Организация самостоятельной творческой работы обучающихся 6-го класса на уроках русского языка и литературы в условиях интегрированного метапредметного модуля «Математика во всём»

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 6

Ключевые слова: самостоятельная работа, метапредметные компетенции, модульное обучение


Почему эффективно модульное обучение

Модульное обучение и его элементы базируются на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий. Поскольку оно опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С.Выготским, реализация его требует, чтобы обучение велось в зоне ближайшего развития ученика. Этого можно достичь только в том случае, когда учебная деятельность организуется в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава. Такую возможность даёт модульное обучение, создающее условия для планирования действий каждого ученика с опорой на активность и самостоятельность его действий, учёт индивидуального темпа обучения и постоянную поддержку ученика через проверку деятельности и её результата, самоконтроль и взаимоконтроль.

В практике педагогов МБОУ «Лицей №2» с физико-математическом уклоном эффективно используется метапредметный модуль «Математика во всём», предусматривающий формирование положительной мотивации обучающихся к математике. Одна из его задач - показать детям, что действия, осваиваемые на уроках математики, имеют место в тренировочных полях других учебных курсов. Поэтому предусматривается распространение математических форм и методов изучения предметов, явлений или событий на другие предметные области. Важно для обучающихся применить математические приемы на всех уроках в течение данного модуля, а далее – использовать их в реальной жизни. Учитывая, что метапредметные технологии предполагают включение каждого ребенка в разные типы деятельности, они создают условия для его личностного роста. Формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных - учитель русского языка и литературы предусматривает на каждом уроке, тем более что условия для реализации метапредметной направленности есть всегда.

План модульного занятия может быть разный. Я обязательно планирую мотивацию учеников, самостоятельную работу, работу в паре или в малой группе и рефлексию. Урок в рамках модульного обучения позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, являясь, по сути, интегративной технологией. Основной учебный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы учителя по успешной её реализации. На уроках русского языка и литературы также формируется положительная мотивация обучающихся к математике, организуется и координируется их деятельность. Таким образом, с помощью модуля учитель управляет процессом обучения.

Цель самостоятельной работы лицеистов в рамках модуля с интеграцией русского языка, развития речи и литературы – формирование метапредметных УУД. В течение недели учителя проводят интегрированные уроки, на которых обучающиеся погружаются «в математическую деятельность», то есть используют разные методы и приёмы: измерение, графические методы обработки информации, сравнение, работу по алгоритму, доказательство. Кроме понимания лицеистами того, что математика присутствует во всём, они целенаправленно и успешно овладевают учебным материалом по русскому языку и литературе, что помогает добиться повышения качества обучения предмету и эффективности обучения в целом.

Важнейшую роль в формировании метапредметных УУД играют разнообразные формы и методы работы, которые нацелены на получение результата. Это приём составления плана, позволяющий глубоко осмыслить и понять текст; составление графических схем – алгоритмов в работе над правописанием, где наглядно отражены связи и отношения между элементами. Большую поддержку для обучающих на уроках русского языка и литературы оказывают сводные таблицы, кластеры, в которых обобщается, структурируется и систематизируется учебная информация. Модуль «Математика для всех», являясь современной формой обучения, отличается своей динамичностью и высокой результативностью.

Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организует учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика. Для этого в лицее каждый шестиклассник ведёт всю неделю дневник, где выполняет метапредметные задания и упражнения, в доступной форме даётся информация о «помощниках» математики - измерении, графических способах представления информации, сравнении, алгоритме, доказательстве. В игровой форме, как ориентире для путешествия, ставится задача: «Эти помощники помогут тебе не сбиться с пути личностного роста и достичь новых горизонтов развития. Итоговый продукт станет отражением вашего понимания того, что математика присутствует во всем. Он должен быть представлен в виде пространственной композиции, модели или коллажа».

Поскольку целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, и учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем, уроки русского языка и литературы должны быть иначе структурированы, чтобы достичь поставленных педагогических целей в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценивание успеваемости также отличается: оно происходит через рейтинговую систему оценки знаний. В своей статье предлагаю примеры заданий, в которых используются «математические» приёмы овладения знаниями, позволяющие не только усилить метапредметную направленность уроков русского языка и литературы, но и в целом повысить качество обучения и интерес к самостоятельной деятельности на уроке.

