Комплексный характер инноваций на занятиях хореографического коллектива «Аура-DANCE» и эстрадного вокального ансамбля «Живой звук» Лицея № 36 ОАО «РЖД»

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 9, 10

Ключевые слова: игра, одаренные дети, дополнительное образование, интегрированное занятие, образовательные технологии


В настоящее время в педагогическую практику прочно вошло понятие педагогической технологии.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы выбираем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. [5]

Дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, саморазвитию и самореализации. В отличие от массовой школы, которая в большинстве своем использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект, дополнительное образование должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень умственного развития, и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка.

В своей практике мы придерживаемся следующих основных понятий, наиболее отвечающих специфике дополнительного образования детей:

  • Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  • Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
  • Успех рождает успех: основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
  • Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

Поскольку дополнительное образование нашего лицея работает в разных направлениях, то и педагоги применяют разнообразные технологии на своих занятиях, которые максимально развивают творческие способности ребенка, содействуют становлению учащегося как личности, вызывают интерес учащегося к познанию окружающего мира.

Технология личностно-ориентированного обучения, технология индивидуализации обучения, групповые технологии, технология адаптивной системы обучения, педагогика сотрудничества («проникающая технология»), технология коллективной творческой деятельности (КТД), технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач), технология исследовательского (проблемного) обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, коммуникативная технология обучения, технология развивающего обучения, технология критического мышления и т.д.

Являясь руководителями объединений дополнительного образования «Живой звук» (Вокальный эстрадный ансамбль) и «Aура-DANCE» (Хореографический коллектив) мы используем наряду с традиционными комплекс инновационных технологий.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это взаимосвязь трех составляющих:

1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2. Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

В хореографии и вокале возможно использование всего комплекса инновационных технологий. К ним можно отнести информационные, здоровье сберегающие, игровые, индивидуальные, групповые технологии, технологию сотрудничества, портфолио, технологию проблемного обучения.

Но как бы мы не развивались, приоритетной на занятиях остается личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для развития его природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии — это приоритетный субъект, она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели [1]. На занятиях хореографии и вокала в нашем лицее применяется система разно уровневого обучения, в соответствии с которой учащиеся разделяются на «малоспособных», талантливых и, так называемое, среднее звено. Мы проводим отбор учащихся, чьи навыки и умения на среднем уровне и выше для работы над конкурсными и концертными номерами, с остальными учащимися прорабатываем только концертные постановки с более легкой хореографической лексикой и более простой вокальной аранжировкой. Создаются группы из учащихся параллели, есть основной состав вокального и хореографического ансамблей, куда отобраны одарённые и обладающие талантом ребята, есть система индивидуальных сольных занятий.

В системе обучения дополнительного образования используется усложнение программы по годам обучения, а также добавление новых разделов и увеличение нагрузки. Зачисление учащегося на определенный год обучения происходит на основе анализа навыков и умений, а также уровня подготовки ребенка.

Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством.

Таким образом, современное занятие наших творческих коллективов отвечает следующим требованиям:

  • реализации личностно ориентированного обучения;
  • воспитательной направленности занятий;
  • созданию отношений в системе "руководитель - ученик" с приставкой "со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;
  • развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой и танцевальной культуры.

Технология выявления и поддержки одаренных детей

Раскрытие одаренности ребёнка является самой важной задачей для педагогов и родителей. Поиск творчески одарённых детей в лицее начинается с поступления ребенка в лицей, через индивидуальные собеседования, на родительских собраниях, с помощью классных руководителей. На первом этапе мы выявляем природные склонности ребенка к занятиям вокалом и хореографией. В начале учебного года приглашаем ребят для определения уровня музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Ребенок может сам сделать выбор сфер деятельности и проявить в них свои возможности. В объединения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. На втором этапе педагог проводит наблюдение за развитием учащегося во время занятий, за поведением данного ребенка в разных ситуациях, проводит диагностику.

