Адаптивная система обучения в преподавании химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Классы: 9, 11

Ключевые слова: химия


Конечной целью использования педагогом современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий является необходимость активизировать познавательную деятельность учащихся и расширять их творческий потенциал. Новая модель подготовки специалистов в связи с принятием ФГОС создана с позиций компетентностного подхода и ориентирована не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно добывать и пополнять его, умение ставить и творчески решать задачи, брать ответственность на себя, действовать и работать в коллективе, обладать готовностью к мобильности, владеть информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ).

Ещё в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть процессов, предметов и явлений. В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л.С.Выготский. В настоящее время известны дидактические системы развивающего обучения, разработанные под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Все существующие теории развивающего обучения направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения. Наиболее близкой ,на мой взгляд, которая отвечает всем требованиям развивающего обучения, является технология АСО.

Я использую элементы базовой технологии, поддерживающие компетентностно-ориентированное обучение: АСО (адаптивная система обучения) — от сотрудничества к самостоятельности. Индивидуальный подход в работе с учащимся или в работе в небольшой группой учащихся – это ясно и достаточно просто. Но как реализовать индивидуальный подход на уроке, работая с целым классом? Решить эту проблему призвана технология адаптивного обучения.

Адаптивная система обучения (АСО) разработана и внедрена в учебный процесс А.С.Границкой. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность – способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.

АСО – это система, в которой ребёнок мог бы адаптироваться к аудиториям в учебном заведении, что очень важно при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, к среде, к своему месту(парте), к учебному процессу, к данному классу обучающихся и т.д. Основная цель этой технологии – перевод ученика и отношений на субъект-субъектные отношения.

Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель:

- управляет самостоятельной работой всех учащихся;

- работает с каждым учеником индивидуально;

- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;

- учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.

При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.

Общение основа педагогического управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и развитие личности каждого в предметном обучении.

Психологические предпосылки сотрудничества ребёнка и взрослого:

1. Потребность в общении;

2. Высокая активность и высокая включаемость;

3. Уникальное видение, богатое воображение.

Признаки сотрудничества

1.Осознание общей цели, которая мобилизует заинтересованность, положительную мотивацию деятельности.

2.Высокая организация совместного труда обучающихся.

3.Общие усилия и ответственность, общие задачи, результаты деятельности.

4.Взаимное доверие, взаимопомощь.

5.Выбор методики обучения, стимулирующие интересы обучающихся.

6.Взаимодействие учащихся друг с другом,их деловое общение и коллективная ответственность за результаты труда.

7. Сотрудничество обучающихся:
а) статическое (работа в парах);
б)динамическое (малая группа из 4-х учащихся);
в) вариационное ↓ (каждый то с одним, то с другим)

Все изложенные постулаты говорят о том, что обучающийся учится общаться, работать в коллективе, сотрудничать с товарищами, получать новые знания, овладевая методикой в коллективной деятельности. На основе вышесказанного воспитывается самостоятельность студентов, которая проявляется в:
а) планировании своей деятельности на уроке - целеполаганию,
б) составлению вопросов для изучения данной темы,
в) поиске ответов на поставленные вопросы в парах или группах, т.е. в распределении работы каждому обучающемуся
г) поиске доказательств правильных утверждений
д) контроль за выполнением заданий со стороны товарищей и педагога,
е) овладении общеучебными умениями и навыками.

Обучение в АСО предусматривает

Умение обобщать и делать выводы

Собирать новую информацию

Умение самостоятельно работать (3)

Добывать знания

Само- и взаимоконтроль

Деятельность обучающегося предусматривает:

1. Работать совместно с товарищами;

2. Под руководством преподавателя;

3. В парах или группах (статических, динамических и вариационных).

Данная деятельность предусматривает от педагога:
а) создании ситуации успеха,
б) организовать деятельность группы
в) индивидуальную работу каждого в группе,
в) организовать индивидуальный учёт за каждым обучающимся в группе,
г) применение приёмов индивидуальной работы с отстающими на фоне самостоятельной работы каждой группы. (1)

Виды контроля в АСО

1. Контроль преподавателя.

2. Взаимоконтроль.

3. Самоконтроль: опосредственный и внутренний, основанный на рефлексии.

4. Индивидуальный (тестовый, разноуровневый на уровень обученности) (1)

Данная технология включает в себя разноуровневое обучение, т.к. группы формируются с разными способностями учащихся к воспроизведению информации, поэтому следует: 1) Развести цели изучения конкретной темы по уровням развития детей.

