Когнитивная компетенция как средство развития одаренности обучающихся на уроках гуманитарного цикла в условиях ФГОС

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс, Профессия — педагог, Руководство учебным проектом

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ФГОС, работа с текстом, технология критического мышления, УУД, дифференцированный подход, метапредметные компетенции, концентрированное обучение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Школа — это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
 надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.

А.Барбюс

Скорость обновления знаний человека о мире сегодня невероятна: в настоящее время цикл обновления научной картины мира составляет 3–5 лет и продолжает уменьшаться. Это в итоге приведёт к тому, что «в грядущем обществе порядка 90% экономически активного населения будут вести когнитивную деятельность как в процессе первичного обучения, так и в течение всей своей активной жизни. …Таким образом, когнитивная деятельность человека… становится… ключевым фактором экономического роста и развития социума, и определяет престиж и место государства в современном мире» (М.П.Карпенко). [5]

Очевидным стал переход от образовательной модели "знание - это сила" к модели "образование - это исследование" через улучшение качества мышления, которое подразумевает развитие гибкости ума, рефлексивности и умение работать творчески.

ФГОС основного общего образования второго поколения представляет собой совокупность требований к современной школе:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Этим требованиям как нельзя лучше соответствует молодая, но активно развивающаяся наука Когнитивистика (от лат. cognition – познание). Изучая мышление человека в целом, она изучает объект исследования в отдельных своих составляющих – психологии, лингвистике, теории познания и даже теории искусственного интеллекта.

История

Первым, кто заговорил о связи познавательных процессов с культурой языкового сознания, был А.А.Потебня в 1862 году в статье «Мысль и язык». Однако до конца XX века «языковое сознание» в отечественной науке рассматривалось исключительно как объект лингвистических исследований.

Этапом становления когнитивистики в России стала книга Н.Н.Болдырева «Когнитивная семантика» в 2001году, где он подчеркнул значимость лингвистики, как самостоятельной области в когнитивной науке. Этот концепт продолжил В.И.Карасик в работе «Введение в когнитивную лингвистику» 2004г.
Таким образом, в филологии выделилась отдельная наука - когнитивная лингвистика.

Наиболее полный анализ этого направления был рассмотрен выдающимся лингвистом Е.С.Кубряковой в сборнике «В поисках сущности языка» в 2011 году. Она не только способствовала становлению когнитивной лингвистики как отдельного направления в отечественном языкознании, но и доказала, что «только общими усилиями психологии, лингвистики, антропологии, философии, компьютерологии (computer science) можно воспитать личность, способную к саморазвитию и самообучению, проявляющуюся в интеллектуальной, творческой и исследовательской деятельности».

Таким образом, в современном образовании на первый план выходит потребность самостоятельной деятельности обучающихся, которая находит свое отражение в понятии когнитивная компетенция.

В языкознании это понятие рассматривается, как интегральная целостность знаний, умений, потребностей личности извлекать необходимую информацию из учебного текста; ее перерабатывать; выделять концепт на основе гипертекста, классифицировать и анализировать, опираясь на дидактику и жизненный опыт.

Актуальность

Преподавание русского языка на уровне современных требований - это выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения.

За свои 15 лет работы в школе я часто сталкиваюсь с тем, что обучающиеся 5-9 классов затрудняются в проведении информационной переработки графического текста в вербальный и наоборот, не всегда умеют выделить основную и второстепенную информацию текста; не умеют ее осмыслить, классифицировать. Наблюдается обеднение активного словарного запаса.

Традиционная школа перестала себя оправдывать. Для современного школьника требуются новые, более эффективные методы и приемы обучения. В быстро меняющемся мире человек должен быть мобильным, интеллектуальным и компетентным. Умение творчески мыслить и работать с информацией выходят на первый план в системе ценностей когнитивного мышления школьника.

Для методики современного урока русского языка, согласно ФГОС второго поколения актуальными являются:

  1. практическая ориентированность;
  2. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
  3. направленность на формирование универсальных учебных действий;
  4. формирование функциональной грамотности.

М.М.Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умение анализировать и интерпретировать текст – вот важнейшие задачи когнитивной компетенции обучения.

