Семейная гостиная "Воспитание любовью"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: родительская любовь


Цель: Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений через осознание родителями необходимости позитивных эмоциональных воздействий на развитие личности ребёнка.

Задачи:

  • Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.
  • Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
  • Повысить родительскую компетентность в вопросах эмоционального развития ребёнка.

Форма проведения: Психологическая гостиная с элементами тренинга.

Материалы и оборудование: рисунки детей «Счастливая семья», мяч, цветные карандаши, изображение рукавичек, белые листы бумаги, анкеты обратной связи, буклеты для родителей «Воспитание любовью», мультимедийная установка, экран, компьютер.

Ход мероприятия

Буклет (слайд 1)

Уважаемые родители, я рада Вас приветствовать.

Тема нашей психологической гостиной «Воспитание любовью». Мы с Вами сегодня здесь собрались, потому что у каждого из нас есть ребёнок. А что для Вас ребёнок?

Разминка «Ребёнок – это…» (по кругу мяч, родитель говорит свои ассоциации к слову «ребёнок»)

Вывод: Ребёнок – это и счастье, и удача, и трудности. Много всего.

Беседа о родительской любви

(слайд 2)

Вот появился у Вас ребенок, и засветило солнышко на небосклоне Вашей жизни. Но только все чаще оно стало сталкиваться на своем жизненном пути с различными эмоциями, которые зачастую идут от нас, от родителей. На его ясные лучики легли ужас, грубость, ненависть, безразличие, уныние, неудача, печаль, недоверие.

И посерело наше солнышко, оно согнулось под грузом невыносимых переживаний. Оно потеряло свой блеск, потеряло свое истинное лицо. В наших силах сделать так, чтобы солнышко вновь засверкало. Как вы думаете, что для этого надо сделать? Заменить эти негативные эмоции на прямо противоположные. (доброта, восторг, доверие, радость, ликование...)

(слайд 3)

И самое главное, что нас спасет - это ЛЮБОВЬ.

(слайд 4)

Что такое любовь?

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
ОПИСАТЬ НЕВОЗМОЖНО.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
ЭТО ПРОСТО И СЛОЖНО.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ.
ЧТОБЫ ЭТО ПОНЯТЬ
НУЖНО ПРОСТО ЛЮБИТЬ.

Что такое любовь, я хочу Вас спросить,
Только лишь непонятное чувство?
Нет, я готова Вам возразить,
Что любовь - это большое искусство.
Суть его заключается в том,
Что оно, конечно же, чувство.
Чувство радости, счастья, но и потом,
Может быть и страданье, но чувство.
Если кто-то еще может мне возразить,
Что любовь – это просто обычное чувство.
Я Вам еще раз могу повторить,
Любовь - не игрушка, это искусство

(слайд 5)

Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с его родителями, является фундаментальным для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, чтобы родители его любили. Без любви и принятия он не сможет стать полноценной личностью. Родители несут ответственность за тот опыт, который ребенок получит в семье.

Давайте рассмотрим, какие виды любви бывают.

(слайд 6)

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).

Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом. Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

(слайд 7)

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении).

Воспитание осуществляется по формуле: смотрите какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах. Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждается в эмоциональном участии взрослого, в сопереживании своим проблемам и трудностям. Этого участия он ждет в первую очередь от своих родителей, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь.

Ребёнок, который постоянно слышит, что у взрослого на него постоянно нет времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже, если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее, количества) посидите у кровати ребёнка, поговорите с ним, расспросите о прожитом дне, прочитайте книжку, несмотря на возраст ребёнку это необходимо.

(слайд 8)

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю. Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку. Родители говорят:

“Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребёнку это пока не по силам.”

Но избалованным детям часто тяжело приходится в жизни. Нельзя держать свое чадо под колпаком родительской любви – в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Если родители убирают каждый камушек с дороги малыша, то от этого ребёнок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот, он ощущает себя беспомощным и одиноким. Лучше сказать так: “Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе помогу”. Это один из вариантов мудрого отношения к своему ребёнку.

(слайд 9)

Безусловная любовь — это когда вы любите ребенка независимо от его качеств и особенностей, склонностей, достоинств и недостатков, независимо от его поведения и от того, насколько он отвечает вашим ожиданиям, удовлетворяет ваши потребности. Это вовсе не значит, что вам должно нравиться какое угодно его поведение. Безусловная любовь — это когда вы любите ребенка даже тогда, когда поступки его вам не нравятся.