  • I уровень — РЕПРОДУКТИВНЫЙ. Сформировать и развивать любыми приёмами любознательность и устойчивое внимание
  • II уровень — КОНСТРУКТИВНЫЙ (частично-поисковый). Развить познавательный интерес. (это возможно при проблемном обучении, использовании на уроках проблемных задач и ситуаций)
  • III уровень — ТВОРЧЕСКИЙ. Развивать творческое мышление всевозможными заданиями исследовательского характера

Уровневая дифференциация приводит в конечном итоге обучающихся в режим САМО, который включает:

  1. САМОАНАЛИЗ
  2. САМОЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
  3. САМОПЛАНИРОВАНИЕ
  4. САМООРГАНИЗАЦИЮ
  5. САМОКОНТРОЛЬ
  6. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Решать данную задачу можно с помощью различных форм организации учащихся на уроке. Я на своих уроках использую две такие формы.

ПЕРВАЯ форма — коллективная работа в паре или в четвёрке. При этом каждый ученик индивидуально решает небольшую задачу, затем на основе результатов индивидуальной работы этими двумя учащимися выполняется общая совместная работа, потом по результатам совместной работы в паре — общая работа четырёх учащихся. На каждом этапе работы осуществляется само- и взаимоконтроль и оценка. Эта форма организации учебной деятельности используется при изучении частных вопросов, например, при изучении соляной кислоты по плану:

состав → строение → свойства → получение → применение.

ВТОРАЯ форма — коллективная работа большой группы студентов, которая организована по принципу специализации. При этом каждый член группы выполняет не все компоненты учебной деятельности. Один из учащихся выступает в качестве целеполагателя, причём эту задачу он решает совместно с остальными членами группы. Второй — планирует свои действия, привлекая всех студентов группы. При этом «целеполагатель» следит за тем, чтобы предлагаемое планирование способствовало реализации цели. Затем определяются учащиеся, которые своими действиями реализуют цель. Они работают в контакте со всеми членами группы. В группе также работают «контролёр», и «оценщик», которые контролируют и оценивают правильность действий всех исполнителей.

Любой урок неповторим и уникален, однако, на каждом уроке должна быть организована такая учебная деятельность учащихся, при которой реализуются все её компоненты на ориентировочно-мотивационном, операционно-исполнительском и рефлексивно-оценочном этапах.

На ориентировочно-мотивационном этапе, выявив проблемы и противоречия в предыдущих знаниях, обучающийся совместно с педагогом формирует цель урока и планирует действия по реализации этой цели. На операционно-исполнительском этапе он выполняет действия, направленные на усвоение содержания и способов деятельности. На рефлексивно-оценочном этапе должны быть осуществлены действия по выполнению этих способов в нестандартных условиях, т.е. обучающийся контролирует и оценивает усвоение способа деятельности и степень его использования для решения нестандартных задач. На этом же этапе должны быть предусмотрены задания по выведению обучающегося за пределы содержания данного урока, т.е .лицеисты должны понять, что будет изучаться на последующих уроках. Преподаватель, заняв позицию организатора и координатора, требовательного доброжелателя, должен выступать в качестве организатора действий студентов, убеждающего их в том, что всем обучающимся всё под силу, что всю информацию они способны сами изучить, систематизировать и обобщить, и что педагог при этом будет лишь помогать им. Эти действия учителя способствуют переведению обучающихся на позицию активно действующих творцов. (1)

АСО сводится к следующим постулатам: улучшение эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса и обеспечение комфортности его участников, адаптацию каждого ученика в конкретных условиях обучения, развитие всех сфер личности учащихся, формирование адекватной самооценки и в целом—повышение уровня продуктивности взаимодействия педагога и учащихся. С помощью АСО деятельность ученика становится самостоятельной и активной, повышается «накопляемость» оценок, рационально расходуется время урока. В технологии адаптивного обучения осуществляется полный контроль всех результатов деятельности (фактически, работу контролируют три субъекта: учитель, сам ученик и его товарищи-одноклассники). Благодаря этой технологии ученик не только учится самостоятельно работать, у него повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, что в целом стимулирует желание учиться.

Литература

1. А.С.Границкая «Научить думать и действовать». М. Просвещение. 1991, стр 28-49.

2. С.Т.Сатбалдина, РА.Лидин. «Химия-8,9». М. Просвещение. 2010.

3. С.Т.Сатбалдина «Психодидактика химии в 2-х книгах». Уфа. 1996, стр 5-23.

Открытый урок обобщения и систематизации знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества. Химическая связь»