Билингвальное обучение географии в школе

Разделы: География

Классы: 7, 8

Ключевые слова: география, билингвальное обучение


Актуальность билингвального обучения обусловлена тем, что иностранный язык рассматривается не только как средство коммуникации, но, как и инструмент познавательной деятельности, толерантности, интеграции в мировое сообщество.

Под билингвальным или двуязычным обучением понимается такая организация учебного процесса, когда становится возможным (например, немецкий или французский как иностранный в России) использование более чем одного языка, как языка преподавания. Второй язык, таким образом, не только является объектом изучения, но и одновременно средство общения, язык преподавания. Как таковое понятие “обучение на билингвальной основе” в том, или ином типе среднего учебного заведения включает (в соответствии современным подходом): обучение предмету и овладение учащимся предметным знанием в определенной области на основе взаимосвязанного использования двух языков (родного и неродного) в качестве средства образовательной деятельности; обучение иностранному языку в процессе овладения определенным предметным знанием за счет взаимосвязанного использования двух языков и овладение иностранным языком как средством образовательной деятельности. Таким образом, язык при таком обучении рассматривается, прежде всего, как инструмент приобщения к миру специальных знаний, и содержание обучения отличается совмещением предметного и языкового компонентов во всех звеньях учебно-воспитательного процесса.

В системе билингвального обучения могут быть использованы следующие задания при проведении внеклассных мероприятий и изучении определенных тем: индивидуального и группового характера.

1. Индивидуальные задания

Данные задания могут быть использованы при проведении уроков, а также внеклассных мероприятий в процессе билингвального обучения географии. Задания  индивидуального характера рассчитаны на каждого ученика отдельно.

Проверка данных заданий может происходить либо учителем, либо самими учащимися. В зависимости от формы проведения мероприятия, учитель выбирает и методы проверки. Например, если это урок, то ученики выполняют задания и вместе проверяют его, при этом один человек выходит к доске и пишет свой ответ. Если это внеклассное мероприятие, то выполненные задания проверяет жюри, либо ведущие мероприятия, а именно учащиеся старших классов, которые выступают в роли тьюторов.

Ниже представлены задания индивидуального характера:

1) Кроссворд «Горы»
1. Обширное горное поднятие, состоящее из горных хребтов и массивов (Нагорье)
2. Самые длинные горы на Земле (Анды)
3. Самые высокие горы на суше (Гималаи)
4. Горы между Черным и Каспийским морями (Кавказ)
5. Выпуклая форма рельефа (Гора)
6. Высочайшая гора мира (Эверест)
7. Горы высотой от 1000 до 2000 м (Средние)

1)  Crossword «Mountains»
1. The vast mountain uplift, consisting of mountain ranges and arrays. (Upland)
2. The longest mountains in the world. (Andes)
3. The highest mountains on the drought. (Himalayas)
4. Mountains between Black and Caspian seas. (Caucasus)
5. The convex shape of lay. (Mountain)
6. The highest mountain in the world. (Everest)
7. Mountains that have high from 1000 to 2000 meters. (Middle)

2) «Географические рекорды мира»
1. Назовите самый большой полуостров на земном шаре. (Аравийский)
2. Какое озеро самое старое в мире? (Байкал)
3. Какая пещера является самой протяженной в мире? (Флинт-Мамонтова в США, 500 км)
4. Назовите самое маленькое по площади государство в мире? (Ватикан )
5. Назовите глубочайшую впадину суши. (Впадина Гхор – Мертвое море)

3) «Географические рекорды РФ»
1. Назовите самый высокий действующий вулкан в России. ( Ключевская Сопка 4750 м.)
2. Назовите самый большой остров России. (Сахалин).
3. Где в России самая холодная зима? (Оймякон).
4. Какой заповедник России самый старый? (Баргузинский, основан в 1916 году).
5. Какой водопад в России самый большой? (Илья Муромец на Курильских островах)
4) «Страны и народы»
1. Какое государство разделяет два континента – Северную и Южную Америку? (Панама)
2. В какой стране изобрели первый компас? (В Китае, 400 тыс. лет назад)
3. Какой народ на Земле самый низкорослый? (пигмеи)
4. В какой стране гора на языке её народа называется «яма»? Какая «яма» самая высокая в этой стране? (В Японии – Фудзияма)
5. Какую страну называют «Луной на Земле»? (Исландию, из-за рельефа)

4) «Города»
1. Какой древний российский город считается родиной Деда Мороза? (Великий Устюг)
2. С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? (Красноярском)
3. Назовите самый большой город Африки? (Каир)
4. Назовите самый старый город в Австралии? (Сидней)
5. В Амстердаме, как известно, очень много мостов и часто бывает непогода. Поэтому на каждом мосту есть длинный шест с крючком на конце. Для чего? (Ловить шляпы).

5) «Географические названия»
1. Как переводится слово Анды? (Медные горы)
2. Что означает в переводе с арабского языка название африканской пустыни Сахара? (Пустыня)
3. Одно и то же слово по-скифски звучит «Дон», на языке манси – «Обь», у черкесов – «Псоу», по-удмуртски – «Кама». А как будет по-русски? (Река)
4. Этот народ, живущий на севере Канады, называет себя «иннуит», что значит «настоящие люди». А их соседи-индейцы прозвали их «людьми, которые едят сырую рыбу». Что это за народ? (Эскимосы)
5. «Самое холодное в нашей стране – это её название». В какой стране родилась эта шутка? (Исландия)

6) «Внутренние воды»
1. Назовите самую крупную реку Европы. (Волга)
2. Какое пресноводное озеро самое длинное в мире? (Танганьика)
3. Какой водопад американцы называют «восьмым чудом света»? (Анхель)
4. Как называется наука об озерах? (Лимнология)
5. Из желтого речного ила какой реки, согласно легенде, богиня Нюйва вылепила первых желтых людей – китайцев? (Хуанхэ)

7) «География и История»
1. Какой город в старину называли «третьим Римом»? (Москва)
2. Из какой страны в древности и в средние века начиналась знаменитая караванная дорога Великий шелковый путь? (Китай)
3. Балтийское море, Нева, Ладожское озеро, Волхов, Волхов, Ильмень. Ловать, Западная Двина, Днепр, Черное море. Как называли древние славяне этот путь? (Из варяг в греки)
4. На льду какого озера 5 апреля 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудское озеро)
5. Какой город мира является самым древним? (Джубейль в Ливане (в древности Библ)).

2) Geographical records of the world.
1. Name the largest peninsula in the world. (Arabian)
2. What is the oldest lake in the world? (Lake Baikal)
3. What is the longest cave in the world? (Flint-Mammoth in the United States, 500 km)
4. What is the smallest state by its area in the world? (Vatican)
5. Name the deepest cavity of the land. (Depression Ghor - Dead Sea)

3) «Geographical records of the Russian Federation»
1. What is the highest active volcano in Russia. (Klyuchevskaya Sopka 4750 m)
2. Name the largest island in Russia. (Sakhalin).
3. Where is in Russia the coldest winter? (Ojmjakon).
4. What is Russia's oldest nature reserve? (Barguzin, founded in 1916).
5.  What waterfall in Russia is largest? (Ilya of Murom on the Kuril Islands)

4) «Countries and peoples»
1. What state separates the two continents - North and South America? (Panama)
2. In which country the first compass was invented? (In China, 400 thousand years ago)
3. What nation on the earth is the diminutive? (Pygmies)
4. In which country the mountain in the language of its peoples is called the "pit"? Which "pit" is the highest in this country? (In Japan - Fuji)
5. Which country is called "Moon on the Earth?" (Iceland, due to topography)

4) «The city»
1. Which  ancient Russian city is the birthplace of Santa Claus? (Great Ustyug)
2. Which city can be found on a Russian banknote of 10 rubles? (Krasnoyarsk)
3. Name the largest city in Africa? (Cairo)
4. What is the oldest city in Australia? (Sydney)
5. In Amsterdam, as you know, there are a lot of bridges, and often there is bad weather. Therefore, each bridge has a long pole with a hook on the end. For what? (Catch the hat).

5) «Geographical names»
1. How the word Andes is translated? (Copper Mountain)
2. What does it mean in Arabic language name of the African Sahara Desert? (Desert)
3. The same word in Scythian sounds  like"Don", in the language of the Mansi - "Ob," the Circassians - "Psou" in Udmurt - "Kama." What is in Russian? (The River)
4. These people, living in northern Canada, call themselves the "Innu", which means "real people". And their neighbours, the Indians called them "people who eat raw fish." Who is these people? (Eskimos)
5. "The coldest in the country - is its name." In which country this joke was born? (Iceland)

6) «Inland waters»
1. Name the largest river in Europe. (Volga)
2. What is the longest freshwater lake in the world? (Tanganyika)
3. What waterfall Americans call  "the eighth wonder of the world"? (Angel)
4. What is the science of lakes? (Limnology)
5. From which river- the yellow river or silt river, according to legend, the goddess of Nyuyva first molded yellow people - the Chinese? (Yellow)

7) «Geography + History»
1. Which city in ancient times was called the "third Rome"? (Moscow)
2. Which country in antiquity and the Middle Ages the famous caravan route Silk Road began? (China)
3. The Baltic Sea, Neva, Lake Ladoga, Volkhov Volkhov and Ilmen. Lovat, Western Dvina, Dnieper and Black Sea. Howthe ancient Slavs called this way? (From the Vikings to the Greeks)
4. On the ice of which lake on April 5, 1242 Battle on the Ice was held on? (Chudskoe lake)
5. Which city is the oldest in the world? (Jubail in Lebanon (in the ancient Byblos)).

2. Групповые задания

Групповые задания проводятся в командах или в группах, могут быть применены при проведении уроков или внеклассных мероприятий. Выполнение данных заданий должно происходить с участием каждого члена команды. Проверка данных заданий также осуществляется в зависимости от формы проведения данного мероприятия. То есть задания может проверять жюри в случае проведения внеклассного мероприятия, либо сами ученики в процессе обучения с помощью учителя.

Ниже также представлены несколько примеров заданий, которые могут быть использованы при проведении внеклассных мероприятий:

В команде знатоков 4-6 игроков, в команде болельщиков – произвольное количество. 2-3 члена жури, фиксируют количество заработанных очков и следят за временем.

Перед началом игры команды располагаются по разные стороны классной комнаты. Ведущий задает вопросы командам. Приведу пример вопросов

Вопросы первой команде в первом  гейме:

1) Команда получает пакетик с зернами кофе.
Задание: назовите растение, которое дает эти плоды, его родину, технологию приготовления. (Родина кофе Африка, сейчас в основном, культивируется в Южной Америке и т.д.)

  1. Опишите, что представляет собой оазис в Сахаре?
  2. Представьте, что вы летите на самолете над экватором Африки. Увидите ли вы снег и лед? (Да, например, на г. Килиманджаро, которая находится почти на экваторе.) Высота ее большая, поэтому на вершине вечные снега и лед.)
  3. Это растение – достопримечательность государства Ниобия и часто изображается на его марках. Расскажите об этом растении, (Вельвичия.)

Вопросы второй команде в первом гейме:

1) Команда получает пакетик с порошком какао
Задание: назовите растение, которое дает эти плоды, его родину, технологию приготовления. (Родина какао Южная Америка, сейчас культивируется в обоих полушариях.) Учащиеся рассказывают, как выглядит плод какао, как готовят из него порошок.

1. Опишите оазис в Антарктиде.

2. Представьте, что вы находитесь у водопада Анхель. Сможете ли вы увидеть его весь? (Нет, так как высота водопада очень большая, полностью его увидеть нельзя, мы ведь находимся у водопада, а не над ним.)

3. Это растение – чудо на реке Амазонке. В его названии есть слова « Корона», « Победа». Расскажите о нем. (Виктория – регия)

Количество вопросов и геймов (туров) зависит от подготовленности учащихся по данной теме и от уровня организации классного коллектива на уроке. Можно задействовать и болельщиков. Им предлагается так же серия вопросов между геймами. Наиболее активные из них получают за урок отметку.

There are 6-8 people in the team of experts and any number of people in the team of fans. Two-three members of jury write the number of points earned and keep track of time.

Teams go to the different sides of the classroom before the beginning of a game. Heading asks questions to the teams. There are some examples of questions:

Questions to the first team in the 1st game.

1). The team takes a package of coffee beans.

Problem: name the plant, which gives these fruits, its motherland, techniques of its production. (Homeland of coffee is Africa, now it is mainly cultivated in South America, etc.)

1. Describe what is an oasis in the Sahara?

2. Imagine that you are flying over the equator in Africa. Do you see a snow and ice? (Yes, for example, at Mt Kilimanjaro, which is located almost on the equator.) The height of the mountain is big, so on the top it are permanent snow and ice.

3. This plant is the showplace of the state Niobiy, it is often depicted in his acknowledgments. Tell us about this plant (Velvichiya.)

Questions to the second team in the 1 st game.

1) The team takes the package of cacao powder.
Problem: name the plant, which gives these fruits, its motherland, techniques of its production. (Homeland of cacao is South America, now it is cultivated in both hemispheres, etc.)

1. Describe Oasis in Antarctica.
2.  Imagine that you are at the Falls Angel. Can you see it all? (No, since the height of the waterfall is very large, we cannot see it whole, because we are at the waterfall, not over it.)
3. This plant  is a miracle in the Amazon River. His name has the word "Crown", "Victory." Tell us about it. (Victoria - Regia)

The number of questions and game (rounds) depends on the level of preparation of students on the subject and the level of the organization of classroom staff. You can also make enable fans. There can be offered series of questions to them between games. The most active of them receive a mark for the lesson.