Письмо. История эпистолярного жанра, или Учимся писать письма

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: письма, эпистолярный жанр


Цели:

  • дидактические: расширение знаний о жизни А.П.Сумарокова, А.С.Пушкина, развитие интереса к эпистолярному жанру: применение УУД в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков, обучение коммуникативности;
  • воспитывающие: воспитание сотрудничества, бережного отношения к русскому языку; вдумчивого и размышляющего читателя, способного уважать, сочувствовать; привитие культуры письменного сообщения;
  • развивающие: развитие фантазии, воображения речи (письменной и устной); внимания, памяти; умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение общению, обмену знаниями.

Тип урока: научный поход

Оборудование: «свиток», распечатки путевого листа, тексты писем, презентация.

Ход урока

1. Что такое письмо?

- Читаем «эпистолу» А.П.Сумарокова:

Чтоб не был ни учтив, ни груб их разговор,
Чтоб не был твой пастух крестьянину примером
И не был бы, опять, придворным кавалером.
Вставай в идиллии мне ясны небеса,
Зеленые луга, кустарники, леса,
Биющие ключи, источники и рощи,
Весну, приятный день и тихость темной нощи;
Дай чувствовати мне пастушью простоту
И позабыть, стихи читая, суету.
Плачевной музы глас быстряе проницает,
Когда она в любви власы свои терзает,
Но весь ея восторг свой нежный склад красит
Единым только тем, что сердце говорит:
Любовник в сих стихах стенанье возвещает,
Когда аврорин всход с любезной быть мешает,
Или он, воздохнув, часы свои клянет,
В которые в глазах его Ирисы нет…

- Ребята, что необычного вы услышали в «эпистоле» Сумарокова?

П.А.Плетнёву.

Ах, мой милый!
Что за прелесть здешняя деревня!
Вообрази: степь для степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, наготовлю всякой всячины: и прозы, и стихов.
До скорой встречи!
29 сентября 1830 года. Из Болдина в Петербург.
А.С.Пушкин.

Свиток. На свитке запись.

Анализ «свитка».

- Что вы держите в руках? (Это свиток, письмо. Раньше конвертов не было и письмо сворачивали в трубочку, скрепив расплавленным сургучом, чтобы никто посторонний не прочитал).

- Что такое письмо?

(Точное определение находим в словаре С.И.Ожегова и записываем в «Путевой дневник»: «Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-либо»).

- Вы когда-нибудь писали настоящие письма, которые отправляли бы по почте? (у каждого на столе чистый конверт, учимся оформлять адрес (адрес - немецкое слово, обозначающее место жительства).

- Словарная работа. Адресат – получатель письма. Отправитель - человек, который написал письмо.

- Вернёмся к письму А.С.Пушкина. Определим признаки письма. (записываем в «Путевой дневник»)

1. Адресат (обращение).

2. Основное содержание (обращение к адресату с просьбой, рассказ о жизни, о занятиях, выражение чувств).

3. Отправитель.

4. Концовка (прощание, дата, подпись, местонахождение отправителя).

- Если я сейчас попрошу вас написать письмо другу, то какой вопрос вы мне зададите? (О чём писать?)

- Ещё раз перечитайте письмо А.С. Пушкина, составьте памятку «О чём писать?»

О чём писать?
  1. Делиться самым важным в вашей жизни, своими чувствами и мыслями.
  2. Знать интересы того, кому пишите.
  3. Обо всём писать искренне, коротко, но понятно для адресата.

- Ребята, а почему отрывок Сумарокова тоже письмо? (обучающие узнают, что слово «эпистола» - это письмо).

Задача письма – объединить людей, разделённых пространством. Это разносторонняя форма общения, это источник информации и возможность поделиться своими чувствами, мыслями; поспорить. Письмо - это беседа с другим человеком и самим собой. По-немецки письмо называют словом... (дети говорят: «Der Brif», что в переводе с латинского означает «короткий»)

Тайна Пушкиных

Шкатулка Н.Н.Гончаровой.

- Наталья Николаевна собирала письма мужа, складывала их в конверт побольше и подписывала: «Письма из Москвы, первая поездка, год 1831», «Письма мужа, вторая поездка в Москву, год 1832».

Прочитаем отрывки некоторых писем.

Милая жёнка! Ангел мой!
Что-то дети мои и книги мои?
Каково-то перевезли и перетащили тех и других?
Отдыхай, береги своё здоровье ...

 

Милая моя жёнка!
С днём Ангела тебя! Не тревожься ни о чём. Я не должен был опутать себя денежными обязательствами. Эта зависимость унижает меня.
Успокойся.
Я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже у господа бога ...

- О чём вы узнали из этих писем? (А.С.Пушкин любил свою жену, детей, заботился о них, ценил книги. Корил себя за долги, которые вынужден был делать: писательское дело доходов не давало. Успокаивал жену, советовал, поздравлял с днём рождения).

- Сравним письма А.С.Пушкина. Одинаковы ли они? Можно ли определить их жанр по стилю? (деловые, бытовые, письма - поздравления, дружеские послания).

Вывод: - Прежде чем писать письмо, надо учесть речевую ситуацию. Продумать, кому писать, что писать, как и сколько. Если это не учитывать, интерес  к переписке пропадает.

- Почему Наталья Николаевна хранила письма в шкатулке? В шкатулках обычно хранят ценные предметы, украшения? (1. Жена А.С Пушкина любила своего мужа; верила в его творческий дар, скучала без любимого человека;

2. Каждое письмо - это часть души человека, тепло рук. Наталья Николаевна чувствовала по письмам присутствие мужа и разлука не была уже тяжёлой).

