Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Дети войны"

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Ключевые слова: дети войны, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., дети и вой


Цели: закрепить знания детей об истории своей страны, связанной с защитой Отечества, формирование патриотических чувств, глубокого чувства сопричастности к истории своего Отечества.

Задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.
  • Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, вызвать положительный эмоциональный отклик и желание заботиться о них.
  • Дать детям представление о героическом подвиге детей в годы Великой отечественной войны и о том, как страна и народ чтят их память.
  • Прививать детям интерес к военной истории своего Отечества, пробуждать желание изучать историческое прошлое страны.
  • Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с героическим прошлым русского народа.
  • Способствовать развитию речи и коммуникативных навыков ребенка.
  • Обогащать лексический запас детей.

Оборудование: ИКТ, презентация «Дети войны», иллюстрации и плакаты на военную тематику.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжаем говорить о Великой Отечественной Войне. Великая Отечественная Война - это два океана: один океан – горя и печали, другой океан – радости. Но оба они не разделимы. Мы победили, но победа досталась нам высокой ценой. Война началась 22 июня 1941 года.

Воспитатель: Ребята, а сколько длилась война? (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Все верно, война длилась целых четыре года. За это время птицы четыре раза улетели от нас в теплые края и четыре раза вернулись к своим гнездам. Дети, которые пошли в первый класс в первом военном году, к концу войны закончили начальную школу. И все это долгое время не утихали кровопролитные бои и жестокие сражения. Враг был сильный. Но благодаря мужеству, отваге и самоотверженности советского народа мы смогли победить.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в речевую игру «Продолжи предложение» и посмотрим, как хорошо вы знаете военные профессии. (Предполагаемые ответы детей.)

Речевая игра «Продолжи предложение».

Танком управляет... (танкист).
Из пушки стреляет... (артиллерист).
За штурвалом самолёта... (лётчик).
Из пулемёта строчит... (пулемётчик).
Границу охраняет... (пограничник).
На подводной лодке несёт службу... (подводник).
С парашютом прыгает... (десантник).
На кораблях служит... (моряк).

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием! Продолжаем.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о самых маленьких участниках войны, о детях.  Дети и война – два несовместимых понятия. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, помогали во всех делах и своим посильным трудом старались приблизить победу.

На экране демонстрируется презентация «Дети войны».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на эти фотографии. Что вы видите? (Предполагаемые ответы детей).

Действительно, многие мальчишки и девчонки сбегали из дома на фронт, чтобы защитить свою Родину. Они специально завышали свой возраст, чтобы их не отправили обратно домой. И там, на передовой, они сражались вместе со своими дедами, отцами и старшими братьями. Они помогали им во всем. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. (Слайд № 3,4).

А ведь еще были дети и подростки, воевавшие в партизанских отрядах и состоявшие в подпольных организациях. И там-то их было гораздо больше: в партизаны порой уходили целыми семьями, почти у каждого подростка, оказавшегося на оккупированной земле, было, за кого мстить. Ребята, на свой страх и риск, вели разведку, собирали оставшееся после боев оружие и передавали все это партизанам. Спасали раненых, помогали устраивать побеги военным из плена. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. (Слайд №5,6)

Мальчишкам и девчонкам во время войны было не до игр. Даже те ребята, которые остались в тылу, трудились на благо Родины и фронта. Они работали на заводах и фабриках, в колхозе, на полях на ровне с женщинами и стариками. Тогда и у взрослых, и у детей была только одна задача, одна забота, один лозунг «Все для фронта, все для победы!» Эта мысль давала силы впроголодь работать днем, а уже ночью, при свете керосиновой лампы, всей семьей вязать носки и варежки для фронта. (Слайд №7)

Воспитатель: Ребята, а что вы видите на следующем слайде? (Слайд №8). (Предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель: Все верно. Дети собирали ягоды, грибы, лекарственные растения и отправляли все это раненым в госпитали, на фронт. И все это, ради победы над фашистскими захватчиками!

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Юные разведчики».

Игра «Юные разведчики»

В комнате, в хаотичном порядке, расставляются игрушечные солдатики, танки, пушки. Отдельно раскладываются палочки, камешки, шишки. Выбираются трое детей – разведчиков, каждому из которых даётся отдельное задание: посчитать солдат, выяснить количество танков, пушек и т.д. и доложить обстановку командиру. Игра может проводиться несколько раз, при этом педагог меняет расположение и количество объектов, также меняются и разведчики.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам о нашем соотечественнике, москвиче, герое ВОВ Александре Колесникове. (Слайд №9)

В марте 1943-го Саша вместе с другом сбежал с уроков и отправился на фронт. Он хотел добраться до части, где командиром служил его отец, но в пути встретил раненого танкиста, который воевал в отцовском подразделении. Тогда узнал, что батюшка получил от матери известие о его побеге и, по прибытии в часть, его ждал страшный нагоняй. Это изменило планы мальчика, и он сразу же пристроился к танкистам, которые направлялись в тыл на переформирование. Саша наврал им, что остался совсем один. Так в 12 лет он стал солдатом, «сыном полка».

Несколько раз успешно ходил в разведку, помог уничтожить поезд с немецкими боеприпасами. В тот раз немцы поймали мальчика и, озверев, долго избивали, а потом распяли — прибили руки гвоздями. Сашу спасли наши разведчики. За время своей службы Саша дорос до танкиста и подбил несколько вражеских машин. Солдаты называли его не иначе как Сан Санычем. Домой Александр вернулся летом 1945 года. Юный разведчик Александр Колесников был награжден орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу" - дважды, "За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Вот так, будучи совсем еще ребенком, Александр совершил много подвигов. Конечно же ему, как и всем детям, было страшно на войне. Но им двигало чувство долга и любви к Родине.

Воспитатель: Ребята, а вам понравился рассказ о Сан Саныче? (Предполагаемые ответы детей.)

А какой он, по вашему мнению? (Предполагаемые ответы детей.)

Как вы думаете, почему Александра в полку называли по имени-отчеству, ведь он был совсем еще ребенком? (Предполагаемые ответы детей.)

Когда Александр вернулся домой он получил свой страшный нагоняй? (Предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте немного поиграем!

Проводится речевая игра по мотивам стихотворения Андрея Усачева «День Победы»

Что такое День Победы?  (Хлопок в ладоши, шлепок по коленкам)
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,  (Руки сжаты в кулачки, правая сверху. Указательным пальцем правой руки имитируем дуло танка и вращаем влево-вправо)
Марширует строй солдат.  (Маршируем на месте)
Что такое День Победы? (Хлопок в ладоши, шлепок по коленкам)
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,  ( Щелчки большими пальцами рук над головой)
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,  (Вращение указательными пальцами по часовой стрелке около рта)
Это дедушкин альбом.  (Имитация открывания-закрывания книги)
Это фрукты и конфеты, (Сжимаем в кулак и разжимаем кисти рук над головой)
Это запахи весны…
Что такое День Победы – (Хлопок в ладоши, шлепок по коленкам)
Это значит – нет войны.  (Кладем руки на плечи соседу)

После игры проводится рефлексия проведенной образовательной деятельности.