Рассказывание сказок со старшими дошкольниками с нарушением слуха (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Центральной задачей обучения глухих детей является организация их общения не только со взрослыми, но и между собой. С первых дней обучения в детском саду внимание детей обращают друг на друга, учат передавать друг другу предметы, обмениваться игрушками; в дальнейшем дети объединяются общим делом, распределяют между собой обязанности. Родным языком дети овладевают на основе подражания речи взрослых – с помощью слухо-зрительного восприятия и отражённого проговаривания всего речевого материала за взрослым и с помощью чтения и письма. На протяжении всех лет обучения проводится постоянная работа над пониманием смысла практической ситуации, изображения, смысла слова, словосочетания, фразы, высказывания. Речевая деятельность детей выражается в том, что, во-первых, дети самостоятельно оценивают смысл ситуации (жизненной или представленной на картинке) и, во-вторых, дети сами выбирают из своего опыта соответствующий ситуации тип высказывания и языковые средства. Например, вопрос: где? Почему? Зачем? Что сделал? Восклицание: Мама приехала! Побуждение к действию: возьми, покажи, слушай.

Обучающими приёмами являются демонстрация, имитация или драматизация действия. Критерием понимания любого текста (начиная с изолированного слова) является продуктивная деятельность детей.

Раздел программы по развитию речи включает в себя обучение такому виду деятельности, как рассказывание. Обучение ведётся с 3-го года занятий, но подготовка начинается уже с 1-го года обучения в детском саду. На 1-2 году занятий дети в совместных играх со взрослыми учатся манипулировать игрушками, многократно повторяя их названия. Таким образом вводятся в речь детей лепетные слова (мяу-мяу, гав-гав, пи-пи-пи, би-би-би), названия игрушек (мяч, юла, рыба, дом, шар, пирамида), то есть существительные. В разнообразных играх-имитациях происходит введение в речь детей глаголов – они учатся эмоционально подражать движениям животного и человека, многократно самостоятельно называя эти движения (идите как мишки; прыгайте как зайки; упал, спит, идёт, сидит, плачет, болит). К концу 2-го года обучения дети оперируют в своей самостоятельной речи словосочетаниями типа: существительное + глагол (мишка упал; тётя идёт; малыш плачет; мальчик сидит). Таким образом, мы подводим детей к рассказыванию сказок и историй.

Рассказывание проводится в несколько этапов. На первом занятии детям рассказывают сказку целиком с помощью игрушек и табличек. На следующем занятии взрослый рассказывает сказку и объясняет смысл непонятных детям слов и выражений: жили-были, испугался, вдруг, выскочил, схватил, покатился, разбилось. Затем дети помогают взрослому действовать игрушками и табличками, взрослый задаёт наводящие вопросы по ходу действия сказки, давая возможность детям запомнить последовательность событий: Какое время года? Кто есть в сказке? Как зовут героев? Что случилось сначала, что произошло потом? Чем закончилась сказка? Один из самых любимых детьми этапов рассказывания - это драматизация сказки или обыгрывание, поскольку помогает раскрыться, проявить себя, заслужить похвалу взрослого. Сначала происходит обсуждение: выбирается место для игры, дети договариваются о распределении ролей, выбираются атрибуты (костюмы или шапочки), строятся мини-декорации: Будем играть в сказку. Где будем строить дом? Кто будет волк? Кто будет поросёнок Наф-Наф? Взрослый организует игру детей, помогает правильно строить фразу, обращая внимание детей на справочную таблицу, в которой даны грамматически правильные фразы и сложные для произношения слова. Один из слабослышащих ребят помогает воспитателю рассказывать сказку, пользуясь доступной ему речью и табличками, выставляя их в нужной последовательности на полотно.

Драматизация сказки «Теремок» детьми 5-6 лет с нарушением слуха

Цель: развитие самостоятельной речи детей, развитие зрительной памяти, внимания. Учить детей через свой чувственный опыт передавать настроение героев, повадки животных, учить выстраивать цепочку логической последовательности событий, пользуясь предыдущим опытом и опираясь на таблички; создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение детей; формировать навыки диалогической речи, при помощи чтения корректировать произношение детей (Леры, Егора, Кристины).

Оборудование: два больших стула, две картины с изображением старого и нового теремка, маски-шапочки всех действующих лиц.

Словарь, справочные таблицы:

Будем играть в сказку- с/з Как называется сказка?- т с/з Кто был в сказке? -с/з Где стоял теремок?- с/з Кто в тереме живёт? - т Терем-теремок - т А ты кто?- т Давай вместе жить - т Можно к вам? - т  Стали вместе жить – т  Теремок развалился – т  Медведь полез – т

  • Волк
  • Лиса
  • Лягушка
  • Заяц
  • Мышь
  • Медведь

Никого нет.
Стала в нём жить.
Стали они вдвоём жить.
Стали они втроём жить.
Стали они вчетвером жить.
Стали они впятером жить.

Ход занятия

Воспитатель сидит в центре, полукругом сидят дети, таблички и справочные таблицы находятся в поле зрения детей. Воспитатель предлагает игру в сказку.

