Развитие речи на уроках географии

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: география, развитие речи


А помните диалог учителя географии и ученика из рассказа «Тиха украинская ночь…»

— Ну… — недовольно протянула Елизавета Николаевна, — это ты немножко поверхностно понял… Надо глубже понимать. Не маленький. Ведь это Пушкин… Ну давай по фразам, — с досадой сказала она. — Раз уж ты такой. «Тиха украинская ночь…» Как ты это понял?

— Я понял, что тихая ночь.

— Нет, — сказала Елизавета Николаевна. — Пойми же ты, что в словах «Тиха украинская ночь» удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! Договорились? Читай дальше!

— «Прозрачно небо», — сказал я, — небо, значит, прозрачное. Ясное. Прозрачное небо. Так и написано: «Небо прозрачно».

— Эх, Кораблев, Кораблев, — грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. — Ну что ты, как попка, затвердил: «Прозрачно небо, прозрачно небо». Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше.

 А после урока Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:

— А мое любимое — про сосну: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» Знаешь?

— Знаю, конечно, — сказал я. — Как не знать?

Я выдал ему «научное» лицо.

— «На севере диком» — этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а все-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корном…

Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная (разговорная) речь. Многим детям зачастую бывает сложно выразить свои мысли не только на уроке, но и при обычном разговоре.

Бытует  мнение, что развитие речи учащихся — это обязанность учителей-словесников, а у предметника задачи иные, и специального времени для такого обучения нет. В то же время всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов и понятий, это и расширяет словарный запас обучающегося. Изучая тот или иной учебный предмет, ученик усваивает не только его предметное содержание, он усваивает язык, на котором происходит обучение.

Во время уроков я часто сталкиваюсь с тем, что при ответе дети теряются, не могут сформулировать предложение, просят «задавать вопросы», так как им легче отвечать на какой-то конкретный вопрос односложным предложением, а не выстраивать сложные предложения для полного ответа. С целью развития навыков устной (разговорной) речи я на уроках географии стараюсь давать задания, которые требуют от учащихся развёрнутого ответа, позволяющего проверить, насколько обучающийся усвоил тему, а также требующего от него умения логически мыслить, сопоставлять факты и на основе анализа самостоятельно делать выводы.

Так, например, в шестом классе

- при изучении темы «Гидросфера» школьникам даётся задание «Путешествие капельки». Дети должны не только образно представить себе, какой путь пройдёт капелька по пути к океану, но и написать об этом путешествии рассказ-сказку, который они потом зачитывают всему классу.

- при изучении темы «Литосфера» даются разные задания, в зависимости от уровня подготовки класса: рассмотрите фотографии и опишите вулкан, опираясь на зрительный образ, составь небольшой рассказ о вулкане, почему вулкан называют «огнедышащая гора», почему аэропорты закрывают во время извержения вулкана.  Или  выделите существенные признаки характерные для вулкана, приведите, как можно больше глаголов  при написании своего рассказа о вулкане.

Значительного успеха можно достигнуть, обучая учащихся строить свой ответ как рассуждение. В полном, правильном ответе должны выделяться тезис (то, что доказывается), и доказательства. Доказательства ответов свидетельствуют о логике мышления. Для развития умения рассуждать предлагаю учащимся высказывать свое мнение, пользуясь такой схемой:

1. Тезис (основное положение).

2. Аргументы (доказательства):

а) …

б) …

3. Вывод.

Например, при ответе на вопрос «От чего зависит сила ветра?» ученик, используя схему ответа, говорит: «Сила ветра зависит от разности атмосферного давления» (основное положение). И далее объясняет, что если разность давления невелика, то ветер будет слабый, а если разность давления большая, то ветер будет сильный (доказательство). Следовательно, чем больше разница в атмосферном давлении между двумя участками земной поверхности, тем быстрее будет перемещаться воздух и тем сильнее будет ветер (вывод).

