Дидактические игры по правилам дорожного движения (из опыта работы)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: ПДД, дорожные знаки, правила дорожного движения


Первая дидактическая игра – «Светофор»

Цели игры:

  • Закреплять представления детей о назначении светофора, о его световых сигналах.
  • Учить различать цвета - красный, желтый, зеленый.

Материал:

  • Большие цветные картонные круги (красный, желтый, зеленый).
  • Маленькие цветные картонные круги (красные, желтые, зеленые) по 6 штук каждого цвета (по числу игроков).
  • Загадки.

Эта игра кажется проста в своем применении и изготовлении материала, но она очень эффективна! Поэтому игра «Светофор» есть практически во всех группах нашего Центра и используется воспитателями очень давно. Рабочий материал по мере необходимости обновляется.

В игре могут участвовать от 2 до 6 человек. Она имеет несколько вариантов:

Вариант 1.

Ведущий раздает детям маленькие кружки красного, зеленого, желтого цвета, обозначающие сигналы светофора. Последовательно показывает детям свои большие круги («переключает светофор»). Дети находят аналогичные кружки у себя и показывают их, объясняют, что обозначает каждый сигнал светофора.

Вариант 2 (усложненный).

Ведущий раздает детям кружки красного, зеленого, желтого цвета. Затем читает загадки, а дети находят и показывают соответствующие кружки. Загадки имеют два уровня сложности (с названием света и без названия).

Загадки к дидактической игре «Светофор»:

  1. Этот свет - предупрежденье:
    Жди сигнала для движенья.
  2. Этот свет нам говорит:
    «Стой! Опасно! Путь закрыт!»
  3. Этот свет нам говорит:
    «Пешеходам путь открыт!»
  4. Хоть у вас терпенья нет,
    Подождите: красный свет!
  5. Желтый свет на пути
    - Приготовьтесь идти!
  6. Свет зеленый впереди
    - Вот теперь переходи!
  7. Вот зажегся этот свет
    – Всем известно - хода нет.
  8. С вами так условимся:
    На этот - приготовимся.
  9. А какой нам говорит:
    «Проходите, путь открыт!»
  10. Если желтый свет в окошке,
    Подожди еще немножко.
  11. Самый строгий - красный свет,
    Стой! Дороги дальше нет!
  12. Вот горит зеленый свет,
  13.  Вспыхнул впереди,
  14.  Скажет он: «Препятствий нет!
  15.  Смело в путь иди».

Вариант 3.

 - Подвижная игра.

Все дети «пешеходы». Ведущий по очереди показывает большие круги - «сигналы светофора». Когда поднимает «зеленый» - дети перемещаются по пространству, бегают, прыгают. При «красном свете» - дети замирают на месте, стоят. При «желтом» сигнале - дети выстраиваются в шеренгу.
Кто ошибся, выбывает из игры.

Вторая игра – «Угадай дорожный знак»

Аналог этой игры есть в промышленности. Однако знаки там мелкие, сложные, в единственном экземпляре. Поэтому материал доработала, адаптировала и получила свою игру "Угадай дорожный знак» именно для наших воспитанников, детей с ОВЗ.

Цель игры:

  • Учить детей различать дорожные знаки.
  • Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
  • Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал:

  • Карточки - дорожные знаки, карточки-загадки.

Вариант 1.

Ведущий раздает детям наборы карточек со знакомым изображением дорожных знаков.

Ведущий называет дорожный знак. Дети у себя на карточках находят и показывают этот знак, рассказывают, что он обозначает.

Вариант 2.

Ведущий раздает детям наборы карточек с изображением знакомых дорожных знаков.

Ведущий читает загадки (их 10). Дети находят и показывают соответствующую карточку-отгадку, объясняют, как называется дорожный знак и, что он обозначает.

Выигрывает тот, кто правильно назовет и покажет дорожные знаки.

Загадки к дидактической игре «Угадай дорожный знак»:

  1.  Этот знак, ну, очень строгий,
     Коль стоит он на дороге,
     Говорит он нам: «Друзья,
     Ездить здесь совсем нельзя!» (Движение запрещено)
  2. Я хочу спросить про знак.
    Нарисован знак вот так:
    В треугольнике ребята
    Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно. Дети)
  3. Если долгим был твой путь,
    Надо лечь и отдохнуть.
    Этот знак нам говорит:
    «Здесь гостиница стоит!» (Гостиница)
  4. Мчат по улицам машины.
    Там хозяйничают шины.
    Иди под землю пешеход,
    Там ... подземный переход. (Подземный переход)
  5. В этом месте пешеход
    Транспорт терпеливо ждет.
    Он пешком устал стоять,
    Пассажиром хочет стать. (Место остановки автобуса)
  6. Здесь наземный переход,
    Ходит целый день народ.
    Ты водитель, не грусти,
    Пешехода пропусти. (Пешеходный переход)
  7. В дождь и ясную погоду
     Здесь не ходят пешеходы.
     Говорит им знак одно:
    «Вам ходить запрещено». (Движение пешеходов запрещено)
  8. Если кто сломает ногу,
    Здесь врачи всегда помогут.
    Помощь первую окажут,
    Где лечится дальше скажут. (Пункт первой медецинской помощи)
  9. Шли из школы мы домой,
     Видим - знак над мостовой.
     Круг, внутри велосипед,
     Ничего другого нет. (Велосипедная дорожка)
  10. Машины мчат во весь опор,
    И вдруг навстречу знак:
    Изображен на нём забор,
    Шоссе закрыто на запор,
    И что это за знак? (Железнодорожный переезд)

Эти две игры помогли нам лучше подготовить детей к участию в КВН.

Представлю Вам третью, новую настольную игру, которую мы с детьми сделали этим летом.

Игра «Наша улица»

Цель игры:

  • Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
  • Учить детей различать и запоминать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей.
  • Учить передвигаться по игровому полю, выполнять правила игры.

Материал:

  • Игра состоит из игрового поля, фишек (для младших детей используем фишки с изображением животных) и кубика.
  • В игре могут принимать участие от 2 до 6 игроков.

Ход игры:

Перед началом игры ведущий рассматривает с детьми макет улицы, повторяет названия дорожных знаков, сигналы светофора.

Игроки ходят по очереди, кидая кубик.

Фишка игрока может перемещаться в любую сторону по выбору по кружочкам. Попав на желтый кружок - ребенок объясняет дорожный знак, попав на красный - двигается по стрелке назад, пропуская ход.

Выигрывает тот игрок, кто первым дойдет до Больницы, Магазина, Школы, но игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не придет к месту назначения.

Все эти три игры помогают закрепить знания наших детей с ОВЗ о правилах дорожного движения и дорожных знаках, воспитывают умение самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни.