Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для её развития на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Мастер-класс, Профессия — педагог

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: мотивация, синквейн, Интересные задания


В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

СЛАЙД. Презентация

Изменяется общество, изменяется подрастающее поколение, их взгляд на мир. Мы уже не встретим учеников, которые всем классом будут зачитываться одной книгой, молча и безропотно выполнять все задания и требования учителя.

Поэтому в своей педагогической деятельности при подготовке современного урока большую роль необходимо уделять мотивации обучения. Я считаю, что «мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение и действие ученика».

Мотивация учащихся может складываться из следующих частей:

  • симпатия или любовь к учителю;
  • интересное ведение учителем уроков;
  • наглядность;
  • технические средства обучения;
  • использование учителем ИКТ.

Это внешняя мотивация обучения у ребят.

Мотивацией к обучению может также быть:

  • интерес к предмету у ученика;
  • желание хорошо овладеть предметом, чтобы потом успешно пройти ГИА и ЕГЭ и поступить в ВУЗ;
  • желание заслужить одобрение друзей, одноклассников;
  • стремление учиться лучше, чтобы выполнить обещание перед родителями.

Но мотивы обучения могут быть и отрицательными:

  • желание быть лучшим из-за завышенного самолюбия;
  • страх перед строгим учителем;
  • нежелание быть объектом осмеяния класса из-за своего незнания.

Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

СЛАЙД

Методы мотивации

Методы стимулирования долга

Методы формирования и развития и ответственности познавательной деятельности

Приёмы

1. Разъяснение общественной и личной значимости обучения

 1. Эмоциональное стимулирование

 2. Показ практической и личной значимости изучаемого материала

2. Поощрение и наказание (должно постоянно усиливаться)

 3. Использование игр, нестандартных заданий

 3. Предъявление посильных учебных требований

 4. Оказание помощи

Три составляющих учебной мотивации – это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

1. Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Для повышения мотивации учащихся, как мне кажется, нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку.

Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего.

Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли».

Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

2. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» 

Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность.

На различном материале можно предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем и т.д.

3. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать.
Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.

ПРИМЕРЫ

Как мне кажется, главным условием для повышения мотивации учебной деятельности учащегося является его вовлечение в создание урока.

Учащиеся получают возможность проявить себя. Ребята видят свой вклад в урок, который становится уже совместным «произведением» учителя и учащегося. Реализуется принцип «обучения в сотрудничестве».

Для реализации данного принципа на своих уроках литературы и русского языка я применяю следующие методы и приемы: 

1) Метод проектов, самостоятельных исследований.

И это необязательно крупные проекты. Это может быть заранее спланированная работа в группах или индивидуально.

Например, учащиеся проводят исследование по устаревшей лексике, они должны собрать необходимую информацию.

Ведь неинтересно читать литературное произведение, если в нем так много непонятных устаревших слов. А повысить интерес к тому или иному произведению, да и к истории родного языка, можно как раз при помощи таких заданий.

Потом в виде взаимного опроса можно выявить результаты этого исследования, к примеру:

СЛАЙД

1) Что такое понт?
А) свойство характера
Б) море
В) извержение вулкана
(Ответ: Море)

2) Можно ли сшить платье из аксамита?
(Ответ: да, т.к. аксамит – это бархат)

3) Сколько у желны ног?
А) 4 ноги
Б) 2 ноги
В) 6 ног
(Ответ: Желна – это дятел, поэтому 2)

4) Покажите на себе потылицу. (Ответ: Это затылок)

5) Клобук носят на…
А) на голове
Б) на ноге
В) в кармане
(Ответ: Клобук – высокий монашеский головной убор, поэтому А)

6) Покажите шуйцу. (Ответ: левая рука)

7) Пращур – это…
А) динозавр
Б) название болезни
В) отец прапрадеда

8) Какого цвета бывают ланиты?
А) красного
Б) зеленого
В) синего
(Ответ: красного, так как ланиты – это щёки)

9) Сколько раз в году крестьяне орали?
А) один
Б) два
В) сто
(Ответ: Орать – орати - пахать)

10) Можно ли верить забобонам?
А) Да
Б) Нет
(Ответ: Забобоны – это бредни, сказки, выдумки)

11) Во время брани (битвы) живот можно…
А) набить
Б) отрастить
В) потерять (Ответ: Живот – жизнь, потерять)

12) Сколько у вас рамён?
А) два
Б) три
В) десять
(Ответ: Рамена – это плечи)

Т.е. учащиеся самостоятельно находят информацию, а потом еще составляют задание для одноклассников, что повышает интерес к такой непростой теме.

