Методическая разработка мероприятия «Один день армейской жизни» для учащихся 7-х классов (в рамках месячника военно-патриотического воспитания)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Класс: 7

Ключевые слова: сценарий, патриотическое воспитание, День защитника Отечества


Цель мероприятия: Формирование позитивного отношения к Российской армии, развитие духовно-нравственных качеств личности, патриотизма; пропаганда здорового образа жизни.

Задачи мероприятия:

  • дать возможность учащимся проявить творческую активность и инициативность;
  • сформировать навыки работы в команде.

Состав команд-отрядов: В конкурсе принимают участие команды 7-х классов

Оформление.

  • Название мероприятия «Один день армейской жизни»;
  • Книжная выставка «Гордись, Отчизна, верными сынами!»;
  • Армейская форма воинов запаса разных годов службы в рядах Советской и Российской армии;

Реквизиты для участников конкурса:

  • Картофель свежий – 25 штук (по 1 штуке на каждого участника);
  • Ножи – 5 штук (для чистки картофеля);
  • каша пшеничная;
  • тарелки одноразовые – 25 штук;
  • ложки одноразовые – 25 штук;
  • деревья – 5 штук;
  • листочки из бумаги – 75 штук (по 15 штук на каждый отряд);
  • кисточки на «4» - (25 штук) на каждого участника, для покраски листочков; 
  • гуашь зелёная для  покраски листочков; 
  • стаканчики одноразовые для гуаши;
  • семечки – 1 кг;
  • носки шерстяные разные – 3 пары;
  • конверты солдатские; 
  • мусорные мешки – 5 штуки - для картофельных очисток;
  • салфетки влажные – 5 штук;
  • шары (мины);
  • жетоны для болельщиков.

Столы:

  • для книжной выставки; для армейских головных уборов; для противогазов;
  • столы, стулья для участников конкурса;
  • столы, стулья для жюри.

Для участников конкурса: Визитная карточка каждого отряда, соответствующая военной тематике: (название, девиз), форма (обязательно).

Вступление: Звучит Авиамарш.

Ведущий: Читает вступительное стихотворение

«Страна богатырей, ты знаешь цену
Солдата мужеству и доблести бойца,
Что долг свой воинский в любой войне отменно
И свято выполняли до конца!»

Защитники Отечества. Ими всегда гордилась Россия. Так должно быть и впредь. Хотя бы потому, что у нас есть этот замечательный праздник. В разные времена он имел разные названия. Современное его название - День защитника Отечества - даёт повод поздравить не только всех воинов, но и вас, ребята, будущих солдат и офицеров.

Это праздник, посвящённый не отдельно взятой дате или исключительно армии или флоту, а именно воину – защитнику государства Российского. Именно он, не щадя живота своего, стоял за Отечество на поле Куликовом и у стен Сталинграда. Именно он, продолжая дело своих славных предков, честно служит России сегодня.

На дворе февраль, метелит вьюга,
В зале нам тепло от ваших глаз,
Рады мы приветствовать друг друга
По традиции уже не в первый раз.

Ведущий: Сегодня мы проведём мероприятие «Один день армейской жизни» для учащихся 7-х классов.

1. Представление участников;

2. Представление гостей (спросить, в каких войсках они проходили службу, помнят ли они своего командира части, что запомнилось больше всего, яркое
воспоминание об армейской жизни).

3. Представление жюри:

Разрешите представить членов жюри, наш «Штаб»:

1.
2.
3.
4.

Конкурс оценивается по 5-балльной системе.

Ведущий: Мы с вами живём в мирное время. Все можем спокойно учиться, трудиться, мечтать. Не допустить войны, сохранить мир на земле – вот главная задача в жизни каждого человека. Но если враг напал на нашу землю, долг каждого человека – защищать Родину. Защитник Отечества – это самое высокое звание на земле. Наши предки сумели отстоять свою землю, защитить её от врагов, спасти и сохранить для будущих поколений. И мы должны быть достойны славы наших предков. Защитники Отечества - это и те, кто защищал родную землю от захватчиков, и те, кто несёт воинскую службу в мирное время, это и нынешние мальчишки, которым предстоит надеть военную форму.