Поскольку именно от когнитивных способностей человека воспринимать информацию и адекватно ее применять в дальнейших действиях зависит успешность любой деятельности, формирование предметных и метапредметных связей становится для школы необходимым условием.

Теоретическая основа

Образование представляет собой процесс взаимодействия человека с интеллектуальной средой, в ходе которого происходит развитие одаренности и интеллектуального потенциала личности. Задача такого образования — создание оптимальной среды для воспитания гибкого многогранного мышления, освоения научно-информационной базы и формирование внутренней потребности в непрерывном саморазвитии и самообразовании.

Е.И.Степанова [15] отмечает, что когнитивная компетенция осуществляется в последовательности, соответствующей следующим трем этапам.
Первый этап (базовый уровень) – этап накопления информации, на котором она запоминается, сохраняется и переводится из кратковременной памяти в долговременную. Происходит первичная мыслительная переработка исходной информации.

Второй этап (средний уровень) – переработка информации с помощью логических операций и концептуальных систем (знаков, символов, таблиц и др.).

Третий этап (высокий уровень) преобразования и оценки информации происходит на уровне творческого мышления, которое включает выдвижение гипотез, поиск и выбор возможных предположений, реализацию на практике с помощью различных средств деятельности.

Как правило, это самый сложный этап деятельности, главной целью которого является образовательный продукт: сочинение (эссе, рецензия, статья), исследовательская работа, творческий проект.

Этот этап подразумевает дифференцированный подход к наиболее мотивированным в учебной деятельности обучающимся. С этого момента начинается творческая мастерская и индивидуальный план внеурочной деятельности каждого участника этого процесса.

Технология

Рассмотрим подробнее уровни сформированности усвоения когнитивных способностей обучающихся.

На первом этапе накопления информации (базовый уровень), важно научить детей выполнению логических операций при работе с текстом.

Здесь я активно использую технологию концентрированного обучения, где особую роль играет многократность вариативного повтора. На занятиях по русскому языку используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам успешнее усваивать учебный материал (приемы типа «Четвертый лишний», «Орфографическая дуэль», «Лови ошибку» и др.)

Акцентировать внимание хотелось бы на том, что данные задания позволяют дифференцировать работу с обучающимися.

Так, прием «Четвертый лишний» может быть сформулирован с разной степенью конкретизации основания, что заставит учащихся анализировать материал на разных уровнях когнитивного мышления, привлекая предметные знания разного объёма. Такие задания направлены на развитие личностных УУД.

Например, повторяя тему «Имя существительное», я часто даю такое задание:

1. «Найдите лишнее слово на основании категории рода: вуаль, тюль, мозоль, боль»
2. «Найдите лишнее слово на основании его грамматических категорий: вуаль, тюль, мозоль, боль». Докажите.
3. «Найдите 3 основания для исключения слова тюль. Обоснуйте свою точку зрения».

Выбор уровня задания остается за учеником, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой мотивацией к учебной деятельности.

Не менее интересным для учащихся будет задание обобщающего характера, сформулированное следующим образом:

«Найдите как можно больше оснований для исключения одного из слов: маяк, река, рука, кора».

Это задание лучше выполнять в парах. Формулировки такого плана предполагают обобщение предметного материала по всем возможным траекториям (фонетические, морфемные, словообразовательные, грамматические, лексические особенности). Этот вид деятельности активирует мышление и функциональную грамотность учащихся, что является одним из ведущих способов формирования когнитивной компетенции.

Очень интересны для ребят приемы, предполагающие работу в мини-группах. Считаю, что наиболее продуктивной является деятельность в группе 4-х человек. Так, каждый ученик непосредственно включен в работу, оставляя меньше возможности для того, чтобы «отсидеться» в стороне.

Приём «Лови ошибку». Это универсальный приём, активизирующий внимание и аналитическую деятельность учащихся.

Я предлагаю информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или в паре, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, передают результаты учителю или оглашают задание и результат перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, я заранее определяю на него время, обычно от 1 до 3 минут.

Прием «Деформированный текст» предполагает расстановку предложений в нужном порядке так, чтобы получилось связное высказывание или рассказ. Здесь проявляются регулятивные УУД (прогнозирование, коррекция)

Прием «Орфографическая дуэль», как один из компонентов «деловой» игры. Часто применяю при словарном диктанте.

Оцените работу соседа по парте по критериям. Выставьте отметку. Подпишитесь.

Обычно эту работу мы проводим карандашом. Интересным дополнением является преподавательская проверка не только «ученика», но и «учителя», так как дети могут не заметить ошибки. Поэтому все ненайденные ошибки «принадлежат» тому, кто исполнял роль учителя.

Как показывает практика, подобные задания не только развивают предметные и метапредметные компетенции, но и формируют устойчивую мотивацию к изучению русского языка.

На втором этапе структурирования и представления информации (средний уровень) важно научить детей перерабатывать текст в графические схемы и таблицы, алгоритмы решений лингвистических задач. Представляют новизну задания переводы графического материала в словесную форму и наоборот.

На данном этапе я широко использую технологию критического мышления. Здесь лучше всего подойдут и понятийные карты, и создание кластеров, и составление «толстых» и «тонких» вопросов. Нельзя обходить вниманием и такие приемы, как «Сравнительная таблица», «Глоссарий», «Шпаргалка» и др.

Над этой технологией я работала в течение двух лет, поэтому с уверенностью могу сказать, что методы критического мышления, применяемые на уроках, немало способствуют как успешному прохождению образовательной программы в рамках ФГОС, так и развитию когнитивной компетенции обучающихся.

Интересным приемом является «Сравнительная таблица» на уроках литературы для сравнения персонажей того или иного произведения. Умение синтезировать и сравнивать информацию развивает познавательные УУД. Критерии сравнения разрабатываются учителем для более эффективной работы с текстом. Удобнее всего здесь работать в парах. Самым ярким примером можно считать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Герои и их характеристики

Толстый

Тонкий

Имя

   

Внешность в начале рассказа

   

Внешность в конце рассказа

   

Чем пахнут герои

   

Семейное положение

   

Должность

   

Награды

   

Поведение в начале и конце рассказа

   

Положительные моменты: самостоятельно добывают знания, внимательно читают текст, в конце таблицы, как правило, делают выводы или пишут небольшое эссе о героях, выражая свое личностное отношение.

Для самых способных детей можно дать опережающее задание: выделить ведущие характеристики для сравнения двух героев и составить сравнительную таблицу.

Прием «Шпаргалка» также развивает когнитивные способности. Эта работа индивидуальная. Ученик должен проанализировать и трансформировать учебно-научный текст в шпаргалку (краткую запись), таблицу, схему-алгоритм и т.д.

Прием «Глоссарий» предполагает собой словарную работу в несколько более расширенном варианте, чем мы привыкли.

Например, при работе с художественным текстом, мы находим слово «посредственность». После традиционной словарной работы, я даю задание придумать как можно больше синонимов к этому понятию (неоригинальность, заурядность, нерешительность, равнодушие, пассивность и т.д.) на время (обычно 1 минута).

В другом варианте метод предполагает написание к слову, например, «виноград», как можно больше прилагательных (эпитеты приветствуются). Вот что может получиться у ребят: крупный, иссиня-черный, душистый, солнечный, великолепный, спелый, аппетитный, медовый, висячий и т.д.

Такая «тренировка» прекрасно обогащает речь и активный словарный запас школьников. Эту работу можно проводить при описании картины, явления природы, окружающей среды и др., что позволяет готовить учеников не только к написанию текста-описания, но и к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

На физминутках очень хорош интерактивный прием «Найди меня» или, как назвал его автор Я.А.Коменский «Жокей и лошадь».

Класс делится на 2 группы. Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Так как всему коллективу нужно одновременно ходить по классу, при этом не нарушая дисциплины, у ребят формируется культура поведения, а элемент игры вносит разнообразие и соревновательный дух.

Очень нравится применять на своих уроках прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение на актуальную проблему, затронутую в художественном тексте. Здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы и микротемы.

