Скелет человека. Осевой скелет

Разделы: Биология

Класс: 8

Ключевые слова: скелет человека


Цель урока: сформировать знания о строении основных отделов осевого скелета - черепа и позвоночника человека и их функциях.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично поисковый, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемного изложения материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, ноутбук, проектор, ЦОР, модели скелета млекопитающих, человека.

Предметные результаты обучения:

  • называть и показывать на модели скелета человека основные части черепа и позвоночника человека;
  • уметь объяснять взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные – самостоятельно находить и анализировать информацию, необходимую для решения поставленных учебных задач;
  • регулятивные – контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог; работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Личностные результаты обучения:

  • осознавать необходимость знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;
  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение скелета человека, в том числе в деятельности с использованием ИКТ-средств.

Ход урока

1. Организационный этап и проверка домашнего задания

Проверка знаний учащихся.

Работа у доски (2 ученика).

Задание 1. Зарисовать строение компактного вещества кости, подписать его структурные элементы (части). Чем отличаются по строению компактное и губчатое вещество кости? Чем объясняется высокая прочность костей?

Задание 2. Составить схему «Типы костей» (по форме и строению). Объяснить, чем различаются трубчатые, плоские и губчатые кости.

Фронтальная беседа с классом, обсуждение вопросов.

  1. Почему скелет и мышцы относятся к единому аппарату органов?
  2. В чем заключаются опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц?
  3. Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?
  4. Объясните, почему искривление костей чаще бывают у детей, а переломы – у пожилых людей?

2. Актуализация знаний

Поисковая беседа с использованием учебных таблиц по следующим вопросам:

- Что такое скелет? Какие отделы скелета можно выделить у млекопитающих и человека?

- Какие отделы позвоночника имеют млекопитающие (собака, кролик) и человек?

- Какие части скелета относятся к осевому, а какие - к добавочному скелету? Подумайте, почему их так называют?

- Какие функции выполняет скелет?

Слова учителя: скелет выполняет защитную функцию, является опорным каркасом, который фиксирует разные части организма в определенном положении. За подвижность и гибкость скелета отвечают суставы, хрящи и связки.

3. Изучение нового материала

Просмотр фотографий, модели «Строение черепа» с комментариями учителя.

Фронтальная работа с рисунками учебника и беседа по вопросам:

1. Изучение рисунка 27 на стр. 72. Беседа об отделах черепа.

Назовите кости, образующие отделы черепа. Какие из костей черепа относятся к непарным, а какие – к парным?

2. Какие функции выполняет череп?

Просмотр фотографий, таблиц с рисунками о позвоночнике, знакомство обучающихся с основными отделами позвоночника и позвонками, входящими в его состав.

Фронтальная беседа по вопросам.

  1. Изучите рисунок 28 на стр.72 и назовите пять отделов позвоночника.
  2. Назовите количество позвонков в каждом из отделов позвоночника.
  3. Какое значение имеют изгибы позвоночника?
  4. Какое значение имеют хрящевые диски между позвонками?
  5. Изучив рисунок 30 на стр.74 учебника, нужно объяснить какие особенности строения имеют два первых шейных позвонка.
  6. Рассмотрев рисунок 31 на стр.74, назовите кости, которые формируют грудную клетку человека.
  7. Сколько пар ребер прикрепляются к грудине?
  8. Сколько пар свободных ребер?
  9. Какие особенности строения имеет крестец и копчик?

4. Закрепление нового материала и рефлексия

А. Заполнение таблицы «Скелет человека» в тетради.

Отдел скелета

Кости, образующие отдел скелета

Типы костей

Тип соединения костей

Шейный

7 позвонков

 

 

Грудной

12 позвонков

 

 

Поясничный

5 позвонков

 

 

крестцовый

1 кость (5 сросшихся позвонков)

 

 

копчиковый

4-5 сросшихся маленьких позвонков

 

 

Б. Тестовые задания.

  1. Мозговой отдел черепа образуют кости:
    а) височные
    б) скуловые
    в) носовая
    г) лобная
    д) затылочная
    е) теменные
  2. Лицевой отдел черепа образуют кости:
    а) носовая
    б) верхнечелюстная
    в) нижнечелюстная
    г) височные
    д) скуловые
    е) лобная
  3. Из скольки позвонков состоит позвоночник человека?
    а) 43-44
    б) 33-34
    в) 20
  4. По сколько позвонков в поясничном, крестцовом, копчиковом отделах позвоночника:
    а) 4
    б )5
    в) 6 
    г) 7
  5. Грудная клетка состоит из:
    а) грудных позвонков
    б) киля
    в)12 пар ребер
    г) грудины
    д) поясничных позвонков 
  6. Размеры и масса позвонков увеличиваются от:
    а) поясничного отдела к шейному
    б) шейного отдела к поясничному
    в) поясничного отдела к копчиковому.

В. Рефлексия.

Учитель предлагает сначала оценить положительные стороны урока, а затем те моменты, которые можно было бы изменить. Заслушиваются и анализируются предложения учащихся.

4. Домашнее задание

  1. Параграф 11 с рисунками изучить.
  2. Завершить заполнение таблицы «Скелет человека».