Ведущий: Давайте поближе познакомимся с нашими отрядами.

Итак, им слово…Визитная карточка отряда – участники представляют название, девиз, соответствующие военной тематике.

Ведущий:

Будущие воины!
Кто ночь не спит, чтоб мы уснули?
Кто вместо книжки держит автомат?
Кто с нами праздник не встречает?

ВСЕ ВМЕСТЕ: Российской армии солдат! (плакат)

Ведущий: начинаем нашу конкурсную программу юмористической сценкой «Проводы в армию».

Действующие лица: Мама, Призывник (учащиеся 6 класса).

Идет Призывник, за ним Мать с огромным солдатским мешком – под песню «Как родная меня мать провожала».

Мама. Не ходил бы ты, сынок, во солдаты. Я ж тебе говорила, женись на Люсе!

Призывник. Не хочу на Люсе!!!

Мама. Женись на Дусе!

Призывник. И на Дусе не хочу!!!

Мама… Сам смотри (махнула рукой). И в армию бы не пошёл!

Призывник. Так я хочу в армию, маманя! Представляешь, из автомата – жах! Из пулемета – плюх! Вот где жизнь для настоящего мужика! А дома что? Корова мычит, коза блеет, девки под окном поют. Скукотища! (Зевает.)

Мама. Ладно, ладно, сынок! Раз решил, то иди! Чего уж теперь! И отец твой служил, и дед, и прадед. Я тебе гостинцев тут собрала: 3 пары вязаных носков из шерсти нашей козы Маньки, 3 литра молока от нашей коровы Зорьки, 3 метра сала от свиньи Людки, 3 десятка яиц от курицы Вальки. А от себя – мешок семечек да конвертов пачку. Будешь семечки лузгать, да письма мне писать. (Все предметы достаёт из солдатского мешка).

Призывник. Эх, маманя! Ухожу я от вас!

Мама. А чё я такого сказала, сынок? Ну, иди, иди с Богом!

Машет ему вслед платочком, Призывник с мешком уходит.

Ведущий: так призывники попадают в армию: кто по большому желанию, а кто по необходимости исполнить, так сказать, гражданский долг.

1. (Приказ)

Звучит приказ о призыве подростков 7-х классов на один день в армию.
Указ президента Российской Федерации
«О призыве в феврале 2019 г. граждан Российской Федерации на военную службу»
Руководствуясь федеральными законами от 01 октября 2010 г.№ 53-Ф3 «О воинской обязанности и воинской службе», постановляю:
1.Министерству обороны РФ осуществить 15 февраля досрочный призыв граждан Российской Федерации, а именно учащихся - подростков 7-х классов (наименование учебного заведения) (согласно списку):
2. Классным руководителям обеспечить явку на призывной пункт следующих граждан Российской Федерации (согласно списку).
Новобранцы встать в строй!
Настоящий приказ вступает в силу 15 февраля в 14.30 часов
Москва Кремль Президент Российской Федерации В.В. Путин
15 февраля 2019 года.
Равняйсь! Смирно! Вольно!

Ведущий: А что важно даже в армии? Учеба! Вот что!

Ведущий: Представьте, что вы новобранцы, или как говорят «Молодые солдаты» (духи, черпаки и т.д.). Мечтали ли вы о воинской службе или встали в боевой строй только потому, что так велит закон, крепки вы телом и душой, или не очень. Но вы защитники Отечества. А сильными и умелыми вам помогали стать командиры.

И сегодня вашим командиром буду я.

Первые дни солдата – самые важные в дальнейшей службе: начинается закалка характера. Займётесь физической подготовкой. Станете настоящими защитниками своей страны.