По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается. Здесь особенно важен такой когнитивный компонент, как ВОСТРЕБОВАННОСТЬ взгляда школьников на тему, затронутую писателем.

Этот прием хорош тем, что дети коллективно создают образовательный продукт, который будет помогать им в будущем при написании подобных сочинений.

Таким образом, учитель может достаточно быстро отработать не только предметный материал, но и развить метапредметные умения учащихся.

Третий этап преобразования информации (высокий уровень) происходит на уровне творческого мышления обучающихся. Как правило, это самый сложный этап деятельности в когнитивной лингвистике, главной целью которого является образовательный продукт: сочинение (эссе, рецензия, статья), исследовательская работа, творческий проект. Умение оперировать материалом является главной целью работы с текстом.

Этот этап подразумевает развитие одаренности у наиболее мотивированных к учебной деятельности обучающихся. С этого момента начинается творческая мастерская и индивидуальный план внеурочной деятельности для каждого участника этого процесса.

На данном этапе я использую технологию дифференцированного обучения как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности (предметные кружки, элективные курсы).

Дифференцированный подход позволяет и в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие когнитивные возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна быть разнообразной и практически выверенной. Например:

  • составление карточек-заданий по изучаемому материалу;
  • составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
  • работа экспертом в учебной группе (проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки);
  • выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;
  • работа «учителем» (проведение фрагмента урока).

Дети, испытывающие трудности в обучении, получают посильные задания.

Например, при написании сочинения я использую клише и образцы сочинений по заданной теме. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.

Также все более значимыми становятся методы когнитивной деятельности.

Для развития речемыслительной деятельности на своих уроках я часто использую прием «ПОПС-формулы»:

П - позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна/неактуальна…..)
О - объяснения (….потому, что….)
П - пример (могу доказать это на примере…)
С - следствие (исходя из сказанного, делаю вывод….)

Данный прием позволяет логически последовательно формулировать ответ, учащиеся продумывают примеры для подтверждения своего мнения из исходного текста и собственного жизненного опыта, что актуально при подготовке к экзаменационному сочинению ОГЭ по русскому языку уже с 5-6 класса.

Еще один метод когнитивного развития личности – умение создавать рецензии.

Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты - необходимые условия когнитивной компетенции учащихся.

Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Анализ ученических рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.

Но самым сложным и перспективным направлением в когнитивной деятельности является метод проектной и исследовательской деятельности.

Особенность системы выполнения проектов и исследований – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация такого метода изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников.

Трудность выполнения проектов и исследований заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому такая деятельность организовывается, в основном, во внеурочное время. Проект является творческой когнитивной деятельностью, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний.

Такая деятельность стимулирует и развивает одаренность учеников, потому что она:

  • личностно-ориентирована;
  • поддерживает педагогические цели в когнитивной области на всех её уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Достоинства

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет три типа результатов освоения основной образовательной программы – личностные, метапредметные и предметные.

Когнитивная деятельность направлена, в основном, на метапредметные компетенции, которые развиваются на конкретном материале, формируя таким образом и предметные результаты. Особенно явно эта взаимосвязь прослеживается при изучении языка, являющегося и предметом, и инструментом познания в когнитивистике.

Таким образом, когнитивные компетенции формируют у обучающихся весь спектр универсальных учебных действий:

Коммуникативные УУД:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета

Познавательные УУД:

    • формулировать проблему;
    • строить логическую цепь рассуждения;
    • находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
    • извлекать необходимую информацию из различных источников;
    • определять основную и второстепенную информацию и т.д.

Регулятивные УУД:

  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  • планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Результативность

В данном концепте я работаю с 2017 года. Как показывает опыт, данную концепцию целесообразно применять с 5 класса.

Когнитивная компетенция опирается на жизненный опыт, технику мышления и способы познания мира не только на лингвистическом, но и на психологическом уровне, поэтому методика преподавания обусловлена познавательными потребностями и психологической готовностью детей.

Это позволяет говорить о повышении качественной успеваемости на ступени основного общего образования.

До 2017 года я работала над технологией развития критического мышления у обучающихся. Эта технология стала своеобразным фундаментом и толчком к более глубокому изучению и использованию информации - когнитивной лингвистике. Дети учатся работать с текстом, классифицировать, синтезировать, интерпретировать текст внутри учебного процесса. Такая деятельность не только повышает интерес к предмету, но и заставляет задуматься о природе вещей, ставить проблемные вопросы, искать разные методы для решения поставленных задач. Все это неизменно приводит к творческой мастерской, где рождаются собственные проекты как групповые, так и индивидуальные.

Эффективная работа с текстом позволяет ученикам уверенно чувствовать себя в когнитивной деятельности. Особенно хочется отметить качественно новый уровень работ обучающихся. При когнитивном подходе к каждому мотивированному ребенку, результативность творческой деятельности неизменно повышается.

Выводы

Когнитивная лингвистика — перспективная дисциплина. Ведь язык, по словам У.Чейфа, до сих пор лучшее окно в знание, универсальное эвристическое средство объяснения всего сущего; он наблюдаем, поддается анализу, открывает доступ к осмыслению самого знания и познания — способа приобрете­ния, использования, хранения, передачи и переработки информации.

Опираясь на целостность усвоения информации при когнитивном подходе, у обучающихся актуализируются межпредметные связи с такими учебными предметами, как иностранный язык, математика, история, география, информатика и др.

Кроме того, когнитивные компетенции работают в полном соответствии со Стандартами второго поколения и способствуют решению таких актуальных вопросов современного образования, как:

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умения учебнопознавательной, исследовательской, практической деятельности;
  • способность к контролю и самоконтролю;
  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

Эти когниции позволяют развивать фундаментальные образовательные умения практической и функциональной грамотности, речевой и языковой компетентности учащихся.

Таким образом, когнитивная компетенция играет основополагающую роль в решении таких образовательных проблем, как понимание и интерпретация текста, классификация, анализ и информационная переработка в творческий продукт.

Развивая мышление, обучающиеся учатся познавать мир и свою социальную значимость и, как следствие, становиться гражданином своей страны с активной жизненной позицией.

Словарик терминов:

Когнитививная лингвистика - направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания; процесс упорядочения полученных знаний.

Когнитивный компонент - процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием, опирающийся на понятие когниции.

Когниция – познавательный процесс восприятия (трансформации, мышления, речи и пр.), служащих обработке и переработке информации. Включает осознание и оценку самого себя, что составляет основу для поведения человека.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. – Изд. 5, испр. – М. : Лабиринт, 1999.
  2. Гилядов С. Тонкая материя : Как не потерять признаки одаренности / С.Гилядов // Упр. шк.: Первое сент. - 2011. - № 16.
  3. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. № 4.
  4. Залевская, А.А. Когнитивный подход к слову и тексту / А.А.Залевская //Языковое сознание: содержание и функционирование: ХIII Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 2000.
  5. Карпенко М.П. Когномика Монография. — М.: Современный гуманитарный университет (СГУ), 2009.
  6. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004, №1.
  7. Кубрякова, Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике /Е.С.Кубрякова // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 1999. – № 5-6.
  8. Ляшко Л.Ю. Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" / Л.Ю.Ляшко, Е.О.Федоровская // Исследоват. работа школьников. - 2012. - № 1.
  9. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику / В.А.Маслова. - М.: Флинта, 2012.
  10. Николаева, Л.И. Развитие творческой одаренности и научно-исследовательская деятельность / Л. И. Николаева // Образование в соврем. шк. - 2012. - № 9.
  11. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В.К.Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6.
  12. Пантелеева З.В. Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студентов// Молодой ученый. — 2015. — №11.
  13. Песина, С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка. Учебное пособие / С.А.Песина. - М.: Флинта, 2014
  14. Спиридонов В.Ф. Эвристики творческого мышления. – М., 2000. – 297 с.
  15. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. – СПб., 2000. – 247 стр.
  16. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
  17. Шустова О.А. Работа с одаренными и мотивированными детьми / О.А.Шустова // Образование в соврем. шк. - 2012. - № 7.
  18. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования // Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7.