Таким образом, в модели выявления одаренных детей можно обозначить следующие этапы:

  • этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке);
  • этап оценочно-коррекционный (уточнение, конкретизация полученной на этапе поиска информации);
  • этап заключительного отбора (построение прогноза развития).

Система поддержки талантливых и одаренных детей вокальных и хореографических объединений включает в себя:

  • диагностику достижений учащихся на всех годах обучения;
  • проведение лицейских творческих конкурсов, мероприятий, на которых ребенок может проявить себя;
  • выстраивание для данного ребенка индивидуальной траектории обучения в рамках системы индивидуальных занятий по вокалу (сольное пение) и подбором уровня сложности репертуара;
  • демонстрация ученических портфолио;
  • организация участия в конкурсах международного, всероссийского и регионального уровней, где к оценке ребёнка подключаются независимые эксперты;
  • организация психолого-педагогического сопровождения, проведение тренингов, цель которых снять психологические "преграды", «зажимы» у ребенка.

Творчески одаренный ребенок после обучения в объединениях по интересам может выйти на следующий уровень, т.е. получить профессиональную подготовку.

Технология сотрудничества

 Технология сотрудничества - это обучение в малых группах, составленных из учеников разного уровня обученности, направленных на выполнение различных заданий, ведущих к более успешному усвоению материала. Каждый член группы отвечает не только за свой индивидуальный материал, но и помогает учиться своим товарищам по команде, тем самым вместе с остальными достигает единой цели. [9]

Один из самых важных моментов в процессе обучения хореографического коллектива «Аура-DANCE» - это время самостоятельной отработки проученных комбинаций, движений, выполнение заданий или же собственная импровизация. В современном танце большая роль уделяется импровизации, и научиться импровизировать можно только одним способом – танцевать, танцевать и еще раз танцевать, нарабатывать технику, искать новые способы движения, чувствовать свое тело и осознавать его линии. Задача не такая сложная, если обучающийся работает только со своим телом и техникой и становиться куда сложнее, когда в процесс подключается другой человек, а то и два. В таких упражнениях даже взрослому исполнителю сложно анализировать происходящее изнутри и снаружи, а начинающему танцору тем более. И именно здесь в помощь учащимся и педагогу приходит технология сотрудничества.

На занятиях вокального ансамбля «Живой звук» перед каждым участником ставится цель: овладеть мелодией и текстовым материалом своих вокальных партий. Ученики, продвинувшиеся дальше других в освоении программного материала, становятся ведущими в своих голосах, выполняя функции организатора, руководителя или ведущего исполнителя и могут проиллюстрировать, т.е. пропеть и подсказать тем ребятам, которые еще не усвоили мелодию. В результате между всеми устанавливается постоянное сотрудничество с элементами соревнования. Какое-то время учитель регулярно помогает ведущим ученикам, но в дальнейшем эти функции учащиеся выполняют самостоятельно, что создает для учителя возможность работать дифференцированно с каждым участником хорового коллектива.

Эта технология вполне применима на занятиях разновозрастного и разно уровневого состава, где старшие учащиеся обучают младших.

Игровые технологии

Игровые технологии - это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.

Педагогические игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания[23]

Участие обучающихся в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различным мотивационным качествам, развивают двигательные способности, воображение и творчество.

Музыкальные игры направлены на развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Они способствуют быстрому запоминанию изученного материала, тренируют внимание, развивают фантазию и воображение, речь, активность, инициативу, дисциплинированность, эмоциональное восприятие музыки, делают занятие более интересным, насыщенным, повышают эмоциональный настрой.

1. Игры на развитие двигательных и импровизационных способностей.

Развивают умение ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по залу, не сталкиваясь друг с другом, учат двигаться в разных темпах, координировать движения, останавливаться по сигналу педагога.

Например, игра «Муравьи». По хлопку педагога дети начинают хаотично двигаться, стараясь не столкнуться друг с другом и заполнить свободное пространство зала.