В общем, так, давайте, братцы,
На зарядку собираться,
Подтянитесь вы сейчас
И продолжим наш рассказ.

1 конкурс. Подтягивание. Кто больше?

(Жюри выставляет баллы за 1 конкурс - подсчитывается количество подтягиваний).

Ведущий:

В армии испокон веков,
Был закон всегда таков:
Чтоб солдат всегда был сытый,
И одетый, и умытый.
Так давайте не стесняйтесь
И за дело принимайтесь,
Ложки в руки вы берите
И в столовую бегите.

2 конкурс

После зарядки обычно следует завтрак. В армии необходимо не только быстро одеваться, но и быстро есть. Отряды, слушай боевую задачу. Съесть
завтрак - солдатскую кашу, как можно быстрее и аккуратней. После того как вы тщательно разжевали и проглотили пищу, доложить:  «Прием пищи окончен».

Отряды, к приёму пищи приступить. (Каша готовится заранее к конкурсу, можно приготовить на воде). Помогают девочки 7 класса (кастрюля с пшеничной кашей, поварёшка, тарелки, ложки, колпаки, фартуки).

Танец «Яблочко» - исполняют учащиеся 6 класса

Жюри выставляет баллы.

Ведущий:

После вкусной этой пищи
В голове всё же ветер свищет
И поэтому для вас
Лекцию прочтут сейчас.

Ведущий: После завтрака проводятся политические занятия, на которых можно много узнать интересного и полезного. Сегодня вы узнаете, почему солдат носит форму.

 (А пока идёт лекция, жюри подсчитывает итоги конкурса).

Лекция. В глубокой древности, до возникновения наёмных армий, каждый мужчина, способный носить оружие, был воином. Он выходил на поля сражений, на боевых кораблях в море в той одежде, которую носили постоянно. Однако необходимость даже издали отличать свои войска от неприятельских, уже тогда привела к стремлению иметь одежду определённого цвета или отличительные знаки.

Начало военной форме было положено в древнегреческом городе - государстве Спарте. В качестве военной одежды спартанцы носили плащи красного цвета. Красный цвет был выбран не случайно: оружие того времени наносило воинам множество ран, из которых обильно текла кровь. Для того чтобы кровь не была так заметна во время битвы, и не смущала малодушных, использовали красную ткань. Обычай иметь в военной форме детали  красного цвета сохранился и в более поздние времена. В России единая военная форма впервые появилась у стрельцов. В середине 16 - начале 17 веков стрельцы одевались в мягкие суконные шапки, отороченные мехом (в бою заменялись шлемами), длиннополые кафтаны красивого цвета и высокие сапоги.

Сейчас слово предоставляем жюри

3 конкурс

Ведущий:

А теперь пошли  ученья,
Для солдат одно мученье.
По команде «газы»
Одеть противогазы.

Итак, как вы догадались, конкурс кто быстрее и правильно оденет противогаз.

Противогаз одет правильно:

  • Противогазы должны быть без складок;
  • Сумка от противогаза должна висеть на левом бедре;
  • Лямка от сумки должна быть одета через правое плечо;
  • Пробка для воздуха в противогазе должна быть снята.

Жюри выставляет баллы.

Ведущий:

После славных тех побед,
Вам пора и на обед.
Но сначала потрудитесь
И с картошкой разберитесь.

4 конкурс

Ведущий: Я хочу вам предложить конкурс – кто быстро, и самое главное, качественно почистит картошку, чтоб кожура была длинной лентой.

Желательно, чтобы картофель был чистый, одинаковой формы. Ножи тупые. Приготовить по 1 штуки на каждого учащегося, мусорный мешок для очисток и салфетки для вытирания рук.

Ведущий: И снова хотим предоставить слово жюри, хочется узнать, сколько баллов у каждой команды.