Мудрый родитель, корректируя действия ребенка, всегда уточнит, что ему не нравится поведение ребенка, а не он сам.

Еще один вариант: "Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить”.

Обещание больше не любить своего ребёнка - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Однажды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка.

(слайд 10)

Авторитарная (симпатия, близость, собственническое отношение).

Формула такова: мой ребенок, что хочу, то и делаю. Для этого стиля характерны полное уничтожение личности ребенка и подавление его способностей и личностных качеств. Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная.

Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнить всё, когда вы рядом, и наплевать на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: “Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно обсудим – почему и зачем”.

Еще один вариант: Мой ребенок будет ходить в бассейн, заниматься музыкой, английским, я не позволю ему упустить свой шанс”.

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься. Пока ребёнок ещё маленький и слушается взрослых, но затем... Желая вырваться из клетки родительской любви, он начинает выражать протест доступными ему способами: врать, пропускать занятия, это может быть, и приём наркотиков и т.д. Поэтому, заполняя день ребёнка полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени для личных дел.

(слайд 11)

Итак: Любовь должна быть действенная, не какая-то отвлечённая, а вполне ощутимая. Воспитывать любовью – это значит использовать контакт глаз, различную интонацию, тактильный контакт, говорить добрые фразы, или применять контроль, когда нарушено правило безопасности, общения. Ребёнок должен «видеть, слышать, ощущать и чувствовать любовь родителей».

А сейчас давайте посмотрим, чем занимались в это время наши дети. (Рисунок на тему "Счастливая семья")

Теперь мы попросим детей присоединиться к своим родителям и немного поиграем.

Упражнение "Тактильный контакт"

Из далёкой старины пришёл обычай: петь ребёнку колыбельные песни, качая на руках – почему? Для того, чтобы просто существовать, ребёнку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать

Вывод: тактильный контакт понятнее для ребёнка всех слов.

Обнимите своего ребенка, поцелуйте, скажите на ушко приятные ласковые слова.

Упражнение "Рисунок на спине"

Ребенок и родитель рисуют пальцем на спине друг друга различные фигуры, буквы и слова, а другой должен отгадать, что написано.

Таким способом вы можете повторить русский или английский алфавит, геометрические фигуры или просто написать "Я люблю тебя!", получить огромное удовольствие от общения и с пользой провести время.

Обсуждение: Какие ощущения вы испытывали?

Упражнение «Рукавички» (пары – родитель и ребенок сидят рядом за столами)

Каждому участнику дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Пары могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Обсуждение: Каким способом вам удалось договориться: ребенок подчинился, родитель уступил ребенку или это было обоюдное согласие?

Упражнение «Слепое послушание» (пары – родитель и ребенок сидят рядом за столами)

Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.

Инструкция: мама и ребенок сидят рядом за столом. Перед ними лежит лист бумаги. Родитель закрывает глаза, но только ему разрешается рисовать. Ребенок с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока.

Обсуждение: Что вы испытывали, находясь в роли подчиненного?

А теперь подумайте, что испытывают наши дети, когда им приходится слепо подчиняться?

Упражнение «Мне нравится» (родитель и ребенок сидят на стульях напротив друг друга)

Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителем.

Инструкция: Пара (родитель и ребенок) разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты…» и добавляют к ней содержание. Тем самым возникает позитивный диалог. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь».

Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами.

Упражнение «Хвастунишки»

Цель: развитие у детей навыков общения, внимания, наблюдательности, умения выражать словами симпатию к другому человеку. Получение родителями информации о самих себе.

Инструкция: Дети очень любят похвастаться. Только сейчас хвастаться придется не собой, а своими родителями. Ведь это так приятно и почетно иметь самых лучших маму и папу. Посмотрите на своих родителей. Подумайте какие они, что в них хорошего? Что они умеют? Какие хорошие поступки совершали? Чем он могут нравиться?

Обращение к родителям: Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами.

Рефлексия

Мы надеемся, что наша встреча была полезной для каждого из вас! И мы просим заполнить вас листы обратной связи.

На память о нашей сегодняшней встрече мы дарим вам памятки. В них Вы найдёте игры для совместного времяпрепровождения.

Спасибо Вам за удовольствие общаться с Вами!

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.:МАСС МЕДИА, 1995.

2. Кэмпбелл Я. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1990.

3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2006.