Создание условий для развития интереса к чтению, творческой самостоятельности и духовно-нравственного воспитания обучающихся через использование формы литературно-музыкальной композиции и современных педагогических технологий

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 10

Ключевые слова: В.С.Высоцкий


1. Аннотация

Методическая разработка «Создание условий для развития интереса к чтению, творческой самостоятельности и духовно-нравственного воспитания обучающихся через использование формы литературно-музыкальной композиции и современных педагогических технологий» адресована как педагогам общеобразовательных учреждений, так и преподавателям средних профессиональных учебных заведений, поскольку материал, изучаемый в них по курсу «Литература», одинаков. Проведение предложенного мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции предназначено для обучающихся 10-11 классов после изучения творчества поэта во время внеклассной работы.

Цель разработки: описание видов деятельности педагога и обучающихся при подготовке и проведении мероприятия внеурочной деятельности по литературе с использованием современных педагогических технологий, описанием форм и методов, способствующих созданию условий для раскрытия познавательных способностей, творческой самостоятельности и духовно-нравственного развития обучающихся. Содержит сценарий литературно-музыкальной композиции «Я, конечно, вернусь …», посвященной жизни и творчеству В.С.Высоцкого.

2. Вступление

В современном мире развития компьютерных технологий чтение книг часто заменяется просмотром фильмов или компьютерными играми. Тот багаж знаний, который должна нести детям литература, исчезает. И вместе с этим исчезает у них целостность восприятия мира: связь между прошлым, настоящим и будущим. А ведь без этого невозможно формирование личности. Эстетическое, патриотическое и нравственное чувство поможет воспитать художественная литература.

Эти условия привели к мысли о выборе именно этой темы методической разработки, так как место ее в содержании образования является очень значимым. Для обучения детей, развития читательского интереса и их творческих способностей следует создавать определенные условия. В урочной деятельности обучающимся очень сложно бывает проявлять свои личностные качества: нестандартность мышления, мобильность, общительность. Мой педагогический опыт подсказывает, что обычный урок не может в полной мере все это раскрыть. Именно поэтому тема методической разработки занимает важное место в содержании образования, так как создание условий для развития интереса к чтению является необходимым для того, чтобы ребята познакомились не только с программным материалом, но и с произведениями, находящимися вне программы.

Как известно, если думающему ученику предоставляется готовое знание или возможность его самостоятельного нахождения, то он выберет второе, тем самым проявив свою способность к деятельностному подходу в изучении материала. Использование игры также является очень важным моментом: именно игра способствует развитию интереса к предмету; каждый учащийся имеет возможность реализовать себя в разных видах деятельности, показать свой творческий потенциал. Это объясняет выбор формы литературно-музыкальной композиции.

В моей работе я использую форму литературно-музыкальной композиции не часто, но регулярно (2-3 раза в год). Это объясняется тем, что подготовка к проведению такого мероприятия очень сложная и объемная и требует от педагога постоянного присутствия на репетициях, контроля при отборе материала или составлении презентации. Сложным бывает распределение ролей, так как дети сами не всегда могут сделать это правильно. Однако все трудности и противоречия, возникающие в ходе подготовки, преодолимы и оправданы результатом, который дает проведенное мероприятие.

Актуальность данной методической разработки в том, что она может помочь педагогам организовать деятельность таким образом, чтобы пробудить у обучающихся интерес и мотивацию к чтению через восприятие творчества великих поэтов и писателей. В связи с недостатком учебного времени для «возвращения» литературы в жизнь наших детей, для осознания важности чтения уместно использовать во внеурочной деятельности именно форму литературно-музыкальной композиции. Это уникальное средство воспитания детей, так как синтез искусств может помочь им раскрепоститься, глубже проникнуть в мир поэта или писателя, понять его мысли, чувства, переживания, ярко представить эпоху написания произведений, а также события, которые происходили в это время. Это и связь времен - всматриваясь в прошлое, мы видим нас настоящих и будущих.

