Методическая разработка урока литературы в 6-м классе И.С.Тургенев. Характеристика героев и пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг»

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: И.С.Тургенев, «Бежин луг»


2 урока

Цели:

  • научить отбору материала для характеристики героев произведения.
  • выработать умение работать над средствами художественной выразительности.
  • развивать логическое и образное мышление.

Оборудование урока: портрет писателя, презентация, портреты героев рассказа.

Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, анализ текста.

Заявка на оценку:

  • «5» - 43 балла и более
  • «4» - 33 -42 баллов
  • «3» - 25 - 32 баллов
  • Вопрос – понятие – 1 балл
  • Вопрос – суждение – 2 балла
  • Ответ на вопрос– понятие – 1 балл
  • Ответ на вопрос – суждение – 2 балла
  • Возражение, дополнение – 1 балл
  • Сравнение – 2 балла

Ход урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

 

Проверить готовность класса к работе на уроке.

2. Вступительное слово учителя

 

 

3. Работа над домашним заданием

Вопросы-понятия:

За каждый вопрос и ответ на него
1 балл
Учащиеся задают друг другу вопросы-понятия и вопросы-суждения.
Что понимается под словом притча?   Притча – рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучение.
Что такое лощина?   Лощина – низменность, низко расположенная долина.

Что понимается под словом угрюмый?

  Угрюмый – мрачный, неприветливый, безотрадный.

Что называется бездной?

  Бездна – очень глубокая пропасть.

В) вопросы-суждения
Почему охотник оказался на Бежином луге?

За каждый вопрос и ответ на него 2 балла

Охотник оказался на Бежином луге, потому что он заблудился

 

Чем объяснить, что для мальчишек пригон лошадей был праздником? Пригон лошадей для мальчишек был праздником, потому что они могли вдоволь покататься на лошадях.

II. Работа над темой урока

 

 

1. Характеристика героев рассказа

 

 

А) Зачитать из учебника портретные характеристики мальчиков.

За полную характеристику и выразительное чтение от 1 до 2 баллов

Учащиеся зачитывают по учебнику портретную характеристику ребят.

Б) Сравнить мальчиков, используя карточку сравнений.

За каждое сравнение
2 балл

Как Ильюше, так и Павлуше 12 лет.

Сравнивая мальчиков, можно сказать, что их всех только Федя принадлежал к богатой семье.

В) Работа с рисунками художников и рисунками детей.

За каждый рисунок и характеристику героя рассказа
3 балла

Учащиеся представляют свои варианты портретов мальчиков и объясняют, почему они увидели их такими.

Г) Сравнить рисунки детей и портреты художников

За каждое сравнение
2 балла

Учащиеся сравнивают портреты мальчиков, нарисованные самими, с портретами художников, находят общее и отличительное.
(проводя такое сравнение, учащиеся учатся работать над деталями в создании портрета героя)

Д) Определить о ком из мальчиков идет речь по его описанию.

За каждое имя по 1 баллу
(имена записывают в тетради по порядку)

Узнай героя

….стройный мальчик….с кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеяной улыбкой. (Федя)

 …волосы всклоченные, черные, глаза серые, лицо бледное, тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша)

Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (Илюша)

…..странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшиеглаза; они, казалось, хотели что – то высказать. (Костя)

 только изредка выставлял из-под рогожи свою русую кудрявую головку. (Ваня)

Его некрасивое лицо , оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. (Павлуша)

2. Характеристика пейзажных зарисовок в рассказе

 

 

А) Ответить на вопросы:
- Что понимается под словом пейзаж?
- Для чего в литературном произведении используется пейзаж?

За каждый ответ 1 балл

Пейзаж – картина природы, изображенная посредством различных средств в художественном произведении.

В литературном произведении пейзаж используется для того, чтобы помочь лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

Б) Работа над художественно-изобразительными средствами: у художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос.
А какими художественными средствами пользуется писатель?

За каждый ответ 1 балл

 

Писатель создаёт различные образы с помощью красочных эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д. - образных средств.

В) Определите, какие художественно-изобразительные средства преобладают у Тургенева в описании
- летнего утра
- пробуждения летнего дня
- ночи.

 

За каждое средство выразительности
1 балл

1 группа. Описание летнего утра

Метафоры

Эпитеты

Солнце «МИРНО всплывает»;

«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;

«КРОТКИЙ румянец» (зари);

«небо ЯСНО»;

 

«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,

 

«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»

 

«МОГУЧЕЕ светило»

 

«СВЕЖО просияет»;

ВЫВОД: В этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой.

Чем объяснить, что при описании летнего утра автор использует определенные средства выразительности? За ответ на вопрос 2 балла В обрисовке ясного летнего утра автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал).

 Чем объяснить, что при описании летнего дня автор использует определенные средства выразительности?

За каждое средство выразительности
1 балл

За ответ на вопрос 2 балла

За каждое средство выразительности
1 балл

2 группа. Пробуждение летнего дня

Картина пробуждения утра

в олицетворениях

в метафорах

«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; «и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»

«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; «полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

ВЫВОД: Показывая пробуждение раннего летнего дня , писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также эпитеты.

3 группа. Описание ночи

Сравнения

Метафоры

Олицетворения

Эпитеты

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

«пугливо нырнула»; «угрюмый мрак»; «глухо отдавались шаги»; «отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «слабо и жалобно пискнул»

ВЫВОД: Описывая ночь, писатель выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.
Но когда автор вышел, наконец, на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков, увидел во всем великолепии высокое звездное небо, он восхитился величественной красотой русской летней ночи.

Чем объяснить, что при описании летней ночи автор использует определенные средства выразительности? За ответ на вопрос 2 балла  

Г) Сравните эти описания природы, используя карточку сравнений, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?

За каждое сравнение 2 балла

Сравнивая описание утра и описание ночи, можно сказать, что в описании утра преобладают краски, а в описании ночи присутствует мрак, который прерывается вспышками.
Как утром, так и ночью в природе слышны различные звуки.
Сравнивая звуки в описании утра и ночи, можно сказать, что утром звуки гармоничные, приятные для слуха, расслабляющие, ночью - приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие и пугающие. И т.д.

Д) Ответить на вопросы:
- Почему что в рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенев использует много картин природы?

- С какой целью в рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенев использует описание ночи?

За ответ на вопрос 2 балла

В рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенев использует много картин природы, потому, что они служат фоном жизни героев рассказа — крестьянских детей.
В рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенев использует описание ночи, для того чтобы показать как оно своей таинственностью воздействует на воображение и сознание мальчиков, располагая их к рассказам о страшном.

4. Подведение итогов урока

 

 

5. Домашнее задание: выполнить одно из заданий на выбор

 

1. Выучить стихотворение наизусть, указать средства выразительности, встретившиеся в нем.
И.С.ТУРГЕНЕВУ "БЕЖИН ЛУГ"
Иван Демьянов
Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру-огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

2. Подготовить устное сочинение «Кого из мальчиков я взял бы в свои товарищи и почему?»

3. Подготовить пересказ одной из быличек, рассказанных мальчиками.