Опытно-практическая работа по использованию подвижных игр и упражнений с мячом для развития координационных способностей младшего школьника на уроке физической культуры

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 1

Ключевые слова: физическая культура, подвижные игры, упражнения с мячом


На формирующем этапе опытно-практической работы в исследуемом первом классе мы включили в уроки физической культуры упражнения с мячом и подвижные игры. В основу построения комплексов упражнений были положены дидактические принципы: постепенности, систематичности, последовательности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, принцип развивающего и воспитывающего обучения, связи с жизнью и решение задач развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.

Практическая часть нашего исследования включала:

  • знакомство с научной и педагогической литературой по развитию координационных способностей посредством подвижных игр и упражнений с мячом
  • использование комплексов упражнений с мячами и подвижных игр для развития координационных способностей на уроках физической культуры
  • обобщение результатов опытно-практической работы

Уроки проводились с младшими школьниками по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич). При планировании учебного материала мы заменили тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания темы «Спортивные и подвижные игры» (в объеме 33 часов)

На формирующем этапе мы организовали работу по развитию координационных способностей у младшего школьника посредством спортивных игр. На каждом уроке проводился комплекс упражнений с мячами в начале основной части урока. Каждую неделю комплексы упражнений чередовались. Подобранные упражнения, по нашему мнению, являются наиболее эффективными для развития координационных способностей. Упражнения с мячами мы сочетали с подвижными играми.

Упражнения с мячом:

  1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и
  2. др.), катание «змейкой» между предметами.
  3. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз
  4. подряд).
  5. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз
  6. подряд).
  7. Бросание мяча друг другу с хлопком.
  8. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.
  9. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.
  10. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.
  11. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.
  12. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд)
  13. Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не менее 10 раз подряд)
  14. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.
  15. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.
  16. Катание друг другу набивного мяча.
  17. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.
  18. Отбивание мяча об землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.
  19. Отбивание мяча об землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстоянии 6-8м.

 
Подвижные игры на развитие координационных способностей:

«Охранники». Цель игры: развить координацию движений, реакцию, умение быстро принимать решение.

«Удочка». Цель игры: развить координацию движений, реакцию.

«Скворечники». Цель игры: развить координацию движений, реакцию.

«Вышибалы». Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

«Пингвины с мячом» Цель: учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен, стараясь не потерять мяч, приземляться на обе ноги. Развивать ловкость, быстроту движений, координацию.

«Ловишка с мячом» Цель: учить детей бегать врассыпную в зале, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень – ребёнка. Развивать умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать выдержку.

«Стоп» Цель: учить детей бросать мяч о стену так, чтобы он, коснувшись стены, отскочил от неё. Ловить мяч на лету двумя руками, бросать мяч, стараясь запятнать игроков. Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.

«Кого назвали, тот ловит мяч» Цель: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.

«Перебрось через планку» Цель: учить детей подбивать мяч, ногой снизу, стараясь перебросить мяч через планку высотой 20-30см., потом 50-60см. развивать ловкость глазомер. Воспитывать интерес к спортивным играм.

Анализ результатов опытно-практической работы по развитию координационных способностей младшего школьника на уроке физической культуры

Наше исследование проходило на базе МОАУ Гимназии №2 г. Оренбурга. В исследовании приняли участие 20 учеников 1 Б класса.

Тестирование проводилось в два этапа:

  • ноябрь 2018 г. - исходные данные;
  • апрель 2019 г. - итоговый контроль.

Наше исследование можно разделить на три этапа. Первый этап – анализ научной, специальной методической литературы по проблеме исследования. Определение цели исследования, формулировка задач исследования Проведение констатирующего этапа опытно-практической работы. Второй этап – сбор информации о результатах выполнения тестовых заданий младшего школьника, их оценка и анализ. Проведение формирующего этапа опытно-практической работы. Третий этап – проведение контрольного этапа опытно-практической работы, обработка полученных данных. Для оценки подобранных нами комплексов упражнений с мячом и подвижных игр, способствующих развитию координационных способностей младшего школьника, нами был проведен сравнительный анализ результатов, показанных в начале и в конце опытно-практической работы.

На первом этапе мы провели констатирующее исследование уровня развития координационных способностей младших школьников.

Мы выбрали следующую диагностику уровня развития координационных способностей младшего школьника (см. таблицу 2):

Таблица 2

Диагностические тесты координационных способностей

способность

тест

Способность к реагированию

Опускание палки - реакция
Оборудование: пронумерованная в сантиметрах гимнастическая палка.
Процедура тестирования: Учитель держит пронумерованную в сантиметрах гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 секунды учитель отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть).
Результат - среднее расстояние (в см) из трех попыток от нижнего края до места хвата учащимся со стороны мизинца. Для сравнения целесообразно выполнять тест ведущей и не ведущей рукой.
5 баллов - безошибочное выполнение теста. 4 балла - допущено 1 - 2 ошибки (нет согласования в движе­ниях). 3 балла - допущено 3 ошибки.

Способность к равновесию

Балансирование на гимнастической скамейке.
Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования: испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).
Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опро­бования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить.
5 баллов - безошибочное выполнение теста. 4 балла - допущено 1 - 2 ошибки (нет согласования в движе­ниях). 3 балла - допущено 3 ошибки.

