Дистанционное обучение при подготовке к ЕГЭ по математике

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 11

Ключевые слова: математика, ЕГЭ, дистанционное обучение


В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, предметным, метапредметным. Для достижения этих результатов в настоящее время существует немало способов инновационного обучения, например такие, как, активные методы обучения, модульное обучение, проблемное обучение, метод проектов и др. Но особое место и все большее распространение приобретает метод дистанционного обучения.

Принципиальным отличием дистанционного образования (ДО) от традиционного является то, что в его основе лежит самостоятельная познавательная деятельность ученика. Особенностью нового стандарта образования можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. Отсюда необходима гибкая система организации учебного процесса, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучающемуся. Важно, чтобы ученик не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Дистанционное образование – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью сети Интернет. На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы, организованные в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать учебный материал, связывать разделы гиперссылками, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать текстовую, графическую, звуковую и видео-информацию: компьютерные обучающие программы; электронные учебные пособия; компьютерные системы тестирования и контроля знаний; электронные справочники; учебные аудио и видеоматериалы.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные блоки учебных материалов, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ученику и возможность возврата к запущенному материалу отстающему. ДО эффективно при выполнении проектов, в работе с детьми-инвалидами или часто болеющими; при заочной (экстернатной) форме обучения; работе с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня); работе со слабоуспевающими учениками; при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Современный электронный учебный курс – это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности манипулировать различными объектами на экране позволяют учащимся усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга;
  • усиливается мотивация учения путем активного диалога, разнообразием и красочностью информации, что реализует принцип успешности.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен к активным действиям в процессе обучения.

В условиях информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий (ИКТ и МТ) результатом обучения является новое качество личности – информационно-коммуникативная компетентность (ИКК), определенная как одна из ключевых в процессе образования. Становится очевидным, что поток информации, обрушивающийся на молодежь, будет в той мере способствовать достижению образовательных целей, в какой учащиеся будут обучены критическому восприятию информации, ее использованию в процессе получения знаний и самостоятельной творческой деятельности, а также в какой мере средства и методы медиа культуры будут использованы в учебном процессе. В связи с этим возникает потребность применения новых педагогических технологий, связанных с использованием ИКТ и МТ в учебном процессе и сочетания их с традиционными педагогическими технологиями. У обучающегося дистанционно, расширяется информационно-познавательное поле, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес к изучаемому предмету, формируется ИКК.

При ДО система контроля за усвоением знаний, носит систематический характер, строится на основе оперативной обратной связи. Навыки самостоятельного обучения приобретаются, прежде всего, при выполнении домашних работ. Они представляет собой индивидуальную форму учебных занятий. Дома учащиеся сами планируют свою работу, затрачивая на это столько времени, сколько потребуется. В процессе выполнения заданий могут перечитывать один и тот же текст несколько раз, искать объяснения незнакомых терминов в словарях, уточнять что-то в других источниках (справочных системах Интернет). ДО дает возможность иметь все под рукой: здесь же на сайте с домашним заданием учитель предоставляет ученику все, что требуется по данной теме – теорию, обучающие тесты, тренажеры, справочники и др.

Рассматривая ученика как субъекта со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями, появляется необходимость дифференцировать домашние задания. ДО позволяет эффективно реализовать принцип индивидуализации и дифференциации домашних заданий по математике, выстроить для каждого индивидуальный образовательный маршрут.

В настоящее время создано немало программных средств, позволяющих вести обучение и контроль знаний и умений учащихся дистанционно. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять новые средства контроля, отвечающие современным требованиям, опирающиеся на технические достижения и информационные технологии. В результате проведения нетрадиционных форм контроля домашних работ повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки, пробелы в знаниях учащихся. Особенно это важно на заключительном этапе подготовки к экзамену, в период итогового повторения всего школьного курса математики.

О педагогическом значении проверки домашних заданий в своё время писала Н.К.Крупская: «…домашнее задание тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности». Проверка учителем домашних работ, особенно в старших классах, всегда было нелегким делом: никакого учительского времени не хватало на бесконечные проверки, анализ ошибок и лучших рациональных решений. Но в наше время выход есть. И это дистанционное обучение, которое позволяет осуществлять систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения.

Одной из программных сред дистанционного обучения является система Moodle. Moodle – это инструментальная среда для разработки онлайн-курсов и образовательных веб-сайтов. Moodle - "Modular Object- Oriented Dynamic Learning Environment"(Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Система предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде – это и разнообразные способы представления учебного материала, и контро­ль успеваемости.

Время диктует нам новые формы общения и обучения. Скажем, «нерадивые» дети ищут готовые ответы на домашние задания, используя возможности Интернет. А как быть "радивым"? Ученикам бывает необходимо задать вопрос в вечернее время, когда закончилось время спортивных секций, музыкальных и художественных школ. Теперь можно воспользоваться услугами образовательной сети: написать сообщение учителю, пообщаться в чате с одноклассниками и учителем. Преподаватель может использовать такие инструменты Moodle, как форумы, чаты, систему обмена сообщениями, блоги и т.д.

Особый акцент в новых стандартах поставлен на подготовку выпускников к сдаче обязательных ЕГЭ по предметам: русский язык, математика. Для подготовки и успешной сдачи экзамена по математике, я как учитель, вынуждена искать все новые и более эффективные формы и средства обучения. Во-первых, чтобы этот обязательный экзамен сдали все, а во-вторых, получили наивысший балл те, кому это необходимо. На сайте учителя (http://matem-on-5.ru) организован дистанционный курс «Готовимся к ЕГЭ» в среде Moodle.

Moodle – это мощный инструмент мотивации учащихся к систематическому решению математических упражнений, тренировке в домашних условиях. В курсе предусмотрена календарная структуризация, каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу. Учитель получает сводную информацию о работе каждого ученика, с помощью встроенного календаря, определяет даты сдачи определенных заданий, сроки тестирования.

Moodle предоставляет разные формы статистической отчетности: по группе, по отдельному ученику, по конкретным заданиям – это своего рода диагностические карты, которые вручную вынуждены вести учителя, чтобы отследить успехи (отставание) своих учеников.

Практика показала, что работать в системе Moodle, выполнять домашние задания очень нравится обучающимся. Крайне важно создавать у ребенка впечатление, что он продвигается вперед. Пусть даже иллюзорное! Со временем иллюзия непременно станет реальностью. Ребенок поверит в свои силы, и произойдет прорыв.

Хотелось бы выразить особую признательность и благодарность учителям, на сайтах которых имеется много полезной информации, как для учеников, так и для учителей, и они любезно предоставляют возможность пользоваться этими интернет-ресурсами:

  • Савченко Елена Михайловна (http://le-savchen.ucoz.ru),
  • Дмитрий Гущин (http://reshuege.ru)
  • Александр Ларин (http://alexlarin.com)
  • Александр Крутицких ( http://www.matematikalegko.ru) и многие другие.

Приложение

Список литературы

  1. Околесов О.П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения // Педагогика. -1999. - № 6. - С. 50-56.
  2. Полат Е.С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 29-34.
  3. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. - 2000. - №5. - С. 7-12.