2) Метод «Историческая справка».

Урок можно начать с заранее подготовленного материала по значению слова, его происхождению. Маленькая презентация, подготовленная одним из учеников.
Например, при изучении темы «Фразеология» в 6 классе учащиеся с большим интересом находят истории происхождения фразеологизмов.

СЛАЙД

Откуда взялось выражение "зарыть талант в землю"?

Первоначально талантом называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. Из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение "зарыть талант в землю". В современном русском языке это выражение приобрело переносный оттенок в связи с новым значением слова талант и употребляется, когда человек не заботится о развитии своих способностей.

Почему телесериалы называют "мыльными операми"?

В 1930-х годах на американском радио появились многосерийные программы с незатейливыми слезоточивыми сюжетами. Их спонсорами выступали производители мыла и других моющих средств, так как основной аудиторией этих программ были домохозяйки. Поэтому за радио-, а впоследствии и телесериалами закрепилось выражение "мыльная опера".

Откуда произошло слово тютелька?

Тютелька это уменьшительное от диалектного тютя ("удар, попадание") название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение "тютелька в тютельку".

Откуда взялись выражения "зарубить на носу" и "остаться с носом"?

Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение "зарубить на носу". В другом значении носом называлась взятка, подношение. Выражение "остаться с носом" значило уйти с непринятым подношением, не договорившись.

3) Игры, инсценирование, игровые фрагменты.

Ролевые игры на уроках русского языка удачны при составлении и разборе предложений, когда учащиеся выступают в роли частей речи или знаков препинания, синтаксических конструкций, воображают себя определенной частью речи и должны рассказать о себе.

Или, к примеру, сказка «Двенадцать месяцев» с известным всем сюжетом.

Читать не очень интересно, т.к. сюжет всем известен. При изучении данного произведения 5-классники с большим интересом вовлекаются в процесс инсценировки.

Но здесь можно использовать не просто разыгрывание сценок по ролям. Каждый может почувствовать себя создателем фильма или спектакля. Класс делится на 3-4 группы, каждой группе дается свой отрывок сказки. И внутри каждой группы учащиеся сначала должны распределить между собой роли:

1) режиссер

2) актеры

3) звукооператор

4) художники по костюмам

5) гримеры

И каждый должен выполнить свое задание: режиссер распределяет роли между актерами, звукооператор решает, в каком месте сценки и какие звуки должны присутствовать, художники по костюмам создают эскизы, гримеры придумывают и зарисовывают свои идеи.

Потом каждая из групп воплощает задуманное и показывает свою сценку.

Другой разновидностью этого типа урока может быть урок-суд.

Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока или устроить суд над литературным персонажем.

Это и возможность ещё раз вспомнить пройденное по теме, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны.

Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.

Инсценирование может стать и небольшим этапом урока. Например, после того как 8-классники проходят тему «Публичное выступление» и узнают о секретах ораторского исскуства, о приемах воздействия на публику, потом легко вовлекаются на уроке в задание: «Вообрази себя древнегреческим оратором». За одну минуту убеди своего собеседника в том, что изучение этой темы важно и необходимо.

Или при изучении темы «Фонетика и Орфоэпия» можно использовать такое задание: Составить новостную ленту, используя данные слова, потом, представив себя диктором телевидения, прочитать новость, соблюдая все орфоэпические нормы.

