Сборник методических разработок воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности «Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»

Разделы: Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: патриотическое воспитание, кадетское училище, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Введение

События последнего времени подтверждают очевидность заметной утраты традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно.

Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Основным направлением в области воспитания патриотизма и граждаственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.

В условиях нашего училища патриотизм формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества, воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому воспитанникам необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. И тогда кадеты смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.

Планируемые результаты:

  • личностные: развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы, формирование успешности и результативности деятельности;
  • метапредметные: развитие наблюдательности, логического мышления, навыков анализа и синтеза, формирование основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Office PowerPoint), частично-поисковый (планирование и систематизация материала), аналитический (выводы и обобщения по результатам классного часа), управление обучением (работа с текстом).

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии, методики:

  • проблемное обучение,
  • моделирующая и поисковая деятельность,
  • личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

Процесс образования в ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище» направлен не только на обучение, но и на воспитание всесторонне развитой личности и одним из основных направлений воспитательной работы с воспитанниками является формирование у кадет гражданственности и чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.

Цель сборника – показать методики проведения воспитательных мероприятий с использованием современных воспитательных технологий и методик.

Методические разработки могут применяться как классные часы, так и как отдельные внеклассные воспитательные мероприятия.

Данный сборник методических разработок воспитательных мероприятий предназначен для воспитателей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования для использования в подготовке к классным часам и открытым мероприятиям в рамках воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Мероприятие 1

Форма проведения: историческая гостиная.

Цель: воспитание патриотизма и любви к Родине. Приобщение кадет к традициям и истории Отечества. Осмысление себя как гражданина общества.

Задачи:

  • формировать гражданские чувства и качества воспитанников, такие как уважение государства и государственной власти, чувство национального достоинства, чувство гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения, защищать права человека;
  • углублять знания по военной истории России, боевым и трудовым подвигам жителей страны в годы Великой Отечественной войны на примерах малоизвестных фактов из истории войны;
  • учить хранить воинские традиции, связи поколений защитников Родины;
  • воспитывать готовность к выполнению воинского долга.

План:

1. Вступительная часть.

- Так это все начиналось.

2. Основная часть.

- Псы войны.
- Один против дивизии.
- Подвиг Матвея Кузьмина.

3. Заключение. Минута молчания.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

Так это все начиналось.

Слайд №1. Звучит песня «Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).

Ведущий. 22 июня 1941 года… Эта дата глубоко врезалась в память людей, навечно вошла в историю нашей страны. И мы должны помнить о тысячах героев, ценою жизни которых завоевано право на мир! Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений, сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий. За мужество и героизм свыше 7 млн воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11 600 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Им всенародное признание, память и благодарность.

Ребята, мы много говорили и вы уже много знаете о тех страшных событиях, произошедших за эти годы. Вы слышали о подвигах, битвах, операциях той ужасной войны. Но сегодня мы хотим рассказать вам о малоизвестных страницах Великой Отечественной. Эти страницы тоже вошли в Великую Книгу Великой Победы.

Кадет 1.

Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем, а славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом я эти пять минут трубил тревогу.

2. Основная часть

Псы войны. Слайд №2

Ведущий. (на фоне слайда №2)

У небольшого села Легедзино на украинской Черкащине есть необычный памятник красноармейцу и собаке. Он поставлен на месте уникального сражения, произошедшего здесь 30 июля 1941 года…

В конце июля 1941 года под Умань (ныне Черкасская область Украины) была переброшена бригада «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Несмотря на довоенное ироничное прозвище «асфальтовые солдаты фюрера», к июлю 41-го года, после польской и французской кампаний, это была  боевая элита Германии — отборные, обстрелянные, прекрасно оснащенные солдаты. Теперь командование вермахта очень уважало эсэсовцев и поручало им наиболее ответственные задачи.

