Роль имен прилагательных в тексте. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», прилагательные


УМК: «Школа России».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель учителя: показать роль имен прилагательных в тексте.

Результаты урока:

Предметные результаты:  учащиеся научатся определять роль прилагательных в тексте и использовать их в собственной речи, получат возможность научиться умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: учащиеся будут учиться работать с учебником как источником информации; грамотно излагать свои мысли и отвечать на вопросы связанные с темой урока; корректировать и исправлять свои ошибки; осуществлять оценку и самооценку учебной деятельности;
  • Познавательные УУД: учащиеся будут учиться использовать логические операции сравнение, обобщение при обсуждении употребления имени прилагательного в тексте, умение находить нужные слова;
  • Коммуникативные УУД: учащиеся будут учиться сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем;  высказывать свою точку зрения.

Личностные результаты:  осмысление роли имен прилагательных в тексте; расширение словарного запаса учащихся.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация к уроку, материалы учебника по теме «Роль имён прилагательных в тексте», картинки цветов, карточки для самостоятельной работы.

Формы и методы обучения: фронтальная работа, самостоятельная работа.

Ход урока

Мотивирование к учебной деятельности

Актуализация знаний.

Ребята, послушайте.
Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить!
О какой части речи здесь говорится? (Об имени прилагательном)
Как вы догадались?
Вспомним, что мы знаем о прилагательном.

Работа по карточкам

Вставить пропущенные (недостающие слова)

1. Имя прилагательное – это  _______________, которая отвечает на вопросы _____________, __________,____________  и обозначает _______________

2.Имена прилагательные бывают _____________рода, ______________ рода и _______________ рода.

Примеры: ______________________________________

3. Имена прилагательные изменяются по ______________________

Примеры: ______________________________________

4.  С какой частью речи связано по смыслу прилагательное в предложении___________________

Проверка по образцу, выведенному на интерактивную доску

Формулирование темы и целей урока
Как вы думаете,  мы уже всё знаем об имени прилагательном?
Что вы хотели ещё узнать об этой части речи?
Прочитаем  в учебнике тему сегодняшнего урока

Роль имён прилагательных в тексте.
Мы должны будем ответить на вопрос, какую роль в тексте играют прилагательные и можно ли обойтись без них.

Изучение нового материала

Итак, тема урока «Роль имён прилагательных в тексте. Вспомним, что такое текст?
Прочитайте загадку об одном интересном растении

_____________ корзинка,
_____________ донце.
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце.
Мы домой её возьмём
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнём,
Мы её заварим.

О чём этот текст?
Почему затрудняетесь, как вы думаете?
Значит, пропущенные слова очень важные и нужные для данного текста.
Вставим пропущенные слова, используя опорные слова
Опорные слова: белая, золотое
(Это ромашка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Почему эти слова помогли отгадать загадку?
(Потому что они указывают на признаки предмета, уточняют смысл)
Скажите,  какое лексическое значение слова «ромашка»
(Травянистое растение, у которого лепестки обычно белые, а середина желтая)
Сегодня, накануне первого весеннего праздника, мы много будем говорить о цветах.
Ромашка, растение -  это словарные слова. Запишем, поставим ударение, запомним безударные гласные.

Первичное осмысление и закрепление

Продолжим разговор об этом удивительном цветке, откройте учебник стр. 68 упр. 119.

Ребята, докажите, что это тексты.
Что общего в первом и втором тексте?
Чем отличаются?
К какому виду относятся эти тексты.
Давайте найдём прилагательные в первом тексте. Прочитаем его без прилагательных. Что изменилось? (Стал бедным, неинтересным) Для чего служат прилагательные в данном тексте? (Украшают текст) Где можно встретить этот текст?
Найдите прилагательные во втором тексте. Прочитайте без прилагательных. Для чего автор используетприлагательные в данном тексте? (Текст более точный, прилагательные уточняют текст)
Ромашки – очень нежные, скромные цветы. А какие ещё цветы вы знаете?
Знакомы ли вам цветы – кошачьи лапки. Посмотрите на рисунок, как они выглядят: стр. 69 №120.

Ответим на вопросы к тексту. Сделаем вывод: для чего ещё служат прилагательные в тексте – художественном описании? (выражают чувства автора)

Физминутка. Отгадываем загадки, повторяем движения, называем прилагательные. Демонстрация на интерактивной доске.

Закрепление изученного. Самостоятельная работа

Индивидуальная работа по рядам

1 ряд: выписать из предложенных на карточке слов прилагательные, которые наиболее точно подходят к данному цветку (картинка цветка для каждого индивидуальная – ландыш, подснежник, колокольчик, одуванчик)

2 ряд: из стихотворений известных поэтов выписать прилагательные вместе с существительным ( стихи о ландыше, подснежнике, колокольчике, одуванчике)

Проверка. Представление цветов. На доске вывешиваем картинку и зачитываем выписанные слова.
Представим цветы:
Для чего служат прилагательные в речи? Словесное оценивание работы учащихся
Прилагательное характеризует предмет, добавляя к нему признак, делает речь более красочной и образной. И вот тут возникает еще один вопрос: а так ли уж необходима нам эта образность речи?

Выразительно прочитайте текст и определите его тему (текст написан на карточках)

Однажды рано утром мы увидели… колокольчики ландыша. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» – спросил я. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...» «Хорошо, – сказал я. – срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые».
Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое.
В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах – неведомые переливы красоты. «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики… Растите, ландыши», – тихо прошептал мальчик.

Чему учит текст?(Человек порой неосознанно может погубить то, что вызывает его восхищение, приносит ему радость, чтобы избежать этого, он всегда должен обдумывать свои поступки)
Почему мальчик не сорвал цветы?
Как автор передал красоту ландышей?
Что использовал для этого? Прочитаем эти слова. Так давайте сделаем вывод: какую роль играют имена прилагательные в тексте?
(Имена прилагательные делают текст образным, живописным. Они помогают передать и авторскую оценку, отношение к изображаемому предмету.)

Рефлексия

Прием «Незаконченное предложение»

  • Имена прилагательные делают нашу речь …
  • Имена прилагательные помогают нам …
  • Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…

Словесное оценивание работы на уроке.

Домашнее задание: составить текст-описание любого цветка по выбору.

Приложения