Проведение литературно-музыкальной композиции - это изучение литературы наряду с другими видами искусств, основой которых она и является, будь то театр, опера, балет. Каждое произведение искусства построено на литературной основе. Знание литературы, ее образов и законов помогает понять другие виды искусства. Тем самым литературно-музыкальная композиция является не только интеллектуальным познанием материала, но и эмоциональным, эстетическим воспитанием. А самое главное - мощнейшим инструментом развития творческих способностей обучающихся, так как этапы подготовки и проведения мероприятий требуют от школьников воображения, креативности в исполнении лирических произведений и драматических сцен, умения держаться перед зрителями.

Особыми условиями для активизации творческой деятельности детей может быть создание педагогом ситуации, которая направлена на выполнение определенных творческих задач: поиск материала, его осмысление, выбор форм для представления разнопланового творчества одного из известных поэтов, чье имя знают многие, чьи песни и стихи волнуют сердца людей до сих пор, например, В.С.Высоцкого.

Очень важно, что самостоятельная работа- это не только задача, которую должен выполнить ученик, но и форма развития его памяти, креативного мышления, расширения границ применения полученных ранее знаний.

Очень значимой является ситуация, когда ребенок не просто получает знания, а оказывается активным участником мероприятия. В этом случае проявляется познавательный интерес, что способствует развитию личности. Эмоциональность, которая создается самим материалом к мероприятию, понимание нужности и важности выполняемого дела, - это еще одна необходимая составляющая духовного роста обучающихся.

Для того, чтобы воспитывать в детях духовность, учитель должен направлять их в выборе текстов стихов и песен В.С.Высоцкого, отрывков из кинофильмов и драматических постановок. Уже на этапе репетиции литературно-музыкальной композиции возможно погружение в мир поэта и раскрытие тех духовных ценностей, которые присущи ему и которые нужно вернуть в жизнь современных детей.


Мероприятие внеурочной деятельности по литературе «Я, конечно, вернусь…» очень актуально, так как совместная работа учителя и обучающихся может дать возможность создания условий для формирования духовно-нравственных ценностей, начнет развивать интерес к творчеству вообще и к творчеству В.С.Высоцкого в частности. Вследствие проведения такого вечера обучающиеся смогут овладеть следующими общекультурными компетенциями:

  • познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
  • способностью и готовностью понимать роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном развитии.

Практическая значимость данной методической разработки высока, так как ее использование поможет педагогам в условиях внеклассной работы мотивировать детей к чтению, развивать их таланты. Эта разработка способна решить очень важную общественную проблему – проблему формирования духовно-нравственных ценностей у детей. Совместная работа над сценарием, выразительным чтением стихов, исполнением песен и сценок, отбор видео- и аудиоматериалов поможет педагогу развить и углубить у детей способность воспринимать чтение и музыку в их художественной ценности и духовно-эстетической связи.

Практическая значимость проведения такого мероприятия для детей также очень высока: дети подробно изучают творчество В.С.Высоцкого, приобретают опыт работы составления сценария и презентации, учатся анализировать и декламировать художественные произведения, работают в группах и самостоятельно, имеют возможность проявить свои творческие способности именно в той области, которая для них является наиболее близкой.

Мои идеи и практический опыт стали одним из исходных пунктов в подготовке литературно-музыкальной композиции. Это театрализованное представление опирается на детское творчество. Самое главное же в подобной работе – самому заинтересовавшись возникшей идеей, увлечь ею детей так, чтобы они почувствовали всю важность своего труда.

3. Основная часть

Цель методической разработки - распространение педагогического опыта по проведению внеурочного мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции.

Выбор формы литературно-музыкальной композиции не случаен. Проведение литературно-музыкальной композиции - это своего рода спектакль. В зале обязательное присутствие зрителей, что создаст атмосферу театра. Главное условие - четко организованная структура выступления актеров (ведущих, чтецов, исполнителей сценок и песен). Все роли должны быть определены, отрепетировано чтение стихов, исполнение песен и сценок. Следует продумать вставки с музыкальными композициями, сценами из кинофильмов и драматических постановок. При подготовке литературно-музыкальной композиции обучающиеся могут использовать разные виды творческой деятельности:

  • осознанное, выразительное чтение стихотворений В.С.Высоцкого;
  • работа в малых группах для создания презентации, исполнение песен и сценок;
  • исследовательская работа для подбора материала (стихотворения, песни, отрывки из кинофильмов и спектаклей).

Именно форма литературно-музыкальной композиции может помочь учителю построить деятельность таким образом, чтобы создать условия для развития интереса к чтению и творческой самостоятельности обучающихся.

Этапы организации и проведения литературно-музыкальной композиции.

1. Определение темы.

На этом этапе обучающиеся совместно с педагогом определяют тему, цели и задачи литературно-музыкальной композиции, сроки ее проведения.

2. Разработка сценария мероприятия.

Сценарий должен быть продуктом творчества детей-организаторов в соавторстве с педагогом. Отбор материала: биографических сведений о поэте, стихотворений и песен В.С.Высоцкого.

3. Отбор участников.

Распределение ролей ведущих, чтецов, исполнителей песен и участников сценок, группы обучающихся для создания презентации, ответственных за техническое сопровождение.

4. Создание презентации.

Отбор материала: фотографий, документальных видеофрагментов о жизни поэта, видео театральных постановок и художественных фильмов с участием В.С.Высоцкого, исполнение песен автора.

5. Репетиция литературных и музыкальных произведений, сценок.

Следует проводить репетиции отдельных частей сценария с отдельными группами детей для того, чтобы у участников и зрителей оставалась новизна восприятия материала. Во время репетиций педагог должен уделять особое внимание обучению художественной декламации стихов. Также следует предоставить участникам возможность творческой самореализации в подготовке исполнения песен и сценок.

6. Оборудование.

Оформление сцены отражает тему и идею мероприятия, но не должно отвлекать зрителей от содержания стихотворений В.С.Высоцкого, исполняемых песен. На сцене все лаконично – портрет поэта, гитара, свечи. В мультимедийном сопровождении используются в полной мере видеоматериалы, фрагменты спектаклей, художественных фильмов с участием В.С.Высоцкого, концертное и авторское исполнение песен.

7. Презентация мероприятия.

Красочное объявление, книжная выставка произведений В.С.Высоцкого, фильмография, рисунки детей.

8. Проведение литературно-музыкальной композиции.

Создание творческой атмосферы через выразительное чтение стихотворений, их музыкальное исполнение, просмотр отрывков из кинофильмов и спектаклей.

9. Рефлексия.

Участники и зрители делятся своими впечатлениями о вечере.

 10. Подведение итогов.

Обсуждение мероприятия с участниками его подготовки и проведения. Просмотр видеоматериалов и фотографий, сделанных во время вечера, размещение их на сайте школы.

11. Анализ мероприятия.

Результативность:

  • обучающиеся узнали много нового о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, погрузились в его эпоху, прониклись патриотическими чувствами поэта;
  • приобрели опыт анализа поэтических текстов и навыки их исполнения;
  • изучили книжный фонд школьной и городской библиотек по теме;
  • получили представление о возможностях интернет-ресурсов;
  • приобрели навыки общения и работы в коллективе.

В работе над подготовкой литературно-музыкальной композиции следует использовать современные педагогические технологии, которые являются сегодня необходимым условием развития творческого, интеллектуального, а главное, духовно-нравственного состояния обучающихся. Достичь этих целей помогает такое построение учебной деятельности, которая ориентирована на личность того, кого учим. Именно это лежит в основе мероприятий по литературе на уроках и во внеурочной деятельности в старших классах. Они являются не только обучающими и развивающими, но и интересными и воспитывающими.

