942 года. Неподалеку от аэродрома два его товарища на стареньких тихоходных истребителях вели бой с "мессершмиттами". У Севастьянова, тогда уже командира эскадрильи, машина была получше, новой конструкции. Прикинув, что, едва он появится в воздухе, "мессершмитты" бросятся на него и оставят в покое ребят, Севастьянов взлетел.

Девушка: -  Расчет оказался верным: "мессершмитты" тут же развернулись в его сторону. Истребитель Севастьянова был для них более опасен. Так, еще не набрав высоты, он должен был принять невыгодный для себя бой.

Слайд – Воздушный бой

Все же Севастьянов изловчился и пошел в атаку. Но пока он бил один "мессершмитт", второй обстрелял его сзади. Машина загорелась. Она быстро теряла и без того малую высоту. Смертельно ранен был и летчик. Алексей не мог ни сдержать падения машины, ни выпрыгнуть с парашютом. Товарищей, у которых уже кончалось горючее, выручил, - дал им возможность уйти на посадку, а сам погиб...

Звучит песня Высоцкого «Нас двое – их восемь»

Слайды с подбитым фашистским самолётом, летчиками после боя

Ведущий 1. Вот чьим именем названа улица, которая ровным потоком вливается в парк Победы. Широкая, прямая, она чем-то напоминает плечистого летчика с зорким взглядом и чуть сдержанной улыбкой.

Ведущий 2. Одна из важнейших магистралей Приморского района Санкт-Петербурга носит имя Героя Советского Союза, лётчика Александра Петровича Савушкина.

Ведущий 1. Штурман 11-го гвардейского истребительного авиационного полка  гвардии капитан Савушкин совершил 300 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 18 самолетов противника.

Ведущий 2. Погиб. Звание Героя Советского Союза присвоено 02.09.43 посмертно. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Ведущий  1.

Александр Петрович (05.02.1918 -  17.05.1943)

Ведущий 2. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941. Штурман 11-го гвардейского истребительного авиационного полка  гвардии капитан Савушкин совершил 300 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 18 самолетов противника. Погиб. Звание Героя Советского Союза присвоено 02.09.43 посмертно. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Ведущий 1. Похоронен в Ленинграде, его имя носят улица и расположенная на ней средняя школа.

Слайд – школа.

Прописан навечно (выступление 9 класса)

Слайд – улица, фотография

Медсестра: - Она очень хороша, эта новая улица. Плохо лишь, что нет самого Александра Савушкина - чудесного человека, отважного бойца.

Он, даже раненый, не вышел из боя. Когда после посадки врач перевязал ему рану и собрался отправить в госпиталь, Савушкин упросил оставить его на аэродроме.

Савушкин:— Если я мог с такой раной вести воздушный бой, значит, на аэродроме тем более могу посидеть.

Медсестра махнула рукой:

— Всё шутите, а могло получиться и хуже.

Савушкин:— Другого выхода не было, Не мог же я бросить товарища. Один он бы не управился с семью "мессершмиттами". Да и прикрывали мы важный объект. Там разгружают хлеб для ленинградцев.

Ученица: - Нет, Александр Савушкин никогда не отступал. Заметив однажды, что к нашему переднему краю приближаются восемнадцать бомбардировщиков, Савушкин, несмотря на то, что с ним было лишь несколько летчиков, пошел в атаку. Его решительность лишила гитлеровцев уверенности. Они отказались от намерения бомбить наши войска. Зато появились немецкие истребители. Эти, даже потеряв один самолет, дрались упорно. Бой с ними длился тридцать минут. И хуже всего, что врагов становилось не меньше, а больше.

Савушкин: — Было похоже, что деремся мы со Змеем Горынычем. Отрубишь ему голову - другая появляется, а то и две сразу. Галлюцинация, и только.

Медсестра: - Дело, однако, не в галлюцинации. Хотя действительно, после того как Савушкин и его ведомые сбили несколько "мессершмиттов", количество их не сократилось, а наоборот - возросло. Под конец пришлось драться уже не с четырьмя, а с двенадцатью истребителями. Враг посылал в район боя всё новые и новые самолеты. Но победы он все равно не добился. Группа Савушкина сбила четыре самолета. Фашисты ушли.

Слайды – воздушные бои

Ученики по очереди: - Много неравных боев пришлось вести Савушкину.

11 сентября 1942 года он во главе четверки истребителей дрался с двенадцатью бомбардировщиками. Затем - с четырнадцатью истребителями.

На следующий день повел пять своих самолетов против шестнадцати "юнкерсов". Только за эти три боя группа Савушкина сбила шесть немецких машин.

 А через две недели в одном бою - четыре. Дралась же пятерка Савушкина против восьми бомбардировщиков и пятнадцати истребителей.

Да, он умел превратить небольшую группу летчиков в сильный коллектив.

