Использование квест-технологии на урочных и внеурочных занятиях по истории в музее "Россия – моя история". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство, Краеведение, Конкурс «Цифровой класс»

Классы: 7, 9, 11

Ключевые слова: История России, технология «Квест», Олимпиада по истории


Недавно в нашем городе появился замечательный, современный мультимедийный музей «Россия – моя история», который позволяет окунуться в историю нашей страны от ее истоков до современности. Особое место в экспозиции занимает история малой родины - родного края. На данный момент такие же исторические парки работают в 19 городах России: Якутск, Волгоград, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Махачкала, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Ставрополь, Тюмень, Уфа, Южно-Сахалинск.

Историки, художники, кинематографисты, дизайнеры, специалисты по компьютерной графике провели огромную работу, чтоб наши дети в ногу со временем могли осваивать информацию через: сенсорные столы и экраны, кинотеатры, лайтбоксы, коллажи, проекторы и планшеты.

Учителя в свою очередь спешат разработать уроки, внеклассные мероприятия, подготовку к олимпиадам и экзаменам по истории на основе информационного материала исторического парка, который позволит окунуться в мир прошлого с головой. Что мы и сделали с коллегой, совместно составляя маршрутный лист.

Представляю вашему вниманию проект повторительно-обобщающего урока в формате квест-путешествия на базе мультимедийного исторического парка «Россия – моя история». Тема нашего урока связана с первым разделом данного музея, посвященным династии Рюриковичей. Занятие совмещает в себе и познавательную деятельность, и воспитание командного духа, и формирование универсальных учебных действий. А также помогает узнать что-то новое, выявить интерес к различным сферам деятельности, и развивает мотивацию к углубленному изучению предмета.

Эпоха Рюриковичей наполнена событиями, оказавшими решающее влияние на формирование не только государственности, но и всех сторон жизни нашей страны: основание древних городов, Крещение Руси, 200-летнее ордынское иго и его преодоление, борьба с иноземными захватчиками, превращение Москвы в один из центров европейской общественно-политической жизни, создание сильного и самобытного государства. Наше занятие является итоговым, поэтому важно, чтобы учащиеся продемонстрировали знания эпохи, событий, деятелей обозначенного периода и могли оценить их деятельность для становления и укрепления Российской государственности.

Учитывая сложность материала, познавательные возможности учащихся немудрено, что мы обратились к игровой методике. Ведь она имеет весьма высокий эффект и позитивно воспринимается детьми. А формат квеста побуждает нас решать какие-то головоломки и задачи, требующие умственных усилий.

Правила игры: Учитель предварительно делит учащихся на равные по количеству учащихся команды. В начале игры все одновременно получают одинаковые задания (маршрутный лист команды), в процессе выполнения которых необходимо первыми дойти до финала, верно ответив на все вопросы.

Тип урока: урок повторения пройденного материала.

Форма работы учащихся: групповая.

Цели урока: достижение следующих результатов:

  • Личностных – развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и родного края.
  • Метапредметных - развитие логического мышления, памяти, воображения, осуществление коррекции эмоционально-волевой сферы через различные приёмы.
  • Предметных развитие умения добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории России и родного края.

Задачи:

  • показать значение деятельности русских князей для создания и укрепления государства на Руси;
  • развивать умения давать оценку историческим личностям;
  • развивать интерес к истории своего государства;
  • воспитывать уважение к историческим личностям разных этапов развития.

В ходе занятия учащиеся смогут:

  • характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деятелей IX-XVI веков;
  • анализировать предложенные материалы и делать выводы;
  • закрепить полученные навыки анализа источника;
  • умения выделять главное;
  • соотносить эпоху, деятелей и события;
  • использовать карту, как исторический источник.

Ход урока

  1. Ребята знакомятся с правилами поведения и работы в мультимедийном музее.
  2. Учитель делит учащихся на группы и сообщает о квест-путешествии, которое предстоит пройти учащимся, а также условия победы. Каждая команда получает маршрутный лист (Приложение №1).
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия

Литература

  1. Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст] / С.А.Осяк, С.С.Султанбекова, Т.В.Захарова, Е.Н.Яковлева, О.Б.Лобанова, Е.М.Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  2. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования// Современные проблемы науки и образования.- 2016. - №6.
  3. «История России. 6 класс». Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др. под редакцией А.В.Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2016.
  4. - «История России. 7 класс». Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др. под редакцией А.В.Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2016.