Конструирование возможностей деятельности обучающихся во внеурочное время для достижения целей современного образования

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4


Как педагогический термин слово «образование» ввел в 1780 г. основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци. Н.И.Новиков в таком же значении применил категорию «образование» в русском языке. Понятие «образование» рассматривалось в довольно широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека. Такая трактовка образования существовала со 2-й половины XIX в., когда постепенно складывается мнение, что образование – это не только состояние, но и процесс, совокупность педагогической деятельности, посредством которой достигается образование.[3]

Ключевым в данном мнении, также является, то что это процесс. Процесс - лат. processus — «течение», «ход», «продвижение».[1] Т.е. процесс нельзя остановить, решая один вопрос всегда возникает следующий. Вот также и с образованием. Мы учимся с самого рождения, с того момента, как только появились на свет и до глубокой старости. Несомненно основное образование мы начинаем получать в образовательной организации, именно там происходит становление человека, как личности.

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Знания, которые получают дети в образовательной организации, имеют научный характер. Если прежде начальное обучение представляло собой подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого класса. Основная форма организации учебной работы детей - урок, на ко­тором время рассчитано до минуты. Во время урока всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.

Но по мере того, как время идет вперед и процесс не стоит на месте, образование все больше развивается и модернизируется. К сожалению, не всем обучающимся хватает времени усвоить информацию во время урока или наоборот, кому-то и этой информации покажется мало. Вот тут-то и приходят на помощь три ступени образования, которыми можно воспользоваться вне урока и с помощью которых недостающий элемент конструктора завершит композицию в знаниях ребёнка.

Первым элементом конструктора возможностей является внеурочная деятельность. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.[2]

В письме Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отмечается, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы и должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Поэтому образовательным организациям была дана методическая рекомендация предметную область ОДНКНР реализовать, в том числе и через внеурочную деятельность. Таким образом появилась возможность уделить вне урочное время проблеме эффективного изучения становления основ духовно-нравственной культуры Руси - России в рамках изучаемого в 6-7 классах хронологического периода. Так как в рамках современной государственной образовательной политики является определение способов усиления воспитательного воздействия процесса обучения на формирование личностных качеств подрастающего поколения. Значимую роль в контексте решения данной проблемы играет приобщение обучающихся на уроках истории и во внеурочное время к изучению, осмыслению и пониманию культурно-духовных ценностей народов России. Данные ценности обладают не только богатым образовательно-воспитательным потенциалом в повышении культурного уровня школьников в целом, но и оказывают существенное влияние на процесс их культурно-национальной и социальной самоидентификации.

В начальном общем образовании, с помощью внеурочной деятельности можно решить не менее важную и значимую педагогическую задачу - профилактика дорожно-транспортного травматизма. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает около 1,3 млн. человек, каждый пятый из них – ребенок; от 20 до 50 млн. человек получают травмы и увечья. Дорожно-транспортный травматизм можно и нужно предупреждать. Для этого необходимо принимать меры по обеспечению безопасности на дорогах на основе целостного подхода. Он требует участия различных сторон, таких как транспорт, полиция, здравоохранение, образование, а также мероприятий по повышению безопасности дорог, транспортных средств и участников движения. А где, как ни в школе можно привлечь внимание к этой проблеме.

Конечно, в рамках урока "Окружающий мир" вставлен модуль направленный на изучение правил дорожного движения, но именно во внеурочной деятельности можно посвятить время более подробному и глубокому изучению "Азбуке дорожного движения". А также именно в это время можно задействовать и сотрудников полиции и сотрудников здравоохранения, с целью повышения грамотного образования не только обучающихся, но и их родителей. Ведь именно взрослые должны помнить, что прогнозирование и предвидение возможных последствий в различных ситуациях, повышенное внимание и бдительность не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни, соблюдение Правил дорожного движения – помогут избежать травм и увечий, а также сохранить жизнь и здоровье. Поэтому во внеурочной деятельности начального общего образования реализуются такие программы как: "Я пешеход и пассажир", "Азбука дорожного движения", "Дорожная азбука", "Дети и дорога" и т.п.

Затронутые выше вопросы, на сегодняшний момент, являются наиболее актуальными в образовании. Но внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). А это значит, что у педагогов и обучающихся есть возможность пополнять свои знания из разных научных областей, исходя из своих интересов и мотивов. Например, работая по таким программам как: "Занимательная математика", "Мир музея", "Фантазёры", "Композиция", "Фитнес" и т.п. В определении содержания рабочих программ образовательная организация руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

Второй ступенькой в образовании вне урока может послужить группа продленного дня. Группа продленного дня (далее ГПД) организуется в целях оказания социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье в обучении, воспитании детей, реализации возможностей образовательной организации для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач, развития творческих способностей обучающихся. Основными задачами группы продленного дня школы являются:

  • создание оптимальных условий для развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;
  • создание оптимальных условий для реализации требований ФГОС НОО в части организации внеурочной деятельности;
  • организация пребывания обучающихся в школе для своевременной организации самоподготовки при отсутствии условий дома из-за занятости родителей.

Работа группы продленного дня в целом направлена на формирование познавательной, трудовой, общественной активности школьников, их интересов, развитие способностей и совершенствование физического развития. Продленка является средством предупреждения детей правонарушений и безнадзорности. Пребывание ребенка в коллективе способствует сплочению коллектива и усвоению норм и правил общественного поведения.