Так было и на этот раз. «Лейбштандарту» было приказано замкнуть кольцо вокруг двух советских армий, шестой и двенадцатой. Эсэсовцы хорошо справлялись с этой задачей, они прорвали советскую оборону и быстро продвигались на восток, громя тылы и штабы Красной армии. Вскоре они оказались под деревней Легедзино.

В селе находились воспитанники Львовской школы служебного собаководства (25 кинологов и 150 служебных собак).

Первую атаку пограничники отбили. Но на отбитие первой атаки ушли почти все наличные боеприпасы. Больше отбиваться было нечем.

Кадет 2. (читает) Участник этого боя Александр Фука вспоминал вторую атаку немцев: «…Расстояние между нами и фашистами сокращалось. Вряд ли уже могло что-нибудь остановить врага. По всей линии обороны в сторону врага летели последние гранаты, раздавались нестройные винтовочные выстрелы и автоматные очереди. Казалось, еще миг, и гитлеровцы навалятся и сомнут почти безоружную горстку защитников штаба корпуса.

И здесь произошло невероятное: в тот самый момент, когда фашисты с ревом бросились на пограничников третьей роты, комбат Филиппов приказал Ермакову спустить на фашистов служебных собак. Обгоняя друг друга, собаки с невероятной быстротой преодолели пшеничное поле и яростно набросились на фашистов. За несколько секунд обстановка на поле боя резко изменилась. Сперва гитлеровцы пришли в смятение, а затем в панике обратились в бегство. Пограничники в едином порыве устремились вперед, преследуя врага. Пытаясь спасти своих, гитлеровцы перенесли на нас огонь из орудий и минометов. Над полем битвы, помимо привычных взрывов, криков и стонов, стоял истошный собачий лай. Многие собаки были ранены и убиты, главным образом, холодным оружием. Значительная часть их исчезла. Многие убежали в леса, не найдя своих хозяев».

Ведущий. Хуже пришлось тем, кто своих хозяев нашел (как правило, погибшими): эти собаки ложились рядом с трупами и не уходили до самого конца. Немцы перестреляли их всех до единой. Рукопашный бой с собаками произвел на эсэсовцев такое сильное впечатление, что после боя, убив всех пограничников и их собак, они пошли в деревню и перестреляли всех собак еще и там, даже тех, что сидели на цепи.

Все эти жертвы не были напрасны — ценой своей жизни и жизни своих четвероногих друзей пограничники дали возможность штабам уйти из-под немецкого удара.

После боя местные жители закопали пограничников и их верных овчарок в общей братской могиле на поле боя. После войны их — также вместе — перезахоронили в центре села, у школы. 9 мая 2003 года на месте сражения был открыт памятник герою-пограничнику и его собаке.

Кадет 3. У подножия балюстрады написано (в переводе на русский): «Остановись и поклонись / здесь в июле 1941 года / поднялись в последнюю атаку на врага / бойцы Отдельной Коломыйской / пограничной комендатуры / 500 пограничников и 150 их служебных собак / полегли смертью храбрых в том бою / они остались навечно / верными присяге родной земле». (Слайд 4).

Надпись под лапами собаки значительно короче:«Воспитанные пограничниками, они были верны им до конца».

И лучше, наверное, не скажешь.

Кадеты 2 и 3 по очереди.

2 — По официальной статистике во время Великой Отечественной войны собаки:

2 — вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых;

3 — нашли 4 миллиона мин и фугасов;

2 — участвовали в разминировании 300 крупных городов;

3 — в боевой обстановке доставили 200 тысяч документов;

2 — проложили 8 тысяч километров телефонного провода;

3 — уничтожили 300 вражеских танков.

А было их на войне около 60 тысяч...

Слайд №3 с просмотром видеоролика «Служебные собаки».

Один против дивизии. Слайд №4.

Кадет 4.

Учила жизнь сама меня.
Она сказала мне, -
Когда в огне была броня
И я горел в огне, -
Держись, сказала мне она,
И верь в свою звезду,
Я на земле всего одна,
И я не подведу.
Держись, сказала, за меня.
И, люк откинув, сам
Я вырвался из тьмы огня -
И вновь приполз к друзьям.