Для творческой активизации детей, я применяю игру «Тень». Ученики разбиваются на пары. Один встает впереди, второй точно за ним. Ребенок, который стоит впереди, будет импровизировать под музыку, второй ребенок - тень первого, должен в точности повторять движения впереди стоящего. Затем дети меняются местами. В процессе этой игры педагог может увидеть для себя, у кого из детей лучше получается импровизировать, а у кого повторять чужую хореографию, и использовать это в дальнейшей работе.

Игру нередко (и по праву) сравнивают с зеркалом социального статуса детей, их физического, психического и эмоционального развития. В.А.Сухомлинский так писал об игре: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

2. Развивающие голосовые игры

Предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. Если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию. [7]

Эти особенности положены в основу ФМРГ В.В.Емельянова.

3. Игры на развитие актерского мастерства

Одной из особенностей танцевального и вокального искусства является художественная выразительность, которая помогает развивать актерское мастерство у обучающихся.

Данные игры перекликаются с играми-превращениями, но здесь кроме физического перевоплощения необходимо также и эмоциональное, то есть передача разных чувств: радость, гнев, печаль и т.д.

Например, игра «Белоснежка и семь гномов». По заданию педагога ученики «превращаются» в гнома - Умника, гнома - Простачка, Ворчуна, Соню, Весельчака и т.д., стараясь наиболее точно воплотить характер персонаж.

4. Игры на внимание

Цель данных игр - сосредоточить внимание учащихся процессе.

Игра «Хлоп-стоп». Под музыку дети двигаются в свободном порядке, танцуют, перемещаются по классу. Когда музыка останавливается, педагог должен хлопнуть в ладоши либо один раз, либо два раза, либо три и т. д. Если звучит один хлопок - ученики должны встать на свои места в шахматном порядке, если два хлопка - встать в пары и взяться за руки, на три хлопка - образовать «тройки». Задания обговариваются заранее, до начала игры, и могут изменяться. Также нашим ученикам очень нравится игра «Запретное движение», которую я использую при проведении разминки на середине зала. Даю условие, что дети могут повторять за мной все движения, кроме одного. Например, запретным движением будут считаться хлопки в ладоши, поэтому дети должны их пропускать. Эта игра хорошо воспринимается даже детьми 3-летнего возраста и заставляет их быть очень внимательными.

5. Игры-превращения

Развивают творческие способности в танцевальной импровизации: умение придумывать движения в соответствии с заданным образом и характером музыки.

К данным играм относится, например, игра «Роботы-трансформеры и тряпочные куклы», где дети сначала учатся исполнять движения четко и акцентировано, напрягая при этом мышцы ног, рук, резко поворачивая голову и тело, а затем, подражая тряпочным куклам, снимают напряжение, обмякают, исполняя движения мягко и безвольно.

Технология портфолио

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

  • портфолио достижений;
  • портфолио – отчет;
  • портфолио – самооценка;
  • портфолио – планирование работы.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер.

В лицее №36 технология портфолио существует уже несколько лет. Учащиеся творческих объединений собирают свои достижения, грамоты, благодарственные письма, полученные ими за участие в концертной деятельности, торжественных мероприятиях различных уровней, всероссийских и международных конкурсах. В дальнейшем это имеет значение для поступления в 10 класс лицея, участия в проекте «Звёзды лицея», конкурсного отбора на получение бесплатной путёвки в ВДЦ «Океан» и МДЦ «Артек» и в дальнейшем даёт дополнительные баллы для поступления в средне-специальные и высшие учебные заведения.

Технология коллективных творческих дел

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все творческие коллективы участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе творческих проектов, которые проходят в нашем лицее: 1 сентября «День знаний», «День лицея», Новогодние мюзиклы по параллелям: «Приключение Алладина», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Снежная королева», «День рождения Л.Гайдая», концерты, посвященные Дню учителя, 8 Марта, 9 Мая.