Можно ли измерить информацию?

Информацию измерить сложно. Здесь нам помогут графические методы обработки информации, которые позволяют:

  1. представить весь замысел целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;
  2. помогают наглядно и понятно для себя и других представить структуру замысла;
  3. легче генерировать новые идеи;
  4. «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.

Графически представленная информация позволяет повысить мотивацию - окружающим легче воспринимать замысел: человеческому мозгу всегда нужны графические образы.

Задание №1. Попробуйте перевести текстовую информацию в графическую. Постройте круговую или столбчатую диаграмму, посчитав в этом стихотворении существительные, прилагательные и глаголы.

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!

Задание № 2. Вспомните пословицы, к которым построены предложенные графики.

]

Ответ: 1. Кашу маслом не испортишь. 2. Выше головы не прыгнешь.

Задание №3. Как работать по алгоритму

Алгоритм помогает людям ежедневно успешно решать множество разнообразных задач. Для этого нужно точно знать, что ты имеешь и хочешь получить. Умение действовать по алгоритму, в котором указано, какие действия и в каком порядке следует выполнять, позволяет быстро и правильно получить искомый результат.

Все люди с детства привыкли следовать тем или иным правилам, выполнять разнообразные инструкции и указания. Обычно любые инструкции и правила представляют собой последовательность действий, которые необходимо выполнить в определенном порядке. Например:

  • Кулинарный рецепт;
  • Инструкция по сборке машинки из деталей детского конструктора;
  • Инструкция по использованию стиральной машины и т.д.

Даны звенья алгоритма: дождь, заяц, зонтик, три, книжка, Золушка, телевизор:

  1. Составьте алгоритм рассказа из предложенных звеньев.
  2. Составьте рассказ по полученному алгоритму

Задание №4. Тема модуля «Доказательство»

В любом школьном сочинении, в научном исследовании, в докладе и лекции, в беседе и дискуссии нам приходится не только высказывать различные мысли (суждения), но и обосновывать, доказывать их истинность.

Составь и запиши рассуждение:

  • Знание является истинным, когда оно соответствует действительности.
  • Не во всех случаях в процессе рассуждения мы можем получить истинные знания.

Как построить доказательство

1). Начнем с того, что в природе и обществе каждый предмет, каждое явление связаны с другими предметами и явлениями. И наши мысли, если они соответствуют тому, что они отражают, должны находиться во взаимосвязи, опираться на предыдущую мысль как на свое достаточное основание. Поэтому доказательство – это мысленное действие, в процессе которого истинность одной какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей, истинность которых уже доказана.

2). Поэтому каждая мысль в доказательстве имеет свое название. Так, та мысль, истинность которой мы будем доказывать, называется тезисом. Те мысли, истинность которых уже установлена и которые поэтому могут быть приведены в подтверждение тезиса, называются основаниями (доводами или аргументами). Для доказательства основания должны быть последовательно связаны, выстроены в такую цепь, которая убедительно покажет, что доказываемый тезис с необходимостью вытекает из оснований.

3). Для того, чтобы доказательство действительно обосновывало тезис, надо соблюдать несколько правил.

1. Тезис должен быть четким и ясным.

2. Тезис должен оставаться тождественным, то есть одним и тем же на протяжении всего доказательства.

3. Основания, приводимые в подтверждение тезиса, должны быть истинными, не подлежащими сомнению.

4. Основания должны являться достаточным основанием для тезиса.

5. Основания должны быть истинными суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.

6. Тезис должен быть заключением, логически вытекающим из доводов.

Задание №5.

Прочитайте отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»

Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь, Элиза. Одиннадцать братьев-принцев ходили в школу со звездами на груди и саблями у ноги. Писали они на золотых досках алмазными грифелями и наизусть умели читать не хуже, чем по книжке. Сразу было видно, что они настоящие принцы. А их сестрица Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было отдано полкоролевства.

Докажите, что в отрывке есть прилагательные только мужского и женского рода.