Элементы информационно-коммуникативной технологии необходимо использовать на протяжении всей подготовки к мероприятию, так как дети должны самостоятельно работать с разными источниками информации, подбирать тексты для чтения, отбирать песни для исполнения участниками и записи в исполнении самого Высоцкого, отбирать отрывки из кинофильмов и драматических постановок, демонстрирующих его актерский талант. При использовании компьютерных технологий происходит сочетание индивидуальной и групповой работы с одновременной коррекцией процесса подготовки преподавателем.

Личностно-ориентированное обучение - это система, в которой обучающийся становится не менее активным участником процесса образования, чем сам учитель. Главное в этой технологии-развитие личностных способностей к образованию, а не просто усвоение данных знаний. Как работает данная технология в этом конкретном случае? Обучающимся предоставляется самостоятельность в выборе материала для исполнения, планировании мероприятия, что, как правило, приводит к особенной активности детей, в то время, как учитель выступает в роли координатора процесса.

В ходе подготовки мероприятия необходимо использовать элементы проектно-исследовательской технологии. Организация такой деятельности актуальна, так как требуется активное, инициативное отношение обучающихся к знанию о личности и творчестве В.С.Высоцкого и способа его получения. Материал, представленный в сценарии мероприятия и описывающий жизнь и творчество поэта, отрывки из фильмов, спектаклей должны отбираться детьми. Презентацию желательно составить им же. Построение подчинено общей идее: через обращение к творчеству В.С.Высоцкого дать обучающимся нравственный, духовный ориентир. Это очень важно для современного молодого поколения.

4. Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству В.С.Высоцкого, «Я, конечно, вернусь…»

5. Заключение

Целесообразность подачи материалов в форме литературно-музыкальной композиции состоит в том, что обучающиеся смогут в полной мере использовать свои способности, показать свои таланты, сыграть определенные роли и почувствовать себя актерами. Такая форма поможет детям раскрепоститься, наладить коммуникационные связи, прийти к позитивному мышлению, поднять самооценку. В целом, использование педагогических технологий способствует созданию творческой работы не только раскрывающей индивидуальность детей, но и имеющей большое воспитательное значение.

Познавательные задачи, поставленные перед обучающимися, позволят пробудить любовь к чтению, углубить восприятие литературных и музыкальных произведений, сделать их более понятными и близкими.

6. Список литературы

  1. Светлой памяти Владимира Высоцкого: посвящения / [ред.-сост. З.Лихачева; оформление С.Зайцев]. – М.: Кн. магазин «Москва», 1998–2000. – 2 кн. – (Владимир Высоцкий и все о нем). (Библиотека журнала «Вагант–Москва»)
  2. Раззаков Ф. И. Владимир Высоцкий: по лезвию бритвы: самая полн. биогр. «шансонье всея Руси» / Ф.И.Раззаков. — М.: Яуза, Пресском, 2004. — 478, [2] с., [8] л. фотоил. — На обл.: Самая полная биография великого барда
  3. Раззаков Ф.И. Владимир Высоцкий и Марина Влади // Раззаков Ф.И. Звездные пары: супруги, любовники, любовницы / Ф.И.Раззаков. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 237–276.
  4. Раззаков Ф.И. Владимир Высоцкий: «Я, конечно, вернусь…» / Ф.И.Раззаков. — М.: Эксмо, 2005. — 670, [2] с., [8] л. фотоил.
  5. Высоцкий В.С. Сочинения. В 2 томах. Том I / Подготовка текста и комментарии А.Крылова. — М.: Художественная литература.
  6. Абрамова Л.В. Факты его биографии: Людмила Абрамова о Владимире Высоцком / Л.В.Абрамова; [интервью и сост. В.К.Перевозчиков]. — М.: Россия молодая, 1991. — 110, [2] с., [4] л. фотоил.

7. Интернет-ресурсы

1.https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-vysockiy.html

2. https://24smi.org/celebrity/249-vladimir-vysockij.html

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Высоцкий,_Владимир_Семёнович

4. https://vmiremusiki.ru/vladimir-vysockij.html