Интегрированное занятие для детей старшей группы «Первое дыхание весны»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: весна, старшая группа, первоцветы


Интеграция областей: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Развивать познавательный интерес дошкольников к окружающему миру, дать представление о первых весенних цветах, развивать художественно-творческие способности в изобразительной деятельности в жанре «натюрморт».

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о весенних явлениях в природе;
  • Познакомить с первыми весенними цветами, в том числе с занесенными в Красную книгу;
  • Расшифровать понятие «Красная книга»;
  • Продолжить знакомство с живописью в жанре «натюрморт».

Развивающие:

  • Расширять кругозор;
  • Совершенствовать процесс логического мышления и владения речевыми навыками родного языка;
  • Активизировать внимание, память, любознательность;
  • Способствовать интеллектуальному развитию дошкольников путем формирования основ экологических знаний и представлений;
  • Развивать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира, учить созерцать его красоту;
  • Развивать воображение, способность восприятия образного языка, настроения, цвета, композиции;
  • Совершенствовать умения и навыки детей в изобразительной деятельности.

Воспитательные:

  • Использовать природу как незаменимый источник эмоционального и нравственного воспитания ребенка;
  • Воспитание гуманного, бережного и заботливого и ответственного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; 
  • Культивировать желание детей общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, в том числе изобразительную деятельность.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети хором: Весна.

Воспитатель: Да, за окном у нас весна. Земля просыпается, природа оживает. Пригревает солнышко, весело щебечут птички, а в лесу еще лежит снег. С приходом весны, на лесных полянках происходит много чудесных изменений, появляются из-под снега первые цветы. Их так и называют «Первоцветы». Цветы вообще радость, а первые цветы, да ещё и весной, после того как природа находилась в долгой спячке, это настоящее волшебство. Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы.

Подснежник

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.

Как вы думаете, ребята, о каком цветке идет речь? Конечно, это самый первый весенний цветок в лесу, который появляется, когда земля еще не полностью освободилась от снега, поэтому и называется подснежник.

Крокус

Как только растает снег, прорастают крокусы, которые прорываются через слой прошлогодней пожухлой травы и листьев. Расцветая, эти чудесные нежные фиолетовые, оранжевые, белые, сиреневые, цветы выглядят на этом фоне особенно привлекательно.

Медуница

Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

Ветреница

Одно из красивейших растений с чисто белыми цветами, встречающихся на наших лугах и в лесах. Цветет весной при ветреной погоде.

Прострел (Сон-трава)

Стебли  этих цветов (до 45 см) словно стрелы пронзают землю навстречу солнцу. Еще их называют сон-трава за склоненный , будто задремавший цветок.

Примула

Один из первых весенних цветов, похожих на связку золотистых ключиков. Это растение называют «золотыми ключиками весны».

Мать-и-мачеха

Едва растает снег, на прогреваемых склонах, оврагах и холмах появляются золотисто-желтые цветы мать-и-мачехи. Листья появляются гораздо позже, уже после цветения, но именно с особенностями строения листьев связано такое название: снизу они пушистые, мягкие и теплые как наши мамы, а сверху – гладкие, жесткие и холодные  как злая  мачеха в сказке «Золушка».

Ландыш

Ландыш – цветок серебристый
Уютно спит под снегами,
А весной, как слезы, чистый,
Вновь ослепит жемчугами.

Ландыш, состоящий из множества белоснежных колокольчиков, и обладающий неповторимым ароматом, олицетворяет собой пробуждение природы от сна, нежность, чистоту, спокойствие.

Ландыш - великий цветок,
Его ты не трогай, дружок,
Он будет красою лесов,
Он будет белее снегов.

Физкультминутка

Видим мы подснежники,
Маленькие нежные. (присели)
Из-под снега вырастают (встали)
И головками кивают (киваем головами)
Дунул ветер на цветочки (дуем)
Задрожали лепесточки (трясем кистями рук)
Вы, цветочки, не дрожите (качаем головами)
К весеннему солнышку выше голову тяните (поднимаем голову и тянемся на носочках вверх)

Воспитатель: А знаете ребята, что почти все первоцветы, о которых мы с вами сегодня говорим, занесены в Красную книгу.

Красная книга - это специальный документ, в который заносятся названия видов растений и животных, которых на земле осталось очень мало, и они нуждаются в особой защите.

Как вы думаете, почему эта книга именно красного цвета? Когда вы переходите дорогу, красный свет светофора, о чем вас предупреждает? Об опасности! Значит, красный цвет книги обозначает опасность, привлекает внимание и подчеркивает важность, предостерегает нас о том, что растениям, которые занесены в Красную книгу, грозит полное исчезновение.

Запомните, ребята, Если первоцветы не беречь и не охранять, то они тоже навсегда исчезнут с лица Земли.

Дети хором читают стихотворение.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны и
не будет красоты!
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защищаться
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Мы растенья эти знаем,
бережем и охраняем.
В книгу Красную они
уже давно занесены.

Каждый из нас тоже может помочь сохранить редкие цветы, если будет следовать простым советам:

Аккуратно ходить по лесу, не топтать первые весенние цветы.

Не рвать цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

Если тебя заинтересовал цветок, то не рви его, а лучше сфотографируй. Его красотой смогут полюбоваться и твои друзья.

Игра

Сейчас мы с вами создадим искусственную весеннюю полянку с первоцветами, занесенными в Красную книгу, которые ни в коем случае нельзя рвать, я буду показывать вам изображения разных цветов, а вы будете угадывать в них первоцветы и устанавливать на весеннюю лесную  полянку.

Если нельзя срывать лесные полевые цветы ,где же брать цветы для букетов.

Так что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком на даче, в саду, под окном ранней весной или в специальных теплицах и оранжереях.

Вот смотрите какие цветы я вырастила у себя на даче. (демонстрируются тюльпаны и нарциссы)

Он цветочный принц-поэт
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам … (нарцисс)

Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут … (тюльпаны)

Из выращенных цветов можно составить букет, поставить его в вазу и создать дома уютный весенний уголок.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть коротенький мультфильм под названием «Натюрморт» - этюд о цветах на музыку замечательного русского композитора Александра Николаевича  Скрябина.

Демонстрация мультфильма.

- Вам понравился мультфильм?

- Что в нем происходит?

- Невидимый художник рисует картину. Какую?

- Вспомните как назывался мультфильм?

Ответы детей.

- Значит в мультфильме создается картина в жанре «Натюрморт».

- Что означает это слово?

Ответы детей.

Натюрморт жанр живописи, на котором изображены неживые предметы ваза с  цветами, посуда, овощи, фрукты, мебель.

Если видишь на картине чашку чая на столе
Или морс в большом графине, или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это – натюрморт.

Посмотрите, ребята, это репродукции натюрмортов,которые хранятся в музее. (демонстрируются репродукции натюрмортов с разным содержанием)

- Как вы думаете какой из натюрмортов больше всего по характеру и содержанию подходит к мульфильму? (дети выбирают)

- А сейчас мы вместе с вами создадим свою композицию из наших первоцветов и нарисуем свой натюрморт.

Совместно с детьми обсуждаются детали создаваемой композиции для натюрморта и приступаем к работе.