Тезис:_____________________________________________

Аргумент 1.________________________________________

Аргумент 2.________________________________________

Аргумент 1 подтверждается правилом _________________

Аргумент 2 подтверждается правилом _________________

Истинность аргумента 1, 2 доказывает истинность тезиса «_________________________».

Задание №6. Тема «Сравнение»

Сравнение как мыслительная операция предполагает выявление сходства или различия признаков объектов (предметов или явлений).Следовательно, необходимыми условиями для успешного выполнения этого действия являются:

  • умение выделять признаки (владеть приёмами абстрагирования)
  • находить и выбирать основания для сравнения

Сравнение должно производиться не по первым попавшимся признакам, а по таким, которые имеют важное, существенное значение для сравниваемых предметов.

Для осуществления сравнения нужно различать предмет, процесс и явление.

Предмет – всякая конкретная материальная вещь.

Процесс - ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь.

Явление – процесс действия; всякое обнаруживаемое проявление чего-либо.

Даны три предложения. В чём их сходство и чем они отличаются? Сформулируйте свой ответ в форме сложносочинённого предложения.

а) Дождь одевает стены, крыши, огороды дремотным шелестом.

б) Сквозь окна, раскрытые настежь, доносится мокрый запах смородины.

в) Приходя с грозой, дождь льёт низко, ровными косами.

- Назовите существенные признаки, по которым можно описывать предложения.

- Назовите существенные признаки, по которым можно сравнивать тексты.

- Назовите количество оснований для сравнения (тип речи, стиль речи, жанр, наличие диалогов, уровень сложности и т.д.)

Составьте свой текст (по заданным признакам)

 Подготовь по образцу ответ:

Оба литературных персонажа………, но их различает отношение к………….

Сравните героев, оформив в таблице. Подтвердите примерами характеристику героев.

Сопоставление определений (в том числе отношений соподчинения – между родом и видом)

а) Орфография – раздел лингвистики, который не изучает, звуки речи и звуковое строение языка

б) Орфография – правила правописания

в) Орфография – это наука, которая изучает орфограммы

Объясните, какие ошибки допущены в определениях и исправьте их.

Ответ: Определение не должно быть ни слищком широким, ни слищком узким, не должно быть отрицательным, понятие нельзя определять через само понятие.

Сейчас многие педагоги отмечают трудности в формировании понятийности. В этом случае полезны такое задание:

Задание №7

Прочитайте определение и сделайте его простым и ясным:

Грамматика как наука является таким разделом другой науки языкознания, который изучает у любого языка мира грамматический строй и ещё закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этих любых языках народов мира, например, отдельных предложений или целых текстов, и всё это формулируется в виде общих грамматических правил грамматики.

Задание №8. Тема «Измерение».

1.С математикой мы встр..чаемся на каждом шагу, с утра и до вечера. 2. Просыпаясь, мы смотр..м на часы чтобы узнать который час. 3.Собираясь в путешествие, ра…читываем время в пути, количество продуктов которые необходимо захватить с собой, в магазине опять зан..маемся ра(с, сс)ч..тами. 4. Если бы не математика люди никогда бы (не) смогли осуществить полёт в космос, ведь чтобы запустить космический к..рабль, необходимо выполнить огромное количество сл..жнейших вычислений и ра (с,сс)ч..тов. 5. Без неё нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию. 6. Математика во всём что нас окружает.

1). Списать, вставить пропущенные буквы. Расставить недостающие запятые.
2). Выпишите номера сложноподчинённых предложений.
3). Из предложений 2–3 выпишите все слова с чередованием гласной в корне.
4). Выпишите номер предложения, в котором заключена основная мысль текста.
5). Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

В качестве примера представлю урок с технологической картой, который можно считать итогом организации метапредметного модуля – интеграции развития речи и математики. (Приложение 1)

Приложение 2

Презентация

Литература

  1. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн.для учителя. – М.: Линка-Пресс, 1994.
  2. Равенский Ю.И. Сочинения-рассуждения / Ю.И.Равенский //Русский язык: педагогический журнал – 2014. -№4. - С.50-56.