Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь под властью Золотой Орды". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Ключевые слова: монголо-татарское иго, Золотая Орда


Цель урока: повторить и обобщить знания по теме Русь под властью Золотой Орды.

Предметные УУД:

  • закрепление знаний о причинах попадания в зависимость, о ее характере;
  • повторение дат и терминологии.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: умение извлекать информацию из текста; формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
  • Регулятивные: формирование умения выполнять цель и задачи деятельности; определять познавательную и личностную рефлексию.
  • Коммуникативные: формирование умения работать в группе; слушать и понимать других.

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня мы с вами будем работать в группах. Пожмите руки своим партнерам по плечу. Улыбнитесь своим партнерам по лицу. Мы начинаем наш урок.

2. Мотивационно-целевой этап

Эпиграф:

Вся Русь – костер.
Неугасимый пламень
Из края в край, из века в век
Гудит, ревет…
И трескается камень
И каждый камень – человек
М.Волошин «Китеж»

- Как вы думаете, о чем эти строки?

- Какие события русской истории, изученные нами ранее, подходят под смысл данного эпиграфа?

- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой? (повторить и обобщить знания по данной теме)

- Какие задачи? (назвать причины установления татаро-монгольского ига, повторить основные даты и сражения, термины, успешно выполнить самостоятельную работу)

3. Работа по теме урока

Первое, о чем мы с вами будем говорить – это причины установления татаро-монгольского ига.  Для этого познакомимся с мнением историка Л.Н.Гумилева «Хотя у Руси не было повода для войны против монголов и, более того, те прислали (накануне битвы на Калке) посольство с мирными предложениями, князья, собравшись на совет, решили выступить в защиту половцев и убили послов… Это подлое преступление, гостеубийство, предательство доверившегося! И нет никаких оснований считать мирные предложения монголов дипломатическим трюком. Русские земли, покрытые густым лесом, были монголам не нужны, а русские, как оседлый народ, не могли угрожать коренному монгольскому улусу, т.е. были для монголов безопасны. Опасны были половцы – союзники меркитов и других противников Чингиса. Поэтому монголы искренне хотели мира с русскими, но после предательского убийства и неспровоцированного нападения мир стал невозможен.»

- Какова основная мысль данного отрывка?

- Согласны ли вы Л.Н.Гумилевым в том, что именно убийство монгольских послов стало причиной монгольского нашествия на Русь?

Прием Таймд ПЭА-ШЭА (продолжительные ответы)

  1. Повернитесь к своим партнерам по плечу
  2. Сейчас вы поделитесь своим мнением по данному вопросу со своим партнером  по плечу,  в течении 30 сек, напоминаю, что необходимо аргументировать свой ответ
  3. Первым начинает тот, у кого темнее волосы.
  4. Опрос детей

По монгольским преданиям сам Чингисхан говорил: «Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы покорить мятежников и победить врага, взять то, что он имеет, заставить вопить служителей его, заставить течь слезы по щекам их, сидеть на их приятно идущих жирных конях, целовать румяные щеки и алые уста их жен».

- Как вы думаете, что требовалось для того, чтобы противостоять монгольским отрядам?

Прием СИНГЛ РАУНД РОБИН (однократный раунд робин)

  1. Сейчас я озвучу задание и дам 20 сек. на обдумывание.
  2. Затем по часовой стрелке, начиная с номера 1, вы должны высказать свою позицию членам своей команды. На обсуждение даю вам 2 мин.
  3. Внимание задание «Докажите, что русские князья в начале 13 века не могли противостоять татаро-монголам».
  4. Закончили. Теперь обсудите и выберете наиболее точное доказательство и несколько доказательств. Просигнальте об окончании, сделав фонтанчик.
  5. Опрос детей.

- Вы знаете, что доказательством несостоятельности русских князей является сражение на р. Калке, но вы помните, что Чингисхан ушел в свои степи. И в 1237 г. поход на Русь начинает внук Чингисхана Батый. И с 1240 г. устанавливается вассальная зависимость Руси от Орды, т.е. татаро-монгольское иго.

- А теперь мы с вами повторим основные даты, события и термины по теме Русь под властью Золотой Орды.

Прием КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (опроси, опроси, обменяйся карточками)

  1. У вас на столах лежат карточки с вопросами.
  2. По моей команде встаньте со своих мест, задвиньте стулья.
  3. При помощи поднятой руки найдите себе пару.
  4. Задайте поочередно вопрос, если ваш партнер не отвечает покажите ему ответ
  5. Обменявшись карточками, найдите другого партнера.

(3 мин.)

- Присядьте на свои места.

- Вторые номера соберите и принесите мне карточки.

- А теперь посмотрим, насколько мы владеем данной темой.

Прием ДЖОТ ТОТС

  1. 2-е номера раздайте членам своей команды по 4 листочка
  2. Тема «Русь под властью Золотой Орды» ваша задача придумать ассоциации к данной теме
  3. На каждом из листочков вы должны написать слова, с которыми у вас ассоциируется данная тема. Они могут быть разной части речи.
  4. При этом проговорите слово вслух и положите на середину стола лицевой стороной вверх.
  5. Как закончите, просигнальте, сделав фонтанчик. (У вас 2 мин). Если не хватает времени продолжить.
  6. Сделайте из ваших листочков квадрат 4 на 4.

Далее проверяется знание теории, умение формулировать предложения при помощи приема ТИК-ТЭК-ТОУ

Прием «ТИК-ТЕК-ТОУ»

  1. Номера 1 берут слова, расположенные в первом ряду по горизонтали и тд.
  2. Составьте с используемыми словами 1 предложение, включающее все 4 слова (2мин)
  3. Начиная с номера 1 зачитайте свою предложения  и выберите лучшие.
  4. Номера под номером 4 зачитайте лучшие предложения.

Прием Билетик на выход

  1. Какие 3 самых важных момента я могу назвать по данной теме?
  2. 2 утверждения с урока, которые расскажу сегодня родителям
  3. Комментарий или вопрос, который у меня сегодня возник

Д/З: Эссе по теме «А было ли татаро-монгольское иго?»