Жюри подводит итоги

Ведущий: Прежде чем перейти к следующему конкурсу, предлагаем вам художественный номер. Песня (на мотив «С чего начинается Родина») – учащиеся 7 класса. 

1.

С чего начинается армия,
С сержантских рассказов в купе,
С последней посадкой на станции
И первых ворот КПП.
А может она начинается
С повесткой, которой не ждал,
И парень с девчонкой прощается,
любуется ими вокзал.

2.

С чего начинается армия?
С уставов и писем в строю,
И смотрят, любуются парнями,
Что песню такую поют.
А может она начинается,
С твоих сигарет для друзей,
И писем родных ожидания,
И первых солдатских борщей.

3.

С чего начинается армия?
С нарядов, что ты прихватил.
И кухня тебе  улыбается,
И свет тебе белый не мил.
А может она начинается
С девчонки, которая ждёт,
С того, что в любых испытаниях
Любовь никогда не умрёт.

5 конкурс

Ведущий:

Будем считать, что обед прошёл
С давних пор известно это,
После вкусного обеда
Полагается поспать
Или письма написать.

После обеда у солдат есть свободное время, которое они могут потратить на написание писем. Я предлагаю на ваш выбор написать письмо:

Любимой девушке;
Родителям;
Другу;
Брату
сестре.

(Заранее готовятся написанные письма - бумажки,  по 1 участнику из каждой команды вытягивают бумажку,  кому он будет писать письмо).

Ведущий: Суть конкурса заключается в том, что я буду зачитывать текст, якобы написанного вами письма, а вы должны с помощью жестов, мимики, рук, всё это рассказать, продемонстрировать.

Письмо родителям.

Здравствуйте, мои дорогие мама и папа! Вот сразу отвечаю на ваше письмо. Немного новостей: скоро у нас присяга, когда будет, сообщу дополнительно. Сегодня у нас был интересный конкурс. Больше всего понравилось то, что нас кормили вкуснейшей манной кашей. Я сразу вспомнил мамины пирожки, булочки и бабушкино варенье. Но вы не подумайте, что я голодный, нас здесь очень хорошо кормят. Я поправился даже, вес 75 кг. Ну вот, вроде бы и всё! Целую! Пишите! Жду! …..(имя участника).

Письмо любимой девушке.

Здравствуй, моя любимая Ксюша! Получил от тебя письмо и сразу отвечаю. Немного о себе. У меня всё в порядке. Сегодня даже участвовал в конкурсе «Один день армейской жизни». Там мы подтягивались и противогазы на скорость одевали. Скоро у нас присяга. Я надеюсь, ты приедешь на присягу.
Знаешь, как я скучаю по тебе. Я очень тебя люблю. Я помню твой нежный и ласковый голос. Ну да ладно, а то терпенья не хватает всё описывать. Я тебя люблю. С нетерпением твой …..(имя участника)

Письмо другу.

Привет, Лёха! Решил тебе черкнуть пару строк о своей новой жизни. «Оттянуться» здесь не дают, «кумпол» скоро поедет совсем. «Жрачка» совсем не «сникерсы», и «слинять» не получается. «Тусоваться» можно лишь в наряде на кухне, «клёво», поесть хоть можно, а в роте одни «пиджаки» ходят, «деды» - всё время «наезжают». Но ты ведь меня знаешь, я парень крутой, верняк, а?
Ну да ладно, потусуйся за меня. Да, у нас в роте перед приездом генерала «видак» привезли и ящик. Давай прощаться, друган, пойду сапоги чистить, а то завтра генерал приезжает. Пиши! (Имя участника)

Здравствуй, моя дорогая сестра!

