Нетрадиционные изобразительные техники на уроках изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Классы: 1, 2, 3, 4


Обучение в начальной школе очень важный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные и творческие возможности.

В свою очередь, изобразительное искусство в современном мире характеризуется большим количеством новых технологий, которые требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. На сегодняшний день ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, цветные мелки, восковые свечи, пластилин и т.д. Все дети любят рисовать. Но иногда у ребёнка получается не так, как хочется. А может быть, ему недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить его на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдётся любимая. Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Существует множество приемов и технологий, с помощью которых можно создавать оригинальные работы.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Использование нетрадиционной техники на занятиях по изобразительной деятельности в практике дает возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные, креативные по содержанию образы.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

1. Создать рисунок можно чем угодно. Например, любыми сыпучими продуктами — крупой, семечками, солью и сахаром, чаем и кофе. Всем, что можно найти в шкафчике на кухне. Сначала на лист бумаги клеем ПВА наносится рисунок, а затем посыпается сверху сыпучим материалом. Через несколько минут клей засохнет и получится разноцветный рисунок. Поверхность рисунка из этого материала получается рельефной, текстурной и нетрадиционной. Из сыпучих продуктов можно создавать настоящие произведения искусства. У каждого продукта свой цвет, калибр, форма крупинок. А дополнить рисунок можно деталями при помощи фломастера или карандаша.

2. Еще одна интересная нетрадиционная техника рисования для детей — использование шариков. Их удобно катать в коробке. Внутри коробки должен лежать альбомный лист. При помощи кисточки нанести толстым слоем гуашь разных цветов. Затем бросить в коробку шарики и покатать их. Получаются очень яркие и насыщенные работы. Попробуйте вставить такой рисунок в рамку. Можно смело отправлять такую работу на выставку! Второго такого рисунка вы нигде не найдете.

3. Как убедить ребенка есть полезные овощи? Часто дети отказываются есть капусту, лук, болгарский перец. Зачем, ведь есть вкусные сосиски, кексы, конфеты, чипсы? Про здоровое питание мы говорим и на уроках окружающего мира, и на классных часах. Результат наших разговоров есть, но не стопроцентный. Попробуем подойти к этому вопросу нетрадиционным методом. Покажем, что все вокруг имеет многофункциональное значение, стоит только забыть о привычном назначении вещей? Предложим ребенку порисовать съедобными фруктами и овощами, сделав из них штампы. Итак, вам понадобятся разные овощи, фрукты и краски. Если взять акриловые, картины получатся намного ярче и красивее, чем с использованием гуаши. Акварель не подойдет для этой техники, поскольку она сильно растекается. Сделайте срез плода или пучка листьев, окуните в краску и поставьте штамп на бумаге. Главное — сделать ровный срез, чтобы рисунок получился равномерным и красивым. Только надо проследить, чтобы краска не была очень жидкой. Чтобы было удобно держать штамп, насадите его на шпажку или на вилку. Так ребенок не испачкается, ему будет удобнее снимать фрукт или овощ с листа бумаги, не сдвигая и не размазывая изображение. Рисование штампами из овощей и фруктов — увлекательное и очень полезное занятие. Оно развивает фантазию, снимает напряжение, учит детей аккуратности.

4. Сегодня, на уроках изобразительного искусства, я иногда слышу, как ребенок отказывается рисовать, мотивируя это тем, что «не умеет рисовать» или «у меня некрасиво получается», или «рисуют только девчонки». Что делать? Конечно, дать понять такому ребенку, что он ошибается, что все у него получится. «Попробуй нарисовать что-нибудь не на бумаге, как все, а на другом материале», - говорю я ему. Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у детей. Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками и т.д. А если действительно, ребенок и здесь не проявил себя. Согласиться с ним? Нет. Иначе ребенок так и останется с низкой самооценкой.

Есть отличный способ превратить такой рисунок в шедевр искусства. Сделать паспарту — это когда не очень красивый рисунок вставляется в лист с вырезанной какой-либо формой. Т.е. вы вырезаете шаблон, например, бабочки и накладываете сверху на рисунок ребенка. В итоге произведение ребенка образует неповторимый узор крыльев бабочки.

Я познакомила вас лишь с несколькими нетрадиционными изобразительными техниками, таковых существует много. Нетрадиционные техники помогают сделать занятие эмоционально богаче, вызывают огромный интерес у ребят к творчеству, к художественной деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию, улучшают мелкую моторику, гибкость рук, развивают нестандартное мышление и творческое воображение.

В каждом ребенке живёт художник, бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть детям в себе таланты должны мы, учителя!

Литература

  1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./ Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвещение, 1972.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967.
  4. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
  5. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
  7. Интернет-ресурсы.