Ученик и ведомый Александра Савушкина, тоже Герой Советского Союза, Михаил Евтеев вспоминает:

— С Савушкиным мы чувствовали себя уверенней, сильней. Когда впереди был Савушкин - казалось, будто нас вдвое больше. Мы знали, что он всегда найдет выход из любого тяжелого положения и никого в обиду не даст.

Медсестра: - Это все сущая правда. Ведь и ранен он был именно в тот момент, когда выручал товарища. Зато и боевые друзья готовы были рисковать жизнью ради своего командира. А он, заметив, что ребята готовы для него на все, сказал однажды:

Савушкин:— Не обо мне думайте в бою, а о том, как фашиста сбить.

Молодой лётчик:— Вы ведь всегда выручаете нас, Чуть что, смотришь - капитан тут как тут.

Савушкин, улыбнувшись: — Мне по штату положено. На то я и командир.

Ученики по очереди: - Погиб Савушкин не в бою.

17 мая 1943 года, во время артиллерийского обстрела с аэродрома, расположенного на окраине Ленинграда, поднялся транспортный самолет. Савушкин летел на нем в качестве пассажира. Летел в тыл получать новые самолеты.

Слайд – аэродром

Из-за спешки (поблизости рвались снаряды) в подготовке машины к вылету была допущена ошибка. Она оказалась роковой: самолет потерпел катастрофу...

Савушкин: — Я москвич, люблю столицу. Но и Ленинград стал мне дорог. Разобьем врага, - может, и жить останусь в Ленинграде. Думаю, земляки на меня не обидятся.

Слайд – фото города

Ученица: - Не довелось... И все же он остался в Ленинграде. Еще лучший памятник ему - новая улица, на которой Александр Савушкин прописан навечно.

Слайд – фотография улицы

Ведущий 1.От набережной Чёрной речки начинается улица Графова, двадцатилетнего коммуниста, который не посрамил боевой славы Красной Армии.

Ведущий  2. 2 февраля 1944 года зенитно – пулемётный взвод младшего лейтенанта Графова «отбил следовавшие одна за другой 11 контратак и уничтожил до батальона пехоты, два станковых и 3 ручных пулемёта противника».

(Выступление 4 класса построено как Урок Памяти)

Учитель. – Здравствуйте, ребята. Сегодня, в канун праздника Великой Победы, мы вспомним о подвиге юного ленинградца. О подвиге Игоря Графова.

Ребята, давайте вспомним стихотворение, посвящённое подвигу наших солдат в годы Великой Отечественной войны.

(Ученики читают стихотворение «Уходили мальчики»)

Учитель. – Молодцы, а вот Игорю Графову не довелось увидеть нашей Победы. Он погиб раньше.

Это произошло в канун Дня Красной Армии – 22 февраля 1944 года на западном берегу реки Нарвы. Немцы внезапно атаковали наши войска. Фашисты наступали волна за волной. В бой вступил и зенитно-пулеметный взвод , которым командовал Игорь Графов. Атак фашистов было 11.

Ученик, поднимая руку: - Я вспомнил. Я читал об Игоре Графове. Можно я расскажу дальше?

Учитель: - Конечно, можно.

Ученик: - В разгаре боя Игорь услышал, что один из пулемётов его взвода замолчал. Весь расчёт был ранен. Тогда Игорь сам встал к пулемёту. Фашисты стали окружать Графова. Он был четыре раза ранен, но продолжал отбивать атаки. Немцы окружили его. Он стрелял. Кончились боеприпасы. Игорь стал отбиваться рукояткой пистолета…

Учитель: - Когда Игорь уходил на фронт, он дал слово отцу, что никому не придётся за него краснеть. И он сдержал это слово. Четырежды раненный, он сражался. И то, что озверевшие гитлеровцы свалили на землю истекающего кровью Игоря, не было победой…

А в школе так и остался аттестат Игоря, потому что он так и не успел его получить…

(Все участники сценки поют песню «Пусть всегда будет Солнце»)

Ведущий  1. Вспомним их поимённо, горем вспомним своим,

Ведущий  2. Это нужно не мёртвым, это нужно живым.

Ведущий  1. Чтобы помнили…

Ведущий 2.Чтобы поняли…

Минута молчания. Метроном. Слайд с фотографиями тех, о ком рассказывали учащиеся.

В заключение вечера выступает начальная школа, исполняет песню «День Победы».

Литература

1. Дорога Победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне/ сост. Н.Старшинов, С.Музыченко – М.: Советская Россия, 1980.

2. Сборник «Никто не забыт и ничто не забыто». – М.: Просвещение, 1970.

3. Журнал «Классный руководитель» № 8, 2004.

4. Из истории Петербурга «Почему так названы». Сайт allstreets.spb.ru