Как разнообразить двигательную активность дошкольников» – квест «Юный следопыт»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, квест, спортивное ориентирование


По мнению психологов, маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей всестороннего развития детей.

 Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. А вот разнообразить двигательную активность детям могут помочь педагоги и родители!

Вы не поверите – это возможно даже на территории детского сада! Каждый маленький мальчишка или девчонка любит бегать, прыгать, решать интересные задачки и загадки. А если все это еще и на свежем воздухе, например, в парке или в лесу?

Занимаясь многими видами спорта, ребенок может укреплять свой организм и здоровье. Но не каждый вид спорта может предложить помимо физического совершенствования еще и умственное. Недаром ориентирование называют шахматами на ходу. Это и интеллектуальная, и физическая деятельность. Причем физически ребенок нагружается не в душном зале, а на свежем воздухе - на природе. И все эти задачи нам поможет решить - спортивное ориентирование!

Суть ориентирования для взрослых понятна. Но справится ли ребенок с такими задачами? И мы решили попробовать!!!

Ориентирование бывает разное: бегом, на лыжах, ориентирование на велосипедах, ориентирование в заданном направлении или по выбору, дневное или ночное, длительное ориентирование (рогейн) и т.д.

Поскольку наши дети ещё совсем малы, мы остановились на упрощённом виде ориентирования в заданном направлении «ЗН». Оно заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. Взрослым спортсменам в момент старта выдают карту (карточку), на которой нанесена последовательность прохождения КП (контрольных пунктов). Для воспитанников детского сада были составлены простые дистанции. Детям ни карту, ни компас мы не давали. От старта был виден первый ориентир. Добежав до него, дети видели второй ориентир, при этом любой последующий виден не был. После последнего КП нужно было вернуться на спортивную площадку (без разметки).

Контрольные пункты были установлены прямо на видимых предметах (деревьях, заборах, постройках детского сада), а варианты движения ясны и стопроцентны. Поэтому можно сказать, что дети выполняли те же задачи ориентирования, что и взрослые, но только в облегченном варианте.
И спортивные лабиринты, которые  проводятся на маленькой площадке среди искусственных препятствий (лабиринты нарисованы цветным мелом).

Итак, наш квест… «Юный следопыт»

Цель: формировать у детей интерес к различным видам движений и занятиям спортом, через игровые технологии ориентирования на местности; компенсация недостаточной двигательной активности современных детей.

Задачи:

Оздоровительные:

  • Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста;
  • Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
  • Повышать интерес детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой, через спортивное ориентирование;
  • Увеличивать двигательную активность детей за счет освоения новых заданий в несвойственной для обычных занятий обстановке;
  • Пробуждать у детей интерес к новым (для них) видам спорта;
  • Укреплять сердечно-сосудистую и развивать дыхательную систему, повышать мышечный тонус организма в целом (укреплять здоровье).

Образовательные:

  • Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки у детей старшего дошкольного возраста (бег, лазание, прыжки, равновесие);
  • Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (выносливость, ловкость, скоростно-силовые и координационные способности);
  • Познакомить детей с понятиями: «ориентирование, спортивное ориентирование», «компас», «маршрут», «призма», «контрольный пункт»;
  • Формировать умения действовать в непривычной ситуации, развивать логику, мышление, зрительную память;
  • Развивать умение ориентироваться на местности, в пространстве;
  • Закреплять умение анализировать данные, развивать графические способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли, смекалку, любознательность;
  • Формировать устойчивый интерес к занятиям на свежем воздухе, обеспечивать эмоциональное благополучие при выполнении различных видов заданий;
  • Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

Оборудование: Призмы 4-х цветов (последний КП); сигнальные кружки (5 кружков каждого из 4-х цветов с нанесенными разными фигурами (круг, квадрат, галочка, снежинка, треугольник – на ваши выбор и фантазию)), карточки по количеству детей с призмой, фломастеры 4-х цветов, цветной мел.

Ход мероприятия

Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) собираются на спортивной площадке детского сада.

Инструктор знакомит детей с понятием «ориентирование» и всеми остальными определениями …

Ориентирование – это определение своего местоположения относительно элементов окружающего пространства (солнце, звёзды, окружающие предметы и т.д.), а спортивное ориентирование – это уже вид спорта, где необходимо иметь карту, компас и определённую подготовку, соответствующие знания.

Объясняется порядок прохождения маршрута и принцип действия каждого ребёнка (см. далее).

После объяснения правил

Вопросы к детям:

- Вы где сейчас находитесь? (на спортивной площадке) – это начало маршрута.

- В какой стороне ваш д/сад, «зелёная зона» (деревья), игровые площадки и т.д.?

- Как поняли задание? (посмотреть на карточку и на ориентиры).

- Расскажите порядок ваших действий? (что и как нужно делать).

- Где заканчивается маршрут? (что такое призма)

Далее четверо первых детей уходят на свои маршруты (по цвету), оставшиеся отправляются в путешествие по Лабиринтам. Перемещение детей контролируют взрослые, но не помогают! По возвращении первой четвёрки на маршрут выходят следующие дети.

Лабиринты

- Ребята, посмотрите под ноги, что видите (см.фото).? Правильно, лабиринты. Вы в них будете ориентироваться, и искать выход из лабиринта! В каждом лабиринте свои ориентиры (разноцветные линии или одинаковые по диаметру круги, но разного цвета, различные геометрические фигуры и т.д.).

Ориентирование на местности

На старте (начало маршрута) дети получают карточки (маршрутные листы) определённого цвета.

Задача детей на маршруте - найти в «зоне видимости» кружки определенного цвета (это и есть КП – контрольный пункт) и перемещаться от одного КП к другому в соответствии с заданным цветом.

На каждом контрольном пункте (КП) ребёнок должен перерисовать графическое изображение в свою карточку (маршрутный лист) и следовать дальше.

 Каждый ребенок должен найти 5 кружков (пройти 5 КП), и последнюю отметку сделать у призмы (конец маршрута).

После чего добежать до финиша (в нашем случае это спортивная площадка), где инструктор проверяет правильность заполнения маршрутного листа. Финиширующие дети переходят к Лабиринтам.

Пример. Ребенку выдается маршрутный лист с нарисованной призмой желтого цвета. При правильном прохождении трассы на маршрутном листе должны появиться отметки только желтым фломастером. При этом, все перерисованные фигуры должны быть разными.

Для закрепления информации и привлечения интереса со стороны родителей, детям было предложено во второй половине дня вместе с родителями пройти трассу и сделать отметки в маршрутных листах.