4) Большое значение для повышения мотивации учебной деятельности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

К примеру,

- нарисовать афишу к фильму, снятому по данному произведению;

- исторический комментарий к произведениям (презентация);

- продолжение неоконченных произведений или создание своего финала;

- подготовка диктантов для одноклассников;

и т.п.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

5) Нестандарное задание «Вымышленный язык»

СЛАЙД

При изучении частей речи в пятом классе.

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка. (Л.В.Щерба)

ВЫЗОВ

- На каком языке написана фраза? Почему вы так считаете?

ОСМЫСЛЕНИЕ

- Где слово, обозначающее предмет речи? Где сказуемое? Почему вы так решили?

- Что мы узнали о «куздре»? Какая она? Что она уже совершила и что делает в настоящий момент? Как вы это установили?

- Можно ли утверждать, что «бокр» и «бокренок» - это «родственники»? Почему?

- К каким частям речи можно отнести слова данной фразы? Почему?

РЕФЛЕКСИЯ

- К какой мысли о русском языке подвела нас эта искусственно созданная фраза?

Такие тексты для анализа можно найти в творчестве Л.Петрушевской.

У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием "Фыва пролдж", написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете "перевести" на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

Фыва пролдж
Индякие:
Ляпупа 

Бутявка 

Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы. 

Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли? 

По напушке шается Бутявка. 

Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж. 

Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе! 

Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа. И не фыва, и не пролдж. 

Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы. 

Бутявка. Оее, осее. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ляпупы в клямсах).
Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр... 

Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

6) Синквейн как способ повышения интереса к предмету

СЛАЙД

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Многие методисты считают синквейн хорошим инструментом для синтезирования сложной информации, оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Как же строится синквейн?

  1. Первая строка – существительное, тема синквейна.
  2. Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
  3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, характерные для данного предмета или явления.
  4. Четвёртая строка – законченное высказывание, выражающее отношение автора синквейна к теме. Это может быть афоризм, цитата, пословица или фраза, составленная самим автором синквейна.
  5. Пятая строка – резюме, вывод, выражающий личное отношение автора синквейна к теме.

На самом деле, синквейн – довольно универсальный метод и его можно использовать на любом этапе урока. В начале урока, например, можно предложить написать синквейн для выяснения готовности к уроку, для актуализации знаний. В ходе урока с помощью синквейна ученики могут выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме или герою произведения. При этом не только экономится время урока, но и появляется возможность проверить прочитанность текста, глубину его понимания, способность ученика грамотно выражать свои мысли.

В конце урока синквейн можно использовать для рефлексии, после изучения темы – для контроля. Таким образом, синквейн – метод, который может иметь универсальное применение.

Почему синквейн пользуется в последнее время особым вниманием? Могу назвать 4 причины, почему его можно и нужно использовать.

1. Синквейн развивает речь детей, обогащает их словарный запас.

2. Он учит анализировать учебный материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.

3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.

4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым. Ведь если мы попросим ученика написать стихотворение, самое простенькое, самое обычное, получается далеко не у каждого. Синквейн же получается у всех.

Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!

Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.

Обломов.
Ленивый, душевный.
Лежит, скучает, бездельничает.
Его погубила обломовщина.
Лишний человек.

Прямые.
Пересекающиеся, параллельные.
Строим, проектируем, совмещаем.
Все прямые не имеют ни начала, ни конца.
Это бесконечность!

Единое Государство.
Обезличенное, бездуховное.
Давит, губит, душит.
Нет счастья там, где нет свободы.
Тоталитаризм.

Гагарин
советский знаменитый
полетел прославился погиб
первый человек, полетевший в космос
герой

Друг.
Веселый, умный.
Занимается, учится, гуляет.
Друг меня всегда выручит.
Ваня.

СИНКВЕЙН О СИНКВЕЙНЕ

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
“Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”
Творчество

Я думаю, подобные задания позволят избежать однотипности уроков, повысить интерес к предмету, к учению, а с такими детьми легче и интереснее работать…

“Не мыслям надобно учить, а мыслить”
И.Кант

СЛАЙД