Во время самоподготовки происходит выполнение домашнего задания под четким руководством и контролем педагога. В этот момент происходит тесная связь урочной и внеурочной работы обучающихся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса. У педагога и обучающегося появляется дополнительное время для усвоения или объяснения пройденного материала и новой информации. Происходит развитие умственных способностей обучающихся, формирование общеучебных навыков и умений, а также потребности самостоятельного добывания знаний, воспитание чувства взаимопомощи, товарищества.

Занятия в группе продленного дня организуются по 5 направлениям: нравственно-эстетическое, познавательно-развлекательное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, творческо-досуговое.

Задачами нравственно-эстетического образования являются: формирование эстетических знаний и идеала; воспитание эстетической культуры; формирование эстетического отношения к действительности; приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде. Форма работы с обучающимися: бесед по темам "Светофор наш верный друг", "Дружба в коллективе"; экскурсии вокруг школы на тему " Здравствуйте, деревья, кусты, цветы"; клубные часы по формированию здорового образа жизни - "Полезные продукты", "Почему мы растем", профилактика вредных привычек.

Задачами познавательно-развлекательного образования являются: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Данный вид деятельности проходит в форме чтения художественной литературы, с анализом поступков литературных героев; прослушивания аудиозаписей; обсуждение - круглый стол; викторины.

Задачами художественно-эстетического образования являются: развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.) Выполнению данных задач могут поспособствовать такие виды деятельности как: рисование разными техниками, например "День веселого карандаша"; прослушивание музыкальных композиций - "Музыкальная копилка". Итогами подобных направлений могут послужить конкурсы рисунков к произведениям или выставка детских работ.

Следующее направление является одним из приоритетных в нашей стране. Её массовое распространение было положено 4 апреля 2013 года, когда президент России поручил правительству России разработать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. В результате конкурса было определено название «Горжусь тобой, Отечество». 24 марта 2014 года президент России подписал указ, которым постановил до 15 июня 2014 года утвердить «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)». По сей день спортивно-оздоровительному направлению уделяют особое внимание во всех образовательных организациях. Оно отображено в плане воспитательной работы школы, в урочной деятельности, во внеурочной деятельности и в группе продленного дня в том числе. Задачами спортивно-оздоровительного направления являются: обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга; воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням; развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции, а так же эмоционально-чувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни; учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья; развивать активность и самостоятельность; обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях. Как показывает практика, спортивно-оздоровительное направление развивает не только физическую выносливость обучающегося, но и заряжает положительными эмоциями целые семьи, которые принимают участие в "Веселых стартах", эстафетах и соревнованиях, проводимых в рамках группы продленного дня.

Задачами творческо-досугового направления являются: развитие системы досуговых мероприятий; вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия; развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого. Выполнению данных задач могут поспособствовать такие формы занятий как: "Творческая мастерская" - изготовление открыток, подарков, поделок; разгадывание загадок; составление кроссвордов и ребусов; праздники и спектакли.

Все вышеперечисленные направления в группе продленного дня способствуют совершенствованию моторного развития школьников, воспитанию организованности, дисциплинированности, развитию интересов и способностей детей, воспитанию общеучебных навыков и умений и является неотъемлемой частью образования вне урока.

Третьим конструктором возможностей в образовательной организации, на мой взгляд, является отделение дополнительного образования детей - ОДОД.

Образовательный процесс в ОДОД организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированными в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее – объединения), а также индивидуально. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической). ОДОД ежегодно обновляет дополнительные образовательные программы с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в ОДОД направлена на: формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных стандартов и федеральных государственных требований. ОДОД реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, в том числе включая каникулярное время. Допускается работа с переменным составом обучающихся, объединение групп, перенос занятий на утреннее время, выезды групп обучающихся на соревнования, конкурсы, концерты, экскурсии, творческие встречи и т.п.

Кроме того, есть ещё одна группа детей, которые могут и должны получать образование вне урока и ОДОД прекрасно справляется с этой обязанностью. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, ОДОД организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учётом особенностей психофизического развития указанных категорий, обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида и инвалида. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами, образовательная организация должна обеспечить:

1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: Адаптацию официального сайта ОУ в сети Интернет с учётом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG).

2) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения ОУ, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проёмов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлении).[4]

Современное общество меняется и заставляет нас смотреть на мир по новому. Изменения в научной и информационной сфере требуют менять критерии не только в работе специалистов, но и, конечно, в образовании. Внедрение учебно-методических комплектов и электронного оборудования, оборудований для помещений и компетентность учителей повлияло на уровень образованности обучающихся. Введение новых образовательных стандартов повысило уровень знаний, общекультурного и нравственного развития обучающихся. Обучение ребенка - это сложный и длительный процесс. Во многом компетентность учителя, а также личные качества и способности ребенка позволяют осваивать учебный материал в полном объеме или частично. Но чтобы, понять необходимо время. В процессе обучения в урочное и вне урочное время эти изменения и покажут свою значимость и положительное влияние на образование. Получение хорошего образования становится основной целью современного человека.

Литература

1. Б.М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.

2. Инструктивно-методические письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 г. №03-20-2057/15-0-0.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

4. "Положение о структурном подразделении ОДОД ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга". http://school546-spb.ru/ODOD/2017-2018/polozhenie_odod_2017-2018.pdf