Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: технология критического мышления, приёмы стратегии смыслового чтения


«Читать и не понимать - то же, что совсем не читать…»
Ян Амос Каменский

Умение работать с текстом – основа интеллектуальных умений человека.

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки оставляли след в сознании ученика, были нацелены на продвижение ребёнка в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии.

Математика считается царицей наук, однако трудности в изучении данного предмета знакомы многим детям.

Как же увлечь ребёнка математикой?

В данном случае актуально использование технологии критического мышления как средства формировании навыков работы с текстом в рамках обучения смысловому чтению.

Почему именно технология развития критического мышления (ТРКМ)? Дело в том, что ученик, способный мыслить критически, чувствует уверенность в работе с разными типами информации, эффективно использует имеющиеся ресурсы, владеет активными способами чтения.

Другими словами – с помощью ТРКМ можно и нужно совершенствовать навык смыслового чтения.

Как это сделать? Посредством чего?

1. Посредством урока, построенного по технологии критического мышления.

Он содержит три фазы

  • Вызов
  • Осмысление
  • Рефлексия

на каждой из которых решаются свои задачи и используются стратегии, которые перекликаются с хорошо известными нам стратегиями смыслового чтения.

Таким образом, включая учащихся в совместную деятельность, мы формируем не только способность мыслить критически, но и развиваем навыки смыслового чтения.

Вызов (кластер, ключевые слова, перепутанные логические цепочки, рассматривание иллюстраций). Слушаем, записываем, обсуждаем.

Осмысление (инсерт, сводная таблица, фишбоун, бортовой журнал, чтение с остановками вопросы БЛУМА….)

  1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
  3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
  4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …, если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что - то хорошо, а что - то плохо?», «Чем один объект отличается от другого?»
  6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы ты поступил?»

Рефлексия (синквейн, телеграмма, диаграмма, 6 шляп…) Возможно использование как устных, так и письменных приемов проведения рефлексии.

Вернёмся к вопросам разного типа по Блуму. Им отводится особое место.

Такая классификация помогает научить детей самостоятельно предлагать и задавать вопросы к тексту.

Учащиеся могут формулировать и записывать вопросы на любом этапе работы в парах, группах или индивидуально.

В рамках ТРКМ представлен широкий спектр заданий, способствующих пониманию математических текстов, вызывающих интерес у учащихся к предмету. Рассмотрим некоторые.

Игра «Правда-ложь», «Верю - не верю»

Определи истинные и ложные высказывания, исправь ошибки.

«Я великий Знайка и никогда не допускаю ошибок! Для записи чисел в математике используются римские цифры. Это 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Самое большое трёхзначное число – 998, а наименьшее двузначное – 10 и т.д.

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом/формулой.

Например:

Квадрат – это _____________ , у которого все стороны _____________. Периметр квадрата вычисляется по формуле___________ или ______________. S=a·b – это_________________.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Например:

Продолжи высказывание:

1. Если из суммы вычесть первое слагаемое, то ________________.

2. Чтобы найти делимое, нужно______________________________.

3. Если к разности прибавить вычитаемое , то __________________.

4. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно_________________. и т.д.

Задания «на перенос информации»: заполнение или дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

Например: Заполни таблицу «Виды треугольников».

Виды треугольников

Главный отличительный признак.

Графическая модель

Остроугольные

 

 

Тупоугольные

 

 

Прямоугольные

 

 

Разносторонние

 

 

Равносторонние

 

 

Равнобедренные

 

 

Итог-схема опора

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) «собери» правило, алгоритм.

Например: Восстанови последовательность алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное. Пронумеруй этапы верно:

Этап

 

Результат записываю под единицами.

 

Умножаю сотни.

2) «найди ошибку».

Например: Треугольник – это геометрическая фигура, которая имеет три стороны, три вершины и четыре угла.

Особый интерес у учащихся вызвало задание по составлению дневника исследователя.

Его так и назвали «Дневник исследователя», «Отчёт исследователя».

Основу его составляет текст, содержащий математические данные

Минус - крайне мало методических разработок, и самих текстов.

Как работаем?

Например:

Задание 1: Сформулируй к тексту вопросы, используя имеющиеся в тексте числовые данные.

(Вопросы не просто по содержанию, а лишь привязанные к числу)

Используем классификацию Блума.

Ответь на предложенные вопросы. Задают, отвечают, контролируют правильность ответов сами дети.

Практически

Дети производят исследование текста содержащего математические данные по вопросам, выделяя не только очевидные числовые данные в тексте, но и выполняя ряд вычислений, которые невозможно провести без детального анализа содержания.

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, отметать второстепенное, самостоятельно строить план действий.

На всех стадиях целесообразно использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, а в течение урока обязательно поощрять работу каждого ребенка, выслушивая по-возможности всех.

В целом, использование технологии развития критического мышления способствует изменению отношения учащихся к чтению математических текстов;

  • повышению познавательной активности и более глубокому пониманию прочитанного;
  • развитию положительного отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
  • заинтересованности учащихся в дальнейшей деятельности, способности анализировать результаты самостоятельно определять направления дальнейшего изучения материала;
  • способствует формированию навыка смыслового чтения.

Александрийский маяк.

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его строительство планировали вести 20 лет, но построили всего за 5 лет. Работы закончили в 283 году до нашей эры.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии.

Современный девятиэтажный дом имеет высоту 30 метров. Общая высота маяка в 4 раза превышала его высоту. Основание маяка имело мощный фундамент.

Маяк состоял из трех мраморных башен. Нижняя башня составляла половину от общей высоты маяка. Здесь жили рабочие и солдаты. Средняя восьмиугольная башня достигала высоты в 40 метров. Верхняя часть маяка была увенчана фигурой Посейдона. 

Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 году античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 метров. В таком состоянии маяк простоял до 14 века, но после очередного землетрясения он был разобран на камни».

Дневник исследователя: (ФИО учащегося)_______________

  1. Год окончания строительства маяка;_______________
  2. Год разрушения маяка;____________________
  3. Общая высота маяка;______________
  4. На сколько лет рабочие опередили график строительства?;_______
  5. Высота нижней башни;______
  6. Высота нижней и средней башен;__________
  7. Высота верхней башни;_____________
  8. Высота маяка после разрушения;__________
  9. На сколько метров уменьшилась высота маяка после землетрясения?________
  10.  В каком веке маяк разобрали на камни?_________