Приемы активизации деятельности ребенка в проекте "Кабинет: вдохновение на кончике пера"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6


В дополнительном образовании я вела объединение «Знай и люби свой город». И время от времени, задавалась вопросом: Как сделать процесс обучения более эффективным?

И при этом хочется, чтобы учиться было радостно и трепетно. Уверена, что каждый педагог мечтает, чтобы, ученик на занятие шел с желанием и восторгом. А мир/ общество так стремительно развивается, изменяется, что внедрение современных образовательных технологий становиться просто необходимостью. Так как главной задачей сейчас стало развитие личности учащегося, а отличительной особенностью является деятельностный характер в обучении.

Работая в кружке я столкнулась с рядом проблем:

  • Низкая мотивация к изучению истории города и чтению книг по данной тематике;
  • Быстрая утомляемость ребят на экскурсиях, лекциях и мероприятиях, где они являются только слушателями;
  • Отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.

В связи с этим, я стала думать о том, как активизировать работу ребят.

И мне несказанно повезло, нам предложили принять участие в городском музейном конкурсе – игре «Петербургский домострой».

Цель проекта - создание виртуальной музейной экскурсии, для этого ребятам нужно было посетить 5 и более музеев (ребята сами выбирали их из большого списка предложенных музеев), в ходе посещения ребята также сами должны были выбрать тему и на основании всего этого составлялась интерактивная историческая музейная экспозиция.

Конечно, же я все время была рядом и со стороны направляла и помогала ребятам.

Что же я заметила, хочу рассказать на примере посещения двух музеев. Экскурсия в музей-дачу А.С.Пушкина была интересна, насыщена и познавательна, но ребята по окончанию очень устали. А экскурсия в музее Ф.М.Достоевского проходила в форме диалога, ребята были так вовлечены экскурсоводом в дискуссию, что ощущалось их полное погружение в познавательный процесс. И, не смотря на то, что по продолжительности она была такая же как и первая, ребята не хотели уходить из музея, задавали много вопросов и даже «загорелись» прочесть произведения Ф.М.Достоевского.

Это меня подтолкнуло к мысли о внедрении активных методов при создании нашей экспозиции.

Для начала, мы в форме мозгового штурма определились с темой нашего проекта «Кабинет: Вдохновение на кончике пера». Также в форме мозгового штурма ребята определили предмет своей экспозиции, и это оказалась чернильница. Потом ребята были разделены на две команды, каждая из которых исследуя из различных источников исторические сведения о чернильнице, собрала материал по данной теме.

В форме круглого стола прошла дискуссия о том, что именно важно и что необходимо включить в проект. В такой же форме ребята выбирали в какой музей пойдут на следующую экскурсию. Теперь после посещения экскурсии, ребята разбивались по парам и составляли отзыв о посещении музея, экскурсии и предметах, которые не оставили равнодушными. Так по крупицам мы собрали виртуальную музейную экспозицию. Так же важно отметить, что ребята прошли тренинг «Как создать музейную экспозицию», на котором ребята тоже в парах учились по предложенным музейным предметам создавать экспозицию.

И проанализировав все нами пройденное, мы решили, что защищать свой проект будем не в форме лекции одного экскурсовода, а в форме диалога, включив чернильницу как отдельный персонаж нашего путешествия по музейной экспозиции. Слушалось легко, непринуждённо и с интересом не только судьям, но и всеми участниками конкурса. И в результате чего ребята заняли в городе 1 место среди 5-6 классов. Также замечу, что ребята сами разбивались на пары и выбирали, где они будут представлять свой проект. Первая пара представила его на самом конкурсе, вторая пара в школе в параллели 6 классов, третья на родительском собрании, а четвертая пара на школьной конференции.

В заключение хочу сказать, что ребятам понравился не только проект, но и сам процесс.

Презентация.

* * *

В: Здравствуйте, вы любите путешествовать в прошлое? А слушать старинные истории? Так вот, сегодня мы отправимся путешествовать по кабинетам доходных домов нашего славного и неповторимого города Санкт-Петербурга. Эх, былые времена – былые нравы… а виновница нашего путешествия, частичка вдохновения каждого былого кабинета, - чернильница, которая сегодня к нам пришла в гости и поможет мне рассказать о нашей экспозиции: Кабинет : вдохновение на кончике пера.

Ч: Здравствуйте! Да, да, это я – чернильница! А вы знаете кто я такая? Я являюсь емкостью для чернил. Первая моя прапрабабка была найдена археологами в древнеримском городе Геркулануме и сделана она была из глины.

В: В качестве чернильницы могли использовать любые подходящие сосуды: глиняные плошки, рог, вставленный в крышку стола, аптечные пузырьки. Но чаще всего сосуд для чернил изготовлялся специально: в виде баночки на ножке, флакона с крышкой, пузырька с узким горлышком; медные, бронзовые, золотые, чугунные, мраморные, хрустальные, стеклянные и даже из полудрагоценных камней. Часто ее изготовление поручали выдающимся художникам, скульпторам, литейщикам и ювелирам.

Ч: Все понятно, но давай же поскорее отправимся в путешествие-экскурсию, которую ты приготовил для нас.

В: не спеши наша уважаемая гостья,. Дело в том, что на протяжении веков внешний вид чернильниц менялся. Например, в Европе с XVII века стали очень популярны массивные чернильные приборы, всегда занимавшие центральное место на письменном столе. Мы сейчас к такому чернильному прибору отправимся на экскурсию.