 Эта технология используется на совместных интегрированных занятиях по вокалу и хореографии.

Наш 10-летний опыт работы показывает, что, что дети любого возраста очень любят петь и танцевать, но не всем детям это легко даётся. Однако, сочетание танца и вокала на занятиях - задача выполнимая.

Благодаря развитию телевидения появилось много программ, посмотрев которые, и дети, и взрослые понимают, что сейчас очень трудно удивить зрителя, просто спев песню, стоя на месте, не двигаясь. Поэтому педагог-вокалист должен научить своего ребенка петь, а педагог-хореограф должен научить органично двигаться во время исполнения этой песни.

Синтез этих искусств помогает ребёнку в осознании того, что при определенных стараниях можно делать два дела одновременно, при этом качество сделанного не страдает. Это развивает координацию мышления, заставляет работать правое и левое полушария головного мозга. В развитии музыкальной памяти участвует еще и мышечная память. Происходит взаимосвязь определенного вокального слова и соответствующего элемента хореографии, что помогает в запоминании песни в целом.

Творчеству научить нельзя, - но можно научиться творчески работать.

Наглядным примером слияния двух видов искусства, таких как вокал и хореография, является интегрированные занятия эстрадного вокального ансамбля «Живой звук» и хореографического коллектива «Аура-DANCE», в которых проводится работа с детьми разного возраста. Целью обучения этих занятий является создание условий для развития творческой личности ребёнка и реализации вокально-хореографических способностей и одарённости. Эти два занятия взаимосвязаны между собой. Педагог по вокалу выбирает детям песню по возрасту и наличию определенных навыков, а хореограф подбирает к этой песне доступные хореографические движения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Итогом интегрированных занятий является участие коллективов на мероприятиях ОАО «РЖД», Международных и Всероссийских конкурсах, а также ежегодном проекте «Звезды лицея», который традиционно проходит на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкого.

Положительные стороны использования инновационных технологий в образовательном процессе:

  • Во-первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности.
  • Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении.
  • В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных творческих проектов. [11]

Список используемой литературы

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. - СПб.: Планета Музыки, 2015.-256 c.
  3. Байкова Л.А., Гребенникова Л.Н. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М., 2001г.
  4. Башаркина, Е. А. Общая педагогика: курс лекций: в 2 ч. / Е.А.Башаркина. - Могилев: МГУ, 2013-2014.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М. Педагогика, 1989 г.
  6. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006.С.156
  7. Борытко Н.М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков; под ред. Н.М.Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006г. -59 с.
  8. Горшкова В.В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности. - Вл-к, 1999 г.- стр. 83-85.
  9. Емельянов В.В., Трифонова И.А. «Развивающие голосовые игры» Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по I уровню обучения программы «Фонопедический метод развития голоса» Издательство Тюменского государственного университета, 2004г.
  10. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006г.
  11. Зубарева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения//Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. науч. труд Вып.3 в 2-х ч, Ч1 М., 1994г. С.36-41.
  12. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. - Рига, «Эксперимент», 1999 г.-180 с.
  13. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, «Эксперимент», 1998 г.-180 с.
  14. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008–2015 гг. URL: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002г.
  15. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.\
  16. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. С. 96.
  17. Одаренные дети/перевод с англ. М., Прогресс, 1991г. (Глава "Концептуальные модели").
  18. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
  19. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. - 125-127.
  20. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. Москва, 2007. С.135
  21. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.-144 с.
  22. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. Информационное общество. Информационно- образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А.Трайнев, В.Ю.Теплышев, И.В.Трайнев; Ун-т информатизации и управления. — М.: Дашков и К°, 2009. — 318с.
  23. Унш И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990г.
  24. Шевченко С. Д. Научить всех — научить каждого. — М.: Педагогика, 1989 г.
  25. Шорина С.В. сост.: Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. - М.: ЦГЛ, 2005
  26. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994 г.
  27. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998 г. — 250 с.