Служба у меня идёт как положено. Товарищи по службе меня уважают. Вчера получил увольнительную, ходил в город. Там я познакомился с одной интересной девушкой. Ходили в кино. Но я верен лишь одной, своей любимой, которая ждёт меня на «гражданке». Как там она без меня? Ты не бойся, пиши, если кто тебя обижает. Я приеду, их всех на место поставлю. Слушайся родителей, помогай им. Ну всё, командир снова орёт: «Рота, подъём!». (Пишу тебе рано утром). Не скучайте. Скоро буду.
(…имя участника)

Привет, братан!

Недавно получил от тебя одно-единственное письмо. Я уже думаю, откуда какой подарок ко мне свалился. Сейчас едва ли успею тебе написать весточку, но попробую  рассказать о своей нелегкой армейской службе.
Помнишь, мы дома частенько с тобой боролись, старались перебороть друг друга. А ведь скоро ты тоже пойдёшь служить в армию, тебе очень понадобятся сила и сноровка, так что закаляйся. Как твоё здоровье? Приеду домой, померяемся ещё силушкой богатырской.  Чем вы занимаетесь? Нашёл ли ты себе новых друзей?  Надеюсь, у тебя всё хорошо и не происходят никаких сложных и казусных ситуаций, в которые ты обычно попадаешь, и ты хорошо ведёшь себя дома.  Хочу сказать тебе, братан, ты знай, что армия - это суровая школа жизни, которую ты тоже обязательно должен пройти. Скоро у тебя экзамены, выпускной, поступление... и я очень хочу, чтобы ты был в такие важные минуты моей жизни рядом со мной. Поддержал, рассмешил и утешил добрым словом своим младшую сестренку, как ты умеешь это делать. Мне многие говорят, что армия сильно меняет людей, и ты, скорее всего, не будешь исключением, но знай, для меня ты навсегда останешься единственным, сильным, любимым, а главное - младшим братом.

6 конкурс

Ведущий: Продолжаем наш конкурс.

В части праздник наступает,
Генерал к нам приезжает,
Нужно взяться вам за дело,
Чтоб кругом всё заблестело.

Товарищи солдаты! Первая рота перед вами собрала все опавшие листья и приклеила их на деревья. Ваша задача!

Аккуратно, но быстро,  покрасить эти листья одной рукой, не поддерживать, желательно, чтобы листочки шевелились).

Приступить к выполнению поставленной задачи.

(5 деревьев + 5 учащихся, красят листочки зелёной гуашью).

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, послушаем армейские частушки.

Частушки

Эх, веселые ребята,
служить в армию пошли.
Балалайки и частушки
Мы с собою привезли.

Повели нас сразу в баню
Много пара, не воды.
Без воды же всем известно,
Ни туды и ни сюды.

Старшина мне выдал брюки
Говорит, что в самый раз.
А мы двое в брюки влезли,
И осталось про запас.

На подъёме время мало,
не хватает иногда,
сапоги надеть успеешь,
а портянки как когда.

Строевая, строевая,
Повороты и круги,
за два месяца «слизала»
совсем новы сапоги.

На стрельбе он свои пули
Все в «фашиста» уложил,
А вот друг мой по ошибке
На орбиту запустил.

Нам девчата наказали
Только с техникой дружить,
Если мы тут оплошаем,
Головы нам не сносить.

А ведь техника такая,
Аж захватывает дух.
Как бы нам тут ненароком,
Не забыть своих подруг.

Мы кончаем петь частушки,
Вы устали слушать нас.
А попросите, мы снова
Пропоём ещё для вас.

Ведущий:

Вот и день прошёл у нас.
Значит, кончен наш рассказ,
Нам участники помогут
Завершить его сейчас.

Наступает отбой. Но сразу никто не засыпает, солдаты вспоминают смешные истории, анекдоты. Давайте попросим наших участников рассказать нам анекдоты про армию.

(Участники рассказывают).

Ведущий: Пока жюри подводят итоги всех конкурсов, предлагаю болельщикам ответить на вопросы и тем самым добавить очки команде, за которую болеют.