Ориентационная способность

3 кувырка вперед. Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сде­лать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувыр­ка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выпол­нения задания и оценка результата.
При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выпол­нение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка по­ложения основной стойки.
5 баллов - безошибочное выполнение теста. 4 балла - допущено 1 - 2 ошибки (неправильное принятие положения перед кувырком, нет фиксации положения основной стойки после последнего кувырка). 3 балла - допущено 3 ошибки (несогласованность движе­ний, длительные кувырки).

Способность к дифференцированию

Упражнение - реакция - мяч (П.Хиртц)
Оборудование: 2 гимнастические скамейки, 1 футбольный мяч (резиновый, диаметр 20 см), рулетка, гимнастическая стенка.
Процедура тестирования: На верхнем конце двух наклонных гимнастических скамеек находится мяч, удерживаемый учителем физической культуры или помощником. Испытуемый стоит в ожидании за линией старта (для 3 класса - расстояние 1 метр от гимнастических скамеек) спиной к направлению бега (т.е. он не смотрит на мяч), пятки за линией. Учитель дает сигнал, например свисток и отпускает мяч. Ученик должен как можно быстрее среагировать на сигнал, повернуться. Подбежать к гимнастической скамейке и остановить двумя руками катящийся мяч.
Результат - расстояние в сантиметрах, пройденное мячом по гимнастической стенке. Из двух зачетных попыток учитывается лучшая.
Указания: Тест проводится только в зале.
5 баллов - безошибочное выполнение теста. 4 балла - допущено 1-2 ошибки (нет согласования в движе­ниях). 3 балла - допущено 3 ошибки.

Каждый тест оценивался по пятибалльной системе. Оценки выполнения заносились в таблицу. (Приложение 1). Подсчитывался общий и средний балл выполнения тестов. Путем дифференцирования результатов нами были выявлены уровни развития координационных способностей.

Высокий уровень: 4,5-5 баллов (средний балл).

Средний уровень: 2,9-4,4 баллов (средний балл).

Низкий уровень: ниже 2,9 баллов (средний балл).

После выполнения тестов нами были проанализированы результаты констатирующего этапа работы. Результаты мы занесли в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты констатирующего тестирования

уровня развития координационных способностей младшего школьника

уровень

низкий

средний

высокий

группа

человек

%

человек

%

человек

%

 опытная

7

35

7

35

6

30

Результаты тестирования показали, что 30% учащихся опытной группы (6 человек) безошибочно (с мелкими недочетами) выполняют тесты на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован высокий уровень развития координационных способностей. Они способны быстро реагировать, их действия при выполнении тестов согласованы, они не допускают технических ошибок при выполнении упражнений.
У 35% учащихся исследуемой группы (7 человек) имеются 1-2 ошибки при выполнении тестов на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован средний уровень развития координационных способностей. Они способны достаточно быстро реагировать, но их действия при выполнении тестов не всегда согласованы, они допускают мелкие технические ошибки при выполнении упражнений.

У 35% учащихся исследуемой группы (7 человек) допущено 3 и более ошибок при выполнении тестов на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован низкий уровень развития координационных способностей. Они медленно реагируют, их действия при выполнении тестов часто не согласованы, они допускают технические ошибки при выполнении упражнений. В целом необходимо отметить, что большинство обучающихся в 1Б классе, имеют низкий и средний уровень развития координационных способностей.

Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие целенаправленной, планомерной, систематической работы по развитию координации. Поэтому нами была составлена определенная система работы по развитию координационных способностей в исследуемой группе посредством целенаправленного включения в уроки физической культуры комплексов упражнений с мячом и подвижных игр.

На контрольном этапе работы мы провели повторное тестирование уровня развития координационных способностей младшего школьника в исследуемой группе.

После выполнения тестов нами были проанализированы результаты контрольного этапа работы. Сводные результаты мы занесли в таблицу 4.

Таблица 4

Результаты контрольного тестирования

уровня развития координационных способностей младшего школьника

уровень

низкий

средний

высокий

группа

человек

%

человек

%

человек

%

опытная

1

5

9

45

10

50

Результаты тестирования показали, что 50% учащихся опытной группы (10 человек) безошибочно (с мелкими недочетами) выполняют тесты на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован высокий уровень развития координационных способностей. Они способны быстро реагировать, их действия при выполнении тестов согласованы, они не допускают технических ошибок при выполнении упражнений.
У 45% учащихся исследуемой группы (9 человек) допущено 1-2 ошибки при выполнении тестов на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован средний уровень развития координационных способностей. Они способны достаточно быстро реагировать, но их действия при выполнении тестов не всегда согласованы, они допускают мелкие технические ошибки при выполнении упражнений.

5 % учащихся исследуемой группы (1 человек) допустили 3 и более ошибки при выполнении тестов на выявление уровня координационных способностей. У этих младших школьников зафиксирован низкий уровень развития координационных способностей. Они медленно реагируют, их действия при выполнении тестов часто не согласованы, они допускают технические ошибки при выполнении упражнений.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-практической работы отражены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Из диаграммы видно, что в результате проведения исследования в опытной группе количество учащихся с высоким уровнем развития координационных способностей увеличилось на 20%. Количество учащихся со средним уровнем развития координационных способностей увеличилось на 10%. Количество учащихся с низким уровнем развития координационных способностей уменьшилось на 30%.

Таким образом, исходя из полученных данных, мы наблюдаем положительную динамику уровня развития координационных способностей младшего школьника в исследуемой группе,что доказывает эффективность проделанной нами опытно-практической работы.

Приложение