Урок литературы по теме "Две бездны..." Философская лирика Ф.И.Тютчева

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: анализ стихотворения, философская лирика , Ф.И.Тютчев


Класс: 10.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Метод обучения: системно-деятельностный.

Уровень подготовленности класса: высокий.

Цели:

  • Предметные: создание условий для осознания учащимися основной мысли урока (разобраться в самых сложных шедеврах тютчевской поэзии, наполненной философским подтекстом, проникнуться ее глубоким смыслом);
  • Метапредметные: уметь принимать и сохранять учебную задачу;
  • Развивающие: совершенствование и развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся:склонностей к сравнению, к оценке явлений с эмоционально-вкусовых, эстетических, мировоззренческих, нравственных позиций; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, формированию проблем; психических свойств, таких как память, сочувствие, воображение, ясность речи. развивать речевой слух; развивать логическое мышление, речь учащихся.
  • Личностные: воспитывать чувство ответственности по отношению к слову; формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект учащегося, совершенствование умения работать в группе, уважая точку зрения других, отстаивая свою.

Оборудование:

  • Литература. 10кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений, Ю.В.Лебедев Русский язык. Литература. Базовый уровень", Москва «Просвещение», 2018.
  • Листы наблюдений на уроке, раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
  • Опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила).
  • Презентация к уроку.

Ход урока

1. Мотивация к УД

Представьте, что вы встретили великого мудреца и у вас есть возможность его спросить, о чем захотите. Условие: вопросы должны быть о самом важном для себя, о том, в чем желаете разобраться. Заметьте, вопросы, обращенные мудрецу, а не гадалке или кукушке.

Учащиеся формулируют вопросы:

- Зачем человек живет?

- Что есть красота? Бог?

- Что самое главное в жизни?

- Что есть добро и зло?

- Что есть душа человеческая?

- Как научиться душевному спокойствию?

- О чем человек не должен жалеть? и т.д.

- Какие это вопросы? Философские.

- Кто задавал подобные вопросы? (ученые-философы, писатели, поэты)

- А зачем они их задавали? (чтобы разобраться в своей душе)

- Кого вы можете назвать из поэтов, которые любили философию? (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов)

- А о ком мы с вами сегодня поговорим? Можете предположить? (о Ф.И.Тютчеве)

- Почему именно о его поэзии? (потому что она носит философский характер)

- Как же будет называться наш урок? (Философская лирика Ф.И.Тютчева)

(открыть название) Слайд №2 - портрет

Целеполагание

- Какие же цели мы перед собой поставим?
(анализ произведений, определение философской направленности лирики поэта, сравнение с лирикой других

2. Актуализация знаний

В ваших вопросах, которые вы задали в начале урока, поднимаются главнейшие философские проблемы бытия. В своих стихах Ф.И.Тютчев заставляет нас задать те же самые вопросы себе и задуматься над ними.

- А что же такое философия? Давайте обратимся к словарю. (ученица 1 группы зачитывает ответ)

- Что же такое философская лирика? (ученица 2 группы зачитывает ответ)

 (слайд № 4-5)

3. Совместное открытие знания

Тютчевская страна необычна – то залита солнечным светом, то покрыта сумрачными тенями; её легко обойти, но трудно измерить. Раздумья поэта о мире, жизни, человеке глубоки, часто горестны и всегда согреты чувством, осердечены. Стихи Тютчева отзываются на глубинные процессы жизни. Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта – романтика, творившего в эпоху реализма. Тематика его стихотворений разнообразна: это и прекрасные, всем нам хорошо известные стихи о родной природе, любовная лирика поэта, философская лирика…
Не случайно мы переходим к эпиграфу нашего урока: «Кто хочет понять поэта, тот должен отправиться в его страну». Это слова известного немецкого писателя В.Гёте.

(слайд № 6)

4. Выявление места и причины затруднения

Групповая работа

Сегодня мы отправимся в страну Тютчева, чтобы понять и постичь его поэзию. А понять и постичь его мы можем через философскую лирику.

Работа в группах. Анализ стихотворения "О чем ты воешь, ветр ночной?" (чтение стихотворения)

Данное стихотворение отражает философские взгляды Тютчева на мироздание. Природа говорит понятным языком. Это одно из положений немецкой натурфилософии (философии природы), которую хорошо знал Тютчев.

Индивидуальная работа

Индивидуальное задание (ученик 1 группы)

Со взглядами немецких философов он познакомился в кружке любомудров во время учебы в Московском университете (философия от греческого рhilo - любовь, sophia - мудрость). Особенно близки оказались Тютчеву мысли Руссо, который писал: “Одна только книга открыта очам - это великая книга природы. Вечно живая, она говорит людям понятным языком”. Развивая эту мысль, споря с теми, кто считал природу мертвым миром, Тютчев пишет стихотворение.

Прочитав книгу немецкого философа Паскаля, Тютчев задает себе вопросы: “Что такое человек во Вселенной?”, “Что значит человек в бесконечности?”. Особенно заинтересовала его следующая мысль философа: “Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий”. Эта мысль дала импульс к размышлениям о единстве и разладе человека с природой, о его величии и слабости, что находит отражение в стихотворениях.
 (слайд № 7)

Анализ стихотворения "О чем ты воешь, ветр ночной?": (распечатки)

1 группа определяет особенности композиции, идейный замысел автора.

2 группа художественное своеобразие, использование художественных средств.

Самооценка работы индивидуальной и групповой

(слайд № 8)

Анализ стихотворения "Молчание!"

(чтение стихотворения)

Индивидуальное задание (ученик 2 группы)

Но особенно популярны были среди любомудров взгляды Шеллинга, который называл природу “величественной поэмой, скрытой под оболочкой чудесной тайнописи”. Любомудры считали, что разгадать эту тайнопись, увидеть за ней живую основу мирозданья может лишь поэт. Поэтому настоящая поэзия должна быть связана с философией. Ведь в поэзии человек познает себя, окружающий мир и высшие законы бытия.

Был знаком Тютчев и с учением Шеллинга о мировой душе, поэт убежден, что она находит воплощение как в природе, так и во внутреннем мире человека. Человек и природа образуют единство, граница между ними проницаема, размыта. Человек и природа - явления одной сущности. С этой точки зрения - постижение природы есть созерцание самого себя в природе, вот почему философские стихотворения Тютчева имеют особую композицию.

Самооценка работы индивидуальной и групповой

1 группа художественное своеобразие, использование художественных средств.

2 группа определяет особенности композиции, идейный замысел автора.

5. Физминутка

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(слайд № 9)

Самостоятельный анализ стихотворения "Как хорошо ты, о море ночное..." и сопоставление со стихотворением А.С.Пушкина "К морю".

Задания группам: найти сходства и отличия в лирике двух поэтов, определить характер философии.

Самооценка работы индивидуальной и групповой

7. Итог урока

Выполнили мы задачи нашего урока? (Индивидуальные ответы; подведение итогов )
Как вы думаете, у нас всё получилось?

8. Рефлексия

Синквейн

3 глагола,
2 прилагательных,
1 существительное
Фраза, определяющая работу на уроке

9. Домашнее задание

Написать эссе "Мое восприятие философской лирики" (можете взять любого поэта на свое усмотрение).