1. Какие рода войск входят в вооружённые силы  России? (Сухопутные, ракетные, войска ПВО - противовоздушная оборона, Военно-морской флот, Военно-космические силы (ВКС).

2. Какому русскому полководцу принадлежит знаменитая фраза: «Тяжело в учении, легко в бою»? (А.В.Суворову).

3. В годы войны в Красной Армии их называли «младшие командиры». А как к ним стали обращаться вскоре после войны? (Сержанты).

4. Это слово в переводе с французского означает «стража». Сначала так называли отряды телохранителей при военачальниках, а потом отборную привилегированную часть войск. Что это за слово? (Гвардия.)

5. Почему Илью прозвали Ильёй Муромцем? (Он был родом «из города Мурома, да из села Карачарово».

6. Как называется свод правил и положений, определяющих порядок воинской службы? (Устав)

7. Суворов говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат, а там, где не пройдёт олень, ...» Продолжите слова полководца («всё равно пройдёт русский солдат»).

8. «Проверено - мин нет». Кто делает такие надписи? Про кого справедливо говорят, что они ошибаются только один раз? (Сапёры).

9. О чем эта старая русская загадка: «Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не пойдёшь»? (Ура – боевой клич при атаке.)

10. Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (Кольчуга.)

11. Назовите самую распространённую среди моряков одежду. (Тельняшка).

12. Какие головные уборы носят солдаты? (Фуражки, пилотки, каски).

13. Назовите самое высокое звание, существовавшее в русской армии  (генералиссимус).

14. Кто из выдающихся русских полководцев сказал: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет Русская земля» (Александр Невский.)

15. Кто из советских конструкторов стрелкового оружия создал новый тип автомата и автоматические пулеметы? (Михаил Тимофеевич Калашников.)

16. У солдата на всё есть ответ. Какой? (Есть!)

17. Окончание солдатской службы. (Демобилизация, дембель).

18. Кто автор высказывания «Сам погибай, а товарища выручай»? (Суворов)

19. «Представитель» какой военной профессии может опровергнуть пословицу «Один в поле не воин»? (Разведчик.)

20. Военнослужащие этих войск называют себя «голубыми беретами» (Десантники).

21. Что есть и у винтовки и у дерева? (Ствол).

22. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (Витязь).

23. Сколько ложек пшенной каши сможет съесть натощак очень голодный солдат? (Одну, вторая не будет съедена натощак).

24. Краткий доклад военнослужащего старшему по званию. (Рапорт).

25.Какой день считается в России Днём памяти воинов-интернационалистов? (15 февраля, в этот день последняя колонна советских военнослужащих выведена из Афганистана). Была закончена длившаяся десять лет война в Афганистане.

Ведущий: Итак, слово предоставляется жюри.

(выставляются баллы, определяются победители, награждение).

Ведущий: Тут, как говорится ни убавить, ни прибавить. Пока есть у людей служивых такое стремление в любых условиях делать дело, к которому они приставлены, будет жива армия, а значит, будет жива и Россия, и будет, кем нам гордиться.

Каждый мальчик может стать солдатом, 
По небу лететь, по морю плыть, 
Охранять границу с автоматом, 
Чтоб свою отчизну защитить. 

Но сначала на футбольном поле 
Защитит ворота он собой. 
И за друга во дворе и школе 
Примет он неравный, трудный бой. 
Не пустить чужих собак к котёнку – 
Потруднее, чем играть в войну. 
Если ты не защитил сестрёнку, 
Как ты защитишь свою страну? 

Ведущий: Я считаю, что все мальчишки, должны формировать свой характер с детства, воспитывать в себе смелость, благородство, твёрдость духа, решительность, честность.

Сегодня все отряды показали свою смелость, ловкость, силу, смекалку.
И будет так всегда, пока планета вертится!
И по-другому нам действительно нельзя!
Вас поздравляем с Днём Защитников Отечества! 
Желаем доблести и славы вам, друзья!