- Ребята, будем играть в сказку!

- Тётя Наташа, как называется сказка?

- Сказка называется «Теремок». Егор, повтори, как называется сказка?

- Теремок – воспитатель помогает проговорить звук «р» с помощью ритмики.

- Ребята, давайте вспомним, кто был в сказке?

Дети отвечают с места: волк, лиса, медведь, мышь, заяц, лягушка. Дети опираются на таблички, воспитатель обращает внимание на произношение шипящих. Повторяем и закрепляем порядковые числительные; запоминаем последовательность действий.

- А вспомните, кто был первый?

- Мышь.

- Верно, мышь. А мышь пришла – прибежала?

Воспитатель обращает внимание на справочную таблицу.

- Мышь прибежала.

- Кто был второй?

- Лягушка.

- Верно, лягушка. А лягушка прилетела, прибежала, прискакала?

Воспитатель работает над вариативностью глаголов. Сложное слово ребёнок сначала читает в справочной таблице, а затем проговаривает самостоятельно.

- Лягушка прискакала.

- Кто был потом?

- Потом был заяц. А заяц пришёл?

- Заяц прискакал.

- Кто был четвёртый?

- Лиса.

- Лиса пришла, прибежала?

Дети с помощью справочной таблицы отвечают. Воспитатель вовлекает в беседу каждого ребёнка, приостанавливая наиболее активных, давая возможность высказаться слабым детям.

- Лиса пришла.

- Пятый кто был?

- Волк. Волк прибежал.

- Кто был последний?

- Медведь. – Воспитатель через чтение и с помощью надстрочных знаков обращает внимание детей на оглушение звонкого согласного в конце слова.

- Верно. А медведь прискакал?

- Нет, медведь пришёл.

- Сколько было зверей? – Шесть.

- Верно, было шесть зверей. Ребята, подумайте, где стоял теремок?

Воспитатель обращает внимание на справочную таблицу.

- В поле.

- Верно, теремок стоял в поле. – Воспитатель односложную речь детей распространяет полным предложением.

- Ребята, а теперь будем играть! Я буду рассказывать, а поможет мне Лера.

- Договоритесь, кто кем будет. Ребята, Лера будет считать.

- Один, два, три, четыре. Пять. – Девочка указывает на ребёнка и тот должен озвучить свою роль полным предложением, если ребёнок забыл и сказал одно слово, взрослый поправляет его устно.

- Ты кто будешь?

- Я буду волк. Я буду лиса. Я буду медведь. – Воспитатель раздаёт шапочки детям-артистам.

- Ребята, придумайте, где будет наш теремок? – Дети выбирают место.

- Егор и Снежана, постройте теремок. – Дети несут два больших стула и строят теремок. Воспитатель прикрепляет картину – теремок.

- Один, два, три – игра начнись!

Воспитатель начинает сам, потом предлагает девочке Лере продолжить рассказ.

- Стоит в поле теремок. Мимо бежала мышь. Тут-тук! Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Никого нет.

- Зашла мышь в теремок и стала в нём жить, - опираясь на справочную таблицу, говорит девочка-ведущая. Дети-исполнители своим телом и речью изображают зверей и заходят в теремок (за стул). Девочка-ведущая называет исполнителя, с помощью таблицы озвучивает числительные и последовательность событий.

 - Стали они вдвоём жить. Стали они втроём жить…

- Последний был медведь, он полез на крышу, теремок развалился! Звери выскочили! – Воспитатель опрокидывает стул, дети с криками выскакивают!
- Стали звери думать, что делать? Думали-думали и придумали. Стали они новый теремок строить все вместе! И построили лучше прежнего! – Воспитатель поднимает стул и прикрепляет другую картину.

- Звери построили высокий теремок, красивый, просторный. Стали в нём все вместе жить. Сказка закончилась.

Ребята, что мы делали? Мы рисовали, играли, лепили?

- Мы играли!

- Молодцы!

Игра закончилась, дети снимают шапочки, наводят порядок в группе.

Это - одно из множества занятий, которое проводит воспитатель с детьми с нарушением слуха. Работа творческая и сложная. Программа требует от нас развития речи не слышащего ребёнка, этому подчинены все занятия и игры с детьми. Глухим и слабослышащим детям предстоит жить в обществе, где подавляющее большинство – обычные слышащие люди. Поэтому основной задачей педагогов и воспитателей коррекционного детского сада становится: научить понимать обращённую речь с губ и общаться с помощью разговорной речи. Э.И.Леонгард и её команда разработали целую систему занятий с глухими и слабослышащими детьми. Обучение речи идёт на всех этапах развития ребёнка, от простого слова к сложным фразам, одновременно дети учатся понимать окружающий мир, учатся выстраивать взаимоотношения со взрослыми и в детском коллективе. Процесс обучения затрагивает не только детей, но и их родителей, в большинстве своём обычных слышащих людей. Педагогический коллектив на протяжении всего периода обучения ребёнка в детском саду помогает им выстроить правильные отношения с детьми, помогает воспитывать гармоничную личность.