Факультатив по русскому языку "Учимся писать грамотно". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: факультатив, русский язык, ЕГЭ


Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному курсу «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, авторской Программы по учебному предмету «Русский язык» к УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., а также в соответствии с методическим письмом «О преподавании русского языка и литературы» в 2018-2019 учебном году».

Программа курса предназначена для обучающихся  9 класса и рассчитана на 34 часа.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).

Задачи курса:

  • создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
  • создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
  • совершенствовать речевую практику учащихся;
  • совершенствовать навык работы с тестами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевомусамосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы 
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

 Обучающийся научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9- классников;
  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;

обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать средства художественной выразительности в собственных текстах;

Учимся выполнять тестовые задания
обучающийся научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • работать с бланками экзаменационной работы;

обучающийся получит возможность научиться:
• применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2014.

2. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2010.

3. ГИА-2018. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2018.

4. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен, 2014.

5. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: 

Содержание тем учебного курса

Особенности письменного общения

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности: говорение – слушание; письмо – чтение. Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла к средствам его выражения в устной  и письменной речи.

Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.

Правописание морфем.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ив корне после приставок; понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных о-а, е-и.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1. приставки на з/с – фонетический принцип; 2. все остальные приставки (русские иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: --арь-, -тель-, -ник-, -изн(а)-, -есть-, (-ость-), -ени- и др. Различение суффиксов   -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их  написание: -оват-, (-еват-),(-евит-), -лив-, -чив-, -ист- и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск-.в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-), и -ыва-, (-ива). Правописание –тся и -ться в глаголах. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Правописание н и ннв полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний -е и –и в им. существительных. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и ипосле ц; употребление разделительных ь и ъ.

Правописание согласных на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов, правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной и прописной буквы.

Пунктуация

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражения её на письме. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Однородные члены предложения, не соединенные союзом. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами.

Однородные и неоднородные определения.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения. Причастный оборот.

Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.

Знаки препинания в предложениях с обращениями, с прямой речью, при диалоге, при оформлении цитат.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Тематическое планирование

№ урока

тема

Кол-во часов

Форма текущего контроля

№1-2

Особенности письменного общения

2

Тест 1, задания 1-5. ГИА-2018. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько
Тест 1, зад. 15.2

Орфография 18 ч.

№3-4

Орфография как система правил правописания

2

Тест 2, зад . 1-5. ГИА-2018. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько
Тест 1, зад. 4, 5

№5-6-7

Правописание морфем.
Правописание корней

 

3

Задания  2-10
Задания  2-10
Задания 2-12
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен, 2014. 6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: 

№8-9

Правописание приставок

2

Тест 2, 3, 4 зад. 4 сочинение «Что такое сострадание?»

№10

Правописание суффиксов имен существительных

1

Тест 2, 3, 4, 5, 6 зад. 5, сочинение «Что такое добро?»

№11

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн(а)-, -есть-, (-ость-), -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица.

1

 

№12

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-), и -ыва-, (-ива).

1

 

№13

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

1

 

№14-15

Правописание окончаний

2

Задания 10-13, 15-18

№16

Слитные, дефисные и раздельные написания

1

Работа с КИМ (составление плана текста)

№17

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.

1

Тест 6-9, зад. 6

№18

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

1

Написание сочинения

№19

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).

1

Работа с КИМ

№20

Написание строчных и прописных букв

1

Тест 7 – 11, зад. 6

14 ч.

 

№21

Знаки препинания в конце предложения

1

Тест 6, 7, 8 , 9 зад. 7-9

№22

Знаки препинания внутри простого предложения

1

Тест 9-12, зад. 10, сочинение «Нравственные ценности»

№23

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

1

Тест 12-15, зад. 10

№24, 25

Знаки препинания между однородными членами предложения.

2

Тест 15-18, зад. 10

№26, 27

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

2

Написание сочинения

№28, 29

Обособленные определения. Причастный оборот. Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом

2

Работа сКИМ, тест 19, зад. 10

№30,

Знаки препинания между частями сложного предложения

1

Тест 20 – 26, зад. 11-14, составление плана сочинения

№31

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений

1

Тест 27, зад. 11-14

№32

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненногопредложения.

1

Тест 28, 29, зад .11-14

№33

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

Тест 30-32, зад. 11-14

№34

Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.

Тест 32-36, зад. 11-14