Урок по теме «Президент Российской Федерации»

Разделы: История и обществознание

Класс: 10

Ключевые слова: ЕГЭ


Класс: 10.

Время: 45 мин.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о Президенте Российской Федерации.

Задачи урока:

  • обучающие: вспомнив историю возникновения института президентства в России; охарактеризовать по Конституции РФ статус Президента России; определить полномочия Президента России, порядок избрания Президента РФ, а также случаи когда, согласно Конституции РФ, Президент прекращает исполнение своих полномочий;
  • развивающие: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме; анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задачи; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения; участвовать в дискуссии; работать с документами;
  • воспитательные: формировать представление о Конституции Российской Федерации как основном законе государства.

Планируемые результаты:

  • личностные: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • метапредметные: уметь анализировать, делать выводы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
  • предметные: владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук («институт президентства»).

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование урока: Конституция РФ, раздаточный материал, презентация, компьютер, проектор, ноутбуки, аппликации.

Основные понятия: институт президентства.

План урока:

1. История возникновения института президентства.

2. Правовой статус Президента Российской Федерации

3. Порядок избрания Президента Российской Федерации

4. Процедура вступления Президента Российской Федерации в должность.

5. Полномочия Президента Российской Федерации.

6. Основания прекращения Президентом Российской Федерации своих полномочий.

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка класса к работе.

II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока

Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.

Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.

III. Актуализация знаний

Организация беседы по теме «Президент Российской Федерации». Актуализация имеющихся у обучающихся знаний.

IV. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с проверки выполнения задания, данного на самоподготовку одному из обучающихся: «Вспомнить из курса «История России» и рассказать, когда и почему в нашем государстве возник  институт президентства» («История возникновения института президентства»).

Далее преподаватель предлагает обучающимся обратиться к тексту главы 4 Конституции Российской Федерации и проанализировать её положения; ответить на ряд вопросов; выполнить задания (раздаточный материал).

- Вспомните и назовите Президентов РФ.

  • первый Президент РФ - Б.Н. Ельцин;
  • второй Президент РФ - В.В. Путин;
  • третий Президент РФ - Д.А. Медведев;
  • ныне действующий Президент РФ - В.В. Путин.
  • Выполните задание 1 (раздаточный материал).

Перейдём к рассмотрению правового статуса Президента Российской Федерации. Для этого обратимся к ст. 80 Конституции РФ и проанализируем её положения.

Статья 80 Конституции РФ.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

- Поясните данное положение.

- Глава государства - должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти.

- Выполните задание: заполните схему на магнитной доске «Органы государственной власти в РФ», определите место Президента РФ в системе органов государственной власти.

2.  Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

- Поясните данное положение.

- Президент РФ обеспечивает прямое действие Конституции на всей территории РФ. Как глава государства, Президент РФ обеспечивает единство государственной власти, устойчивость государства.  Президент РФ способствует тому, чтобы права и свободы граждан России обеспечивались максимально полно. Он издаёт указы и распоряжения, в том числе направленные на защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих и др.); утверждает президентские программы, направленные на укрепление социальной защиты людей.

- Выполните задание 2 (раздаточный материал).

- Приведите примеры указов и распоряжений Президента РФ, направленных на защиту прав и свобод военнослужащих.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

- Поясните данное положение.

- Президент РФ определяет общий курс политики государства.

- Вспомните, в каком документе Президент РФ формулирует, прежде всего, основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
- Поясните данное положение.

- в силу своего статуса как главы государства Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Представительские функции Президент РФ осуществляет единолично.

- Приведите примеры осуществления представительских функций Президентом РФ.

Президент РФ является выборным лицом.

Порядок избрания Президента Российской Федерации определяется ст. 81 Конституции РФ и федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

- Прочитайте ст. 81 Конституции РФ и ответьте на вопросы:

1) на какой срок избирается Президент Российской Федерации;

2) какие требования предъявляются к кандидату на пост Президента РФ.