Слайд №5 (с видеороликом «Один против дивизии)

Ведущий. (на фоне видеоролика начинает рассказ) Трудно поверить, но в первые дни войны экипаж одного советского танка КВ – 1 («Клим Ворошилов») остановил наступление танковой дивизии немцев на двое суток. Немецкая танковая дивизия насчитывала 300 танков и около 15 тысяч солдат и офицеров.

Кадет 1. Шли первые дни войны. Группа войск армии «Север» рвалась через Прибалтику к г. Ленинграду. На острие прорыва находилась 6-я танковая дивизия вермахта. Неожиданно продвижение дивизии прекратилось. Оказалось, что у немцев в тылу, неизвестное подразделение Красной Армии перерезало единственную дорогу для подвоза топлива, боеприпасов и питания. Это был экипаж танка КВ – 1. Сначала пятидесятитонный танк расстрелял и раздавил колонну из 12-ти грузовиков, которые везли снабжение немцам.  Потом прицельными выстрелами уничтожил артиллерийскую батарею. Немцы, разумеется, вели ответный огонь, но безрезультатно. Снаряды противотанковых пушек не оставляли на его броне даже вмятин. Пораженные этим немцы позже дали танкам КВ-1 прозвище «Призрак». Правда, немцам удалось обездвижить танк, взорвав снаряд у него под гусеницей.

Но «Клим Ворошилов» и не собирался никуда уезжать. Он занял стратегическую позицию на единственной дороге и двое суток задерживал продвижение дивизии (обойти его немцы не могли, потому что дорога проходила через болота, где вязли армейские грузовики и легкие танки).

К исходу второго дня сражения немцам удалось расстрелять танк из зениток. Но, когда фашисты опасливо приблизились к стальному чудовищу, башня танка внезапно повернулась в их сторону – видимо, экипаж все еще был жив. Лишь брошенная в люк танка граната поставила точку в этом невероятном сражении…

Кадет 2. Вот как описывает эти события полковник Эрхард Раус: «Я приказал батарее, недавно получившей 50-мм противотанковые пушки, пробраться сквозь лес, подойти к танку на дистанцию эффективной стрельбы и уничтожить его. С командного пункта на вершине холма мы следили за ними пока они аккуратно пробирались среди деревьев от одной лощины к другой. Мы были не одни. Десятки солдат вылезли на крыши и забрались на деревья с напряженным вниманием ожидая, чем кончится затея. Мы видели, как первое орудие приблизилось на 1000 метров к танку, который торчал прямо посреди дороги. Судя по всему, русские не замечали угрозы. Мы следили за происходящим с вершины холма. Неожиданно кто-то предположил, что танк поврежден и брошен экипажем, так как он стоял на дороге совершенно неподвижно, представляя собой идеальную мишень. Внезапно грохнул выстрел первой из наших противотанковых пушек, мигнула вспышка, и серебристая трасса уперлась прямо в танк. Расстояние не превышало 600 метров. Мелькнул клубок огня, раздался отрывистый треск. Прямое попадание! Затем последовали второе и третье попадания.

Кадет 3. Офицеры и солдаты радостно закричали, словно зрители на веселом спектакле. «Попали! Браво! С танком покончено!» Танк никак не реагировал, пока наши пушки не добились 8 попаданий. Затем его башня развернулась, аккуратно нащупала цель и начала методично уничтожать наши орудия одиночными выстрелами 80-мм орудия. Две наших 50-мм пушки были разнесены на куски, остальные две были серьезно повреждены. Личный состав потерял несколько человек убитыми и ранеными. Командир батареи отвел уцелевших назад, чтобы избежать напрасных потерь. Только после наступления ночи он сумел вытащить пушки. Русский танк по-прежнему наглухо блокировал дорогу, поэтому мы оказались буквально парализованными.