В седьмом классе тоже много возможностей для развития навыков разговорной речи обучающихся. Например, при изучении природы каждого из материков, отвечая на вопросы, школьники не просто перечисляют характерные виды растений и животных, но и рассказывают об их интересных особенностях и использовании их людьми. Много говорить надо и при составлении характеристики отдельных стран, пользуясь картами атласа, когда, расшифровывая условные знаки карты, дети устно составляют единую картину природы и хозяйства страны.

Если мы сравним два задания для семиклассников, например:

- Расскажите о широтном положении Африки.

- Африку называют континентом коротких теней. Почему?

То поймем, что для того чтобы выполнить первое задание, семикласснику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему сведения. При выполнении же второго задания ученику придется сформулировать собственные высказывания, основанные на выстроенной им самим цепочке взаимосвязей:

- длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце, тем короче тень;

- большая часть Африки находится в тропических и в экваториальных широтах, где Солнце бывает в зените;

- самая короткая тень наблюдается во время положения Солнца в зените;

- в экваториальных и в тропических широтах Солнце поднимается выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче…

Используя литературные произведения, формулирую задания такого типа, которые требуют  понимать и сопоставлять, прежде чем обучающийся выдаст устный ответ.

- Почему герои романа Ж.Верна " Дети капитана Гранта" в поисках потерпевших кораблекрушение вынуждены были посетить все материки?

- Вблизи какого континента потерпел крушение корабль «Британия», из произведения Ж.Верна «Дети капитана Гранта», опишите  климатические особенности данного региона.

Давая задания в игровой форме, можно пробудить творческие силы ученика, помочь ему ответить лучше, повысить интерес к выполнению работы, так как при этом возникают положительные эмоции к предстоящей деятельности.

Задание: подготовить устные рассказы на тему «День в Сахаре» (или в сельве, джунглях и т. д.), разрешив составить такой рассказ в форме дневника от первого лица, дать возможность пофантазировать, продумать в деталях собственное путешествие, с непременным использованием знаний о реальных природных особенностях описываемой территории.

Или предложить игру-обобщение «Экспедиция в Австралию (Арктику, Южную Америку и т.д.)». В экспедицию входят: начальник, метеоролог, гидролог, геолог, биолог. Начальник экспедиции получает пакет с заданиями и раздает их специалистам. О результатах своей работы они докладывают письменно или устно.

В восьмом классе навыки разговорной речи развиваются при изучении всех тем. При ответе добиваюсь от обучающихся не просто перечисления признаков, например природной зоны, но и её описания – характерные растения, животные, их взаимосвязь и зависимость от климатических условий, и, следовательно, зависимость природных зон от географического положения. Здесь требуется не просто перечислить взаимосвязи, но и объяснить их, а для этого детям нужно строить сложные предложения, уметь выражать свои мысли.

Привлекаю к работе знаменитые полотна художников, которые так же учат школьников формулировать мысли, хорошо, если есть подсказка в виде небольших вопросов, главное что бы ни получился рассказ по картинке.

Задание. Рассмотрите репродукцию картины И.Левитана «На Волге»

- опишите характер течения реки? Как вы определили эту особенность?

- что вы можете сказать о режиме реки? Свяжите с особенностями климата.

- вспомните место начала и место впадения ( исток и устье) реки?

- какие крупные притоки вы помните? Какие крупнейшие города расположены по берегам реки?

- изменилось ли хозяйственное значение реки со времени написания картины И.Левитана?

По моему мнению, все вышеизложенные приемы работы в сочетании с другими формами устной работы на уроках географии способствуют совершенствованию устной речи учащихся и формируют познавательный интерес к предмету.

Человеку нужен УСПЕХ. Язык может привести к успеху - если им правильно пользоваться. Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание работать. Бесспорно, что умение четко и обоснованно излагать свои мысли и правильно задавать вопросы станет залогом успешности наших детей в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Презентация

В статье использовались:

  1. Учебные задачи курса «Как научить школьников выражать географические идеи», под ред. О.В.Крылова; Москва, Педагогический университет, «Первое сентября».