1) на 6 лет (одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд);

2) Президентом Российской Федерации может быть избран:

  • гражданин Российской  Федерации;
  • не моложе 35 лет;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

- Подумайте, почему кандидат на пост Президента РФ должен быть не моложе 35 лет и почему не установлен предельный возраст для занятия должности Президента РФ?

- Подумайте, почему кандидат на пост Президента РФ должен проживать в РФ не менее 10 лет?

Должность Президента РФ ко многому обязывает и далеко не каждый может на неё претендовать. Французский мыслитель и историк XIX в. А.Тьер полагал: «Для того чтобы быть хорошим главой государства, необходимо иметь справедливый ум и железную волю».

- Проведём социологическое микроисследование. Работая в группах, подумайте, какими личностными качествами должен обладать Президент РФ. Составьте словесный портрет Президента РФ.

- ответы обучающихся (выступления представителей от групп).

Обязательным атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность, в соответствии с Конституцией РФ, является присяга Президента.
- Опираясь на ст. 82 Конституции РФ, подумайте, почему существует торжественная процедура  вступления Президента РФ в должность. Какое значение она имеет?

Президент Российской Федерации обладает важными полномочиями. Эти полномочия можно классифицировать по следующим основаниям.

Полномочия Президента Российской Федерации:

  • в сфере обороны и безопасности;
  • в области внешней политики;
  • по формированию государственных органов;
  • в области взаимодействия с законодательной властью;
  • в области взаимодействия с судебной властью и прокуратурой;
  • иные полномочия.

Для эффективности работы по изучению полномочий Президента РФ на предыдущем уроке вы разделились на три группы. Каждой группе было дано исследовательское задание: работая с текстом Конституции РФ, классифицировать полномочия Президента РФ по предложенным основаниям. Итогом работы групп явились таблица «Полномочия Президента РФ» и рабочий лист «Президент РФ».

По своему значению все полномочия Президента РФ подразделяются на две группы:

1) полномочия, имеющие прерогативный характер, т.е. принадлежащие исключительно Президенту как главе государства;

2) полномочия, для осуществления которых Президент в соответствии с принципом разделения властей взаимодействует с другими органами государственной власти.

- Работая в группах, выполните задание 3 (раздаточный материал).

-Выполнение задания (выступления представителей от групп).

Ст. 92 Конституции РФ предусматривает случаи прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий. Полномочия Президента РФ прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Но возможно и досрочное прекращение полномочий Президента Российской  Федерации.

- Опираясь на ст. 92 Конституции РФ, определите, основания досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий.

- полномочия Президента Российской Федерации могут быть досрочно прекращены по следующим основаниям:

  • отставка (добровольное сложение полномочий);
  • стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • отрешение от должности.

- Вспомните из курса «История России» имело ли место в истории РФ досрочное прекращение полномочий Президента РФ.

- да, имело;

- в 1999 г.;

- основание - отставка (добровольное сложение полномочий Президентом РФ Б.Н.Ельциным).

- Кто, согласно ст. 92 Конституции РФ, в случае досрочного прекращения исполнения президентских полномочий их временно осуществляет, и когда  должны состояться выборы Президента?

- в случае досрочного прекращения исполнения президентских полномочий их временно осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации;

- при досрочном прекращении полномочий Президента выборы должны состоятьсяне позднее трёх месяцев с момента их прекращения.

Глава государства обладает неприкосновенностью. Однако он может быть привлечен к юридической ответственности после отрешения его от должности.

Конституция РФ закрепляет только два основаниями для отрешения Президента РФ от должности.

- Опираясь на ч. 1ст. 93 Конституции РФ, определите данные основания:

  • совершение государственной измены;
  • совершение иного тяжкого преступления.

- Выполните задание 4 (раздаточный материал).

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Выполнение обучающимися заданий. Ответы на вопросы. Составление синквейна по теме «Президент Российской Федерации».

VI. Итоги урока. Рефлексия

Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.

Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.

VII. Задание на самоподготовку

Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.

  • Базовый - изучить конспект.
  • Углублённый - ответить на вопрос «Какой республикой является Россия?».

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Конституция РФ. М., 2019.
  2. А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. Право. Учебник. 10-11 классы. М., 2015.