Хотя танк не двигался со времени боя с противотанковой батареей, оказалось, что его экипаж и командир имеют железные нервы. Они хладнокровно следили за приближением зенитки, не мешая ей, так как пока орудие двигалось, оно не представляло никакой угрозы для танка. К тому же чем ближе окажется зенитка, тем легче будет уничтожить ее. Наступил критический момент в дуэли нервов, когда расчет принялся готовить зенитку к выстрелу. Для экипажа танка настало время действовать. Пока артиллеристы, страшно нервничая, наводили и заряжали орудие, танк развернул башню и выстрелил первым! Каждый снаряд попадал в цель. Тяжело поврежденная зенитка свалилась в канаву, несколько человек расчета погибли, а остальные были вынуждены бежать. Пулеметный огонь танка помешал вывезти орудие и подобрать погибших.

Вскоре прибыл 65-й танковый батальон и начал обстреливать русский танк с трех сторон. Раненный КВ-1 попытался развернуть башню назад, по зенитчики за это время успели сделать еще 2 выстрела. Башня перестала вращаться, однако танк не загорелся. Были сделаны еще 4 выстрела бронебойными снарядами из 88-мм зенитного орудия. Его орудие беспомощно задралось вверх, но танк продолжал стоять на дороге, которая больше не была блокирована.

Внезапно ствол орудия начал двигаться, и наши солдаты в ужасе бросились прочь. Только один из саперов сохранил самообладание и быстро сунул ручную гранату в пробоину, сделанную снарядом в нижней части башни. Прогремел глухой взрыв, и крышка люка отлетела в сторону. Внутри танка лежали тела отважного экипажа, которые до этого получили лишь ранения. Глубоко потрясенные этим героизмом, мы похоронили их со всеми воинскими почестями.»

К великому сожалению имена этих Героев неизвестны.

Подвиг Матвея Кузьмина. Слайд №6.

Кадет 4.

В суровый год мы сами стали строже,
Как темный лес, притихший от дождя,
И, как ни странно, кажется, моложе,
Все потеряв, и сызнова найдя.
Средь сероглазых, крепкоплечих, ловких,
С душой как Волга в половодный час,
Мы подружились с говором винтовки,
Запомнив милой Родины наказ.
Нас девушки не песней провожали,
А долгим взглядом, от тоски сухим,
Нас жены крепко к сердцу прижимали,
И мы им обещали: отстоим!
Да, отстоим родимые березы,
Сады и песни дедовской страны,
Чтоб этот снег, впитавший кровь и слезы,
Сгорел в лучах невиданной весны.
Как отдыха душа бы ни хотела,
Как жаждой ни томились бы сердца,
Суровое, мужское наше дело
Мы доведем - и с честью - до конца!

Слайд №7 с видеороликом «Матвей Кузьмин»

Ведущий. Сотни тысяч героев внесли неоценимый вклад в освобождение нашей Родины и всего мира от фашистского ига. Имена некоторых так и остались неизвестными. Но были и есть те, чьи имена остались для истории. Одним из таких героев является Матвей Кузьмин. Он не состоял в числе рядовых солдат по своему возрасту. Но, тем не менее, и он внес свой вклад в победу. В феврале 1942 года немецкая горно-стрелковая дивизия должна была прорвать фронт и продвинуться в тыл Красной Армии на участке между Ленинградом и Псковом. Дело это было для немецкого командования трудновыполнимым из-за отсутствия четких ориентиров и карт местности, из-за труднопроходимых лесов. К тому же жестокие тридцатиградусные морозы сковывали движение, в такие морозы трудно приходилось не только солдатам, но и технике. Успех этой операции некоторые из военачальников немецкой армии ставили под сомнение. Необходимо пройти около шести километров по трудной местности и выйти к деревне Першино. Этот небольшой по протяженности марш-бросок немцам на тот момент времени можно было пройти за два часа, при условии, что они пойдут прямиком.

Командир немецкой колонны решил взять с собой проводника из тех, что жил в этой местности. Проводником он выбрал хозяина избы Матвея Кузьмина, в которой был основан штаб немецкого батальона. Капитан, офицер батальона, однажды вечером сказал Матвею Кузьмину, что он должен провести их самой короткой дорогой, за что будет поощрен деньгами. После некоторого раздумья Матвей Кузьмин согласился. Если бы тот немецкий офицер знал, что задумал старый колхозник Матвей, какую он немецким захватчикам приготовил погибель.

Кадет 1. Когда выдался удобный момент, дед Матвей шепнул несколько слов своему внуку Ване, тот тут же собрался, вышел из избы, надел лыжи и помчался в лес. Через некоторое время вышел из колхозной деревушки немецкий батальон во главе с командующим офицером. Впереди колонны шел Матвей Кузьмин. Немецкий батальон, экипированный полным снаряжением, передвигался к намеченной цели вместо положенных двух часов несколько часов подряд. От такого марш-броска солдаты немецкого батальона были явно обессилены. Дед Матвей не повел их прямой дорогой, как обещал, а, введя их в заблуждение, провел немецких солдат обходными путями. Вместо положенных шести километров тем пришлось протопать около двадцати пяти километров.

На опушку леса фашистские оккупанты выйти смогли только под утро. Измученные ночным переходом немецкие солдаты чуть ли не падали с ног. Но вышли они совсем не к деревне Першино, как им было назначено. Вывел их дед Матвей к деревне Малкино, где их уже поджидала засада. Еще с вечера к встрече немецкого батальона горно-стрелковой дивизии были готовы бойцы 31-ой отдельной стрелковой бригады полковника Горбунова. Дед знал, куда надо вести фашистов. Он вел их на место засады, он верил в то, что его внук Ванечка успеет задолго до рассвета добраться до бойцов нашей дивизии, и заранее сказал ему, где следует сделать засаду.

Кадет 2. Выйдя на опушку леса, немецкие солдаты во главе с офицером на минуту остановились перевести дух. Тишина в лесу стояла абсолютная, ничто не смело нарушать утреннюю тишину леса. Но тишину вдруг резко нарушил треск советских пулеметов и автоматов. Ошарашенные солдаты немецкого батальона, скованные ночной усталостью и страхом, от неожиданности не сумели даже сообразить о том, что случилось, не то что дать какой-то отпор. В первые же секунды начала обстрела полегло несколько десятков немцев. Некоторые из оставшихся в живых решили повернуть обратно в лес под укрытие деревьев. Огонь из пулеметов с флангов перекрыл им дорогу.

Всего около полутора сотен фашистских солдат полегло в снег у того леса. Около двадцати немцев тут же попытались сдаться в плен. Остальным же, не успевшим сдаться и пытавшимся предпринять попытку отбиваться, выжить не удалось. Всех их скосило огнем пулеметных очередей. Удирающих немцев догоняли советские солдаты, добивая прикладом и штыком. Среди них бежал и Ваня, пытаясь найти своего деда. Бойцы бригады через несколько минут обнаружили тело деда Матвея. После того, как начался обстрел, командир немецкого батальона понял, что дед Матвей завел его солдат в тупик, и расстрелял его из своего браунинга. Но тут же и сам был сражен длинной пулеметной очередью.

Псковский «Иван Сусанин», именно так прозвали Матвея Кузьмина, за свой подвиг посмертно был награжден Звездой Героя Советского Союза в мае 1965 года. Он стал самым старшим из всех советских героев, которые были удостоены такой высокой государственной награды. Ему было 83 года.

Слайд № 8

Ведущий 1. Итак, ребята, сегодня мы еще раз вспомнили с вами о тех людях, которые в 1941–1945 годах отстояли нашу победу, о тех людях, благодаря которым у нас с вами чистое мирное небо над головой. К сожалению, многих из них уже нет в живых. Давайте почтим их память минутой молчания.

Звук метронома. Минута молчания.

А завершить наше мероприятие мы хотим по старой традиции песней «День Победы».

Видеоролик «День Победы». Звучит песня «День Победы» (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова).

Мероприятие 2

Мероприятие 3

Мероприятие 4