- Я дополню ваши выводы высказываниями французского писателя, автора сказки «Маленький принц», Антуана де Сент Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Эпистолярный жанр
Сборник стихотворений А.С. Пушкина

И.И.Пущину.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил,
Молю святой провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Псков. 13 декабря, 1826 г. 

-  Просмотрите книгу. Есть ли среди стихотворений письма?

Перечитайте начало каждого письма. Что заметили?

(дети высказывают свои предположения).

- Да, каждое письмо начинается с обращения - слова или нескольких слов, называющих того, к кому обращаются с речью. Обращения произносятся с особой звательной интонацией. Обращение «друг» - нераспространённое, «мой друг бесценный» - распространённое. Обращение всегда выражается именем существительным в именительном падеже. В поэтической речи  обращение может быть выражено неодушевлённым именем существительным:

«Ветер, ветер, ты могуч!

Месяц! Месяц! Мой дружок!
Позолоченный рожок!»

Обращения на письме выделяются запятыми или ставится восклицательный знак.

Запомните: местоимение обращением не бывают. Членом предложения обращение не является.

- Ребята, давайте познакомимся с видами писем (анализируем таблицу)

Виды традиционных писем

 

Деловое письмо

Личное письмо

Особенности

1) текст никогда не пишется от руки, только печатается на компьютере
2) безличностный характер письма, так как общение происходит между двумя
компаниями, а не между
двумя людьми

1) необходимо выражать чувства, идущие от сердца
2) содержание и форму подачи
материала определяет, как правило, адресант, исходя из собственного опыта общения со знакомым

Оформление

1) состоит из введения, доказательства, заключения

2) обычно составляется на фирменном бланке той организации, от имени или по поручению которой
составляется письмо

3) не допускаются сокращения, содержание должно быть адекватно его виду

Можно полностью положиться на свои ощущения от предыдущего общения и знания адресата, строгих правил тут нет, но необходимо помнить, что элементарная вежливость и учтивость всегда бывает к месту

Разновидности

1) письмо-сопровождение
2) письмо-просьба
3) письмо-напоминание
4) письмо-извещение
5) письмо-приглашение
6) письмо-ответ

а) благодарственное письмо
б) письмо с соболезнованиями
в) письмо-приглашение
г) дружеское письмо
д) поздравительное письмо
е) рекомендательное письмо

(Выполнение упражнений по распознаванию писем, правильное оформление их на письме)

1) Работа в группах

Каждая группа получает карточки с письмами и задание определить и доказать, какая разновидность письма находится перед ними.

1 группа

Здравствуй, дядя Сережа!

Поздравляем тебя с высокой наградой – присвоением звания «Заслуженный работник культуры». Желаем тебе здоровья, счастья, дальнейших творческих успехов в твоей интересной работе. Мы всей семьей разделяем твою радость.

Как твое здоровье, дядя Сережа? Как ты себя чувствуешь в санатории? Мы живем хорошо, но очень по тебе скучаем. Я продолжаю ходить в танцевальный кружок. Мне очень нравится. С папой мы доделали полку для книг.

Привет тебе от мамы и папы. До свидания. Целую и очень скучаю.
Вова

2 группа

Мой дорогой Гена!

Я был болен и потому отвечаю на твое письмо так поздно.

Ты спрашиваешь, как начинают писать стихи. Я начал с того, что очень внимательно читал стих хороших поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Читал я стихи вслух, вдумываясь в каждое слово.

Попробуй и ты научиться понимать чужие хорошие стихи – тогда, может быть, и у тебя будут выходить настоящие стихи.

Шлю тебе сердечный привет!
С.Маршак

3 группа

Уважаемый абонемент Петров Иван Сергеевич!

Напоминаем, что срок возвращения книги «И.А.Бунин. Собрание сочинений в 6 томах. Т.6» в центральную библиотеку с. Здвинск истек 13 марта 2015 года

Администрации библиотеки

4 группа

Уважаемая Ирина Петровна!

На Ваше письмо от 17.03.2015 года за №213/3-45 сообщаем, что научно-практическая конференция школьников «Эрудит» состоится 2 апреля 2015 года. Планируется работа следующих секций: краеведческой, исследовательской, литературно-творческой.

В конференции могут участвовать учащиеся 8-11 классов любых школ, представивших свои работы: доклады, собственные сочинения, исследования – в оргкомитет по проведению конференции не позднее апреля 2015 года

Оргкомитет конференции

2) Работа с текстом писем:

А)

Уважаемый Иван Николаевич!

На Ваше письмо от 3.12.08 года сообщаем о наличии свободных мест в детском спортивном оздоровительном лагере «Березка» на указанный вами срок с 3 по 12 января 2009 года.

Стоимость путевки на 5.12.08 года от 3600 тысяч рублей.

Для приема Ваших учащихся необходимо:

1) написать заявку на имя директора лагеря;

2) предоставить справки о состоянии здоровья учащихся;

3) оформить путевки;

4) подготовить спортивную одежду и удобную обувь для занятий.

Заявка на последующий месяц должна быть оформлена не позднее 15 числа текущего месяца.

Замдиректора ДСК «Березка» Иванова Е.В.

Обобщение.

  1. Перечитайте свои «Путевые дневники».
  2. Давайте поиграем в слова-ассоциации.