Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» для учащихся 5-го класса на 2019–2020 учебный год

Разделы: Экология

Класс: 5

Ключевые слова: экология, программа, экологическое воспитание, рабочая программа, экологическое сознание


Программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» в пятом классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Приказ Минобрнауки России об утверждении порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях» (25.11.2002.);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные  главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные  Главным санитарным врачом Российской Федерации  29  декабря 2010 г., зарегистрированными в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
  •  Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2019-2020 учебный год;
  • Адаптированная образовательная программа КОУ «Адаптивная школа №6» на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» в пятом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:

  • Концептуальные положения теории Л.С.Выготского;
  • Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А.Власова, Мастюкова Е.М., В.Н.Чулков, Т.А.Басилова, Л.А.Головчиц);
  • Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, А.В.Апраушев, Е.Л.Гончарова, Л.А.Головчиц, Л.И.Тигранова, Я.Ванн Дайк и мн.др.);
  • Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П.Вайзман, Г.Е.Сухарева, Г.В.Цикото, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, С.Д.Забрамная и др.);
  • Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С.Выготский, М.С.Певзнер,  Т.А.Власова, С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева, А.Р.Маллер, Г.В.Цикото и др.);
  • Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э.Сеген, Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко и др.);
  • Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А.Власова, И.Г.Еременко, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, В.Н.Синев и др.);
  • Компетентностный подход в обучении (И.А.Зимняя, Дж.Равен, А.В.Хуторский и мн.др.);
  • Коммуникационная система обучения (С.А.Зыков, Т.С.Зыкова, Е.Н.Марциновская, Л.А.Новоселов и др.)
  • Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).

При разработке программы по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» были использованы следующие программно-методичнские материалы:

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой;
  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Основными задачами программы по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» являются:

  • Формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
  • Формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
  • Формирование временных представлений;
  • Формирование представлений о растительном и животном мире;
  • Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
  • Формирование представлений о явлениях природы, сезонных изменениях
  • Формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные).

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

При проведении уроков по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).

Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.

У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.

Особенности второй другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.

В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На пятом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему».

Место предмета в учебном плане

Учебный предмет по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» является обязательной вариативной частью учебного плана.

Предмет «Экологическая азбука» в соответствии с учебным планом рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество часов: 34ч (34 учебных недели).

I четверть – 8 ч.

II четверть – 8 ч.

III четверть – 10 ч.

IV четверть – 8 ч.

Примерные планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы;
  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2)  Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека:

  • Интерес к объектам живой природы;
  • Представления о животном и растительном мире;
  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.

3)  Элементарные представления о течении времени:

  • Умение различать части суток и времена года;
  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток.

Изучение предмета по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

  • Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
  • Спокойное пребывание в новой среде;
  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
  • Принятие контакта, инициированного взрослым;
  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
  • Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
  • Формирование учебного поведения:
  • Поддержание правильной позы;
  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
  • Подражание простым движениям и действиям с предметами;
  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
  • Использование по назначению учебных материалов;
  • Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
  • Выполнение действий с предметами (по подражанию);
  • Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
  • Выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу);
  • Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
  • Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
  • Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
  • Принятие помощи учителя на групповом занятии.
  • Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
  • Выполнение задания полностью (от начала до конца);
  • Выполнение задания с заданными качественными параметрами;
  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Показатели сформированности представлений:

  • представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);
  • представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);
  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).

Показатели восприятия материала:

  • понимает без визуализации;
  • понимает без визуализации частично;
  • не понимает без визуализации;
  • понимает с наглядным подкреплением;
  • понимает с наглядным подкреплением частично;
  • не понимает.

Показатели самостоятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
  • действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
  • действие выполняется ребенком самостоятельно.

Содержание программы

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко,  банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду.  Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина) Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем  года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений.

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных  птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы(голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы.

Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления.

Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Экологическая азбука». 5 класс

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы по внеурочной деятельности «Экологическая азбука» материально-техническое обеспечение предмета включает:

  • объекты природы: образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
  • наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
  • муляжи овощей, фруктов, чучела животных;
  • пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
  • различные календари, изображения сезонных изменений в природе;
  • индивидуальный раздаточный материал с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
  • Расскажите детям о лесных животных. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
  • Расскажите детям о насекомых. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
  • Расскажите детям о птицах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
  • Расскажите детям о садовых ягодах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
  • Расскажите детям о домашних питомцах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
  • Расскажите детям о домашних животных. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
  • Расскажите детям о деревьях. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
  • Расскажите детям о фруктах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
  • Расскажите детям об овощах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
  • Комплект ЗК по окружающему миру на поддончике с методичкой (фиолетовый);
  • Календарь погоды магнитный для школы и д/сада;
  • Комплект карточек: Времена года. Рассказы по картинкам;
  • Комплект карточек: Деревья и листья. Мир в картинках;
  • Комплект карточек: Родная природа. Рассказы по картинкам;
  • Комплект карточек: Животные домашние питомцы. Мир в картинках;
  • Комплект карточек: Овощи. Мир в картинках. ФГОС;
  • Комплект карточек: Птицы домашние. Мир в картинках;
  • Комплект карточек: Фрукты. Мир в картинках ФГОС;
  • Комплект карточек: Ягоды садовые. Мир в картинках. ФГОС;
  • Пазл мягкий "Поляна";
  • Комплект карточек: Домашние животные. Мир в картинках;
  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
  • аудио- и видеоматериалы;
  • интерактивная доска, документ-камера, принтер, ноутбук.

Литература

  1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряева, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б.Баряева, 2015. – 160 с.
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.