Скажи чернильница, ты когда-нибудь видела свою родственницу, которая представляет собой корабельную палубу с мачтой, орудиями и военными трофеями, сделанной из золоченой и патинированной бронзы, с двадцатью эмалевыми миниатюрами на металле? Нет? Тогда мы отправляемся в Петербург 1775 год. Чернильница, а ты знакома с историей моей Родины?

Ч: Я в школу не ходила, поэтому многого не знаю.

В: да не обижайся, я сейчас все расскажу. Дело в том, что в те времена шла русско-турецкая война, которая окончилась 1774году. И Победа при Чесме стала вторым триумфом русского оружия со времени учреждения Екатериной II Военного ордена святого Георгия, а заслуги Алексея Орлова императрица увековечила сооружением Чесменского дворца и этот чернильный прибор предназначался для Капитула первого в России воинского ордена Святого Георгия и предполагался быть помещен в зале для торжественных собраний георгиевских кавалеров в Чесменском дворце.

Заказана она была в Париже у талантливого французского мастера Демайи. Он не один создавал столь уникальный шедевр искусства, ему помогали такие мастера как: скульптор Жан-Антуан Гудон, часовщик Мейер и мастер Андри.

Ч: И все таки мне не понятно, почему Чесменскую чернильницу можно считать Вдохновением?

В: Не спеши, я все поясню. Строительство дворца шло медленно и Екатерина 2 жаловалась на это своему советчику и писала об этом чернильном приборе следующее: Сделайте его столь прекрасным, чтобы желание поместить его на место, ему предназначенное, ускорило все эти работы: мелочи, порой, ускоряют ход крупных дел. А также декор чернильницы, отражающий события турецкой войны, прославляют победу и могущество России.

Ч: Вот, какие мы необыкновенные! Спасибо, тебе большое, я испытала настоящую гордость к своей предшественнице! А куда мы отправимся теперь?

В: В кабинеты доходных домов Петербурга.

Ч: А я знаю, что слово КАБИНЕТ чисто русского происхождения. Так называли потайную комнату среди проходных комнат, где человек мог спокойно поработать или поразмышлять. То есть, человек был дома, но его КАБЫ НЕТ (как бы нет).

В: Отлично, тогда без промедления отправляемся в кабинет жены русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Оказавшись в нем, можно сразу же понять некоторые черты характера Анна Григорьевна: скромность, простота и строгость. И вот на столе видим ее личную чернильницу, с которой она не расставалась до самой смерти.

Ч: Почему Анна Григорьевна дорожила этим предметом?

В: Федору Михайловичу из-за карточных долгов грозила потеря авторских прав на все вновь созданные произведения, разорение и гибель. Анна Григорьевна, работая стенографисткой, помогла в нужный срок записать два его романа, один из которых «Игрок». Тем самым русская литература не потеряла великого писателя.

Ч: Какие удивительные истории ты рассказываешь.

В: Это еще что, вот сейчас мы отправимся лицезреть фарфоровую чернильницу в стиле эклектика, которую создали на Фарфоровом заводе А.Г.Попова. село Горбуново Дмитровского уезда во второй половине XIX века, а принадлежала она Александру Блоку.

Эта Розовая с золотым чернильница, стоит среди фарфора и керамики в гостиной Любови Дмитриевны Блок. На ней нарисованы белоснежные лебеди, а ножки представляют собой львиные головы, перетекающие в лапы. Если внимательно прислушаться, эти добродушные львы могут рассказать занимательную историю о судьбе чернильницы.

Ч: Очень интересно послушать.

В: Александр Блок жил и творил на рубеже двух эпох. Большое влияние на творчество поэта оказала Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Оперная певица и актриса пленила поэта, и казалось они были созданы друг для друга, но увы, гармония столь стремительно возникшая, так же быстро и прошла. На похоронах поэта Любовь Александровна в память о возлюбленном тайно унесла эту чернильницу с его письменного стола, оставив крышку, украшенную жемчужными бусинами и золотыми звездами. Через 40 лет, поняв, что личные вещи Александра Блока – это история страны, она вернула чернильницу, так воссоединились две части этого предмета.

 В: А эта чернильница в китайском стиле из латуни находилась в музыкальном кабинете доходного дома некоего петербуржца. Стояла она на самом «кабинете» - ларце с выдвижными ящиками.

Ч: Очень интересно. Чернильница в виде колодца, золотистая и большая, можно только предположить, что хозяин кабинета придавал большое значение чернильнице, заботясь о том, чтобы она радовала его взор.

В: Теперь мы отправимся в середину 20 века. А знаешь, что современные школьники не догадываются, что это за предмет на фото. Это жестяная чернильница, которая находилась в пионерской комнате, служившей кабинетом для пионеров. Используя её, ребята создавали альбомы воспоминаний о своей жизни, походах и путешествиях.

Ч: И какая же история у этой чернильницы?

В: Во время блокады эта чернильница служила коптилкой. И только представь, в то тяжелое время она освещала , давая свет и надежду. Ленинградская блокада - это уникальный пример духовной стойкости во всей истории человечества. И здесь чернильница стала опорой и поддержкой.

Ч: А ты знаешь, что каждый год проходит международный конкурс педагогического мастерства «Хрустальная чернильница. Булгаковский урок»? Так что о нас все еще помнят! Нами вдохновляются. И я предлагаю тебе продолжить собирать свою экспозицию и истории обо мне.

В: Благодарим за внимание!