Применение технологии многоканальной модели освоения культурного наследия на уроках музыки

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: музыка, технология, исследование, интонация, многоканальная модель, абстрактное понятие


Представьте себе большую связку ключей. Все ключи на связке очень разные, как и наши дети. Помимо того, что они все разные по возрасту, внешности, характеру, они еще отличаются по способу восприятия действительности.

Восприятие – прием и переработка человеком потока информации, который поступает в головной мозг через органы чувств. В зависимости от того, какой из основных каналов восприятия будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Эти особенности уже не первый год успешно учитывают в педагогике, что повышает эффективность обучения. И это очень удобно при изучении конкретных предметов. Например, изучая яблоко, его можно рассмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.

А как быть с абстрактными понятиями, которые невозможно увидеть, потрогать, ощутить. Как объяснить ребенку, что такое «эпоха», «традиция», «братство», «душа»? На уроках музыки я часто сталкиваюсь с абстрактными понятиями - «жанр», «лад», «интонация» и т.д., - и потребностью донести их смысл до детей.

В этих случаях я использую технологию многоканальной модели освоения культурного наследия. Идея технологии состоит в поэтапном исследовании смежных  областей, дающих представление об основном понятии, позволяющих раскрыть его смысл, и изучить его более детально. Цель технологии - научить детей самостоятельно «добывать» необходимую информацию из опосредованных источников, не являющихся исключительно справочными или энциклопедическими.

Для составления целостного представления об изучаемом понятии, учитель так подбирает опосредованные источники, чтобы в процессе исследования были задействованы различные каналы восприятия.

По своей природе многоканальная модель освоения имеет деятельностный характер, позволяет рассмотреть тему с разных аспектов и составить собственное представление об изучаемом понятии, опираясь на собственное исследование, а не на чье-то авторитетное мнение.

Рассмотрим применение технологии на практике на примере исследования такой непростой темы, как «Интонация».

Существует большое количество толкований понятия «интонация». Эта противоречивость обусловлены тем, что интонация является важным средством формирования различных коммуникативных единиц. Чаще всего в словарях встречаются  2 трактовки: с точки зрения речевой, и с  точки зрения музыкальной. Но само понятие настолько абстрактное, неуловимое, что объяснить детям - что это такое, достаточно непросто.

Например, «Новый словарь иностранных слов». – by EdwART, 2009 дает такое определение: интона́ция (лат. intonare громко произносить)

1) ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи; ритмико-мелодический строй предложения (вопросительная, восклицательная, повествовательная);

2) муз.мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

Для формирования своего собственного представления об этом понятии мы будем исследовать смежные области, в которых интонация является важным элементом коммуникации. Исследуя опосредованные источники, мы сможем рассмотреть понятие «интонация» с разных сторон и составить о нем более детальное и доступное детскому пониманию представление.

Начнем наше исследование с более простой и близкой каждому области - с разговорной речи.

Упражнение «Около колодца».

Дети по цепочке читают скороговорку «Около колодца кольцо не найдется». При каждом прочтении интонация изменяется за счет смены «ударного» слова и знаков препинания в конце предложения. (Около колодца кольцо не найдется. Около колодца кольцо не найдется? Около колодца кольцо не найдется! Около колодца кольцо не найдется. Около колодца кольцо не найдется? и т.д.) Каждое прочтение сопровождается жестами.

Цель: проанализировать и «добыть» информацию:

  1. какими средствами мы изображаем интонацию в разговорной речи
  2. что мы выражаем, меняя интонацию в разговорной речи

В конце упражнения дети, обобщая полученную опытным путем информацию, делают вывод, что интонация формируется за счет повышение и понижение тона голоса, изменения темпа и ритма словосочетания, чередования логических или смысловых ударений и пауз. При этом она выражает отношение говорящего к данному высказыванию, его эмоции.

Упражнение «Сделай, как я».

На слайде изображен первобытный человек в разных ситуациях.

Ученикам предлагается повторить позу и мимику персонажа (вживание в образ), и изобразить соответствующую ситуации интонацию. Условие - активная разговорная речь еще не развита, интонацию изображаем звуком, междометием.

Цель: проанализировать и «добыть» информацию:

  1.  интонация в невербальном общении
  2. взаимосвязь кинестезии и интонации

После этого упражнения дети приходят к пониманию, что интонация заложена не только в вербальных способах общения. В невербальных способах общения интонация также выражает эмоции человека, его отношение к той или иной ситуации, но другими, характерными для данной области средствами (мимика, жест, поза).

Мы рассмотрели области разговорной речи и кинестезии. А теперь обратимся к изобразительному искусству и музыке.

У М.П.Мусоргского есть цикл «Картинки с выставки». В нем каждое произведение написано под впечатлением от картин, представленных на выставке его друга - художника В.А.Гартмана. Произведение, которое мы будем слушать, создано под впечатлением от этих двух картин.

Прослушиваем произведения М.П.Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный», не сообщая детям название.

Мусоргский под впечатлением от 2-х картин, написал одно музыкальное произведение, объединив их каким-то образом. Детям предлагается подумать, есть ли какое-то взаимодействие между персонажами картин в музыке? В чем оно заключается? Обычно, они четко отвечают, что персонажи беседуют, находятся в диалоге.

Владея техникой создания музыкальной речи, Мусоргский в данном случае добыл музыкальную интонацию из визуальных образов. Они подсказали композитору манеру речи персонажей, ее особенности и позволили интерпретировать в музыке имитацию разговорной речи.

Работа в группах по алгоритму.

Дети делятся на две группы. Им раздается алгоритм работы- вопросы, над которыми стоит задуматься при повторном прослушивании музыки. Затем, первая группа создает диалог от лица персонажей. Вторая - передает диалог в пантомиме. Обе группы придумывают название своим произведениям.

Цель:

  1. «добыть» интонацию из представленных картин и музыкального произведения;
  2. создать на основе полученной информации собственный творческий продукт.

После демонстрации результатов работы творческих групп, сообщается название произведения, данное М.П.Мусоргским. Проводим сравнительный анализ авторского названия и смысла, заложенного в произведении, с результатами творческих работ, представленных учениками. Анализируя полученную информацию, дети формируют свое представление об интонации в музыке, искусстве, о сложности ее интерпретации.

Подведение итогов работы.

Подводим общий итог всех проведенных исследований, чтобы выявить, как дети поняли, что такое интонация? Где она присутствует? Для чего ее используют? Важна ли она? Есть ли взаимосвязь между интонацией разговорной речи и интонацией музыкальной речи?

В заключение, после формирования собственного обобщенного представления о понятии «интонация», можно зачитать определение из словаря и сравнить их.

Применяя технологию многоканальной модели освоения культурного наследия для освоения абстрактного понятия, мы исследовали смежные области, что позволило посмотреть на понятие «Интонация» с разных аспектов и составить свое собственное мнение о его сути.

Речь, музыка, картины, жесты, пантомима – стали теми опосредованными источниками, которые, воздействуя на разные каналы восприятия, предоставляют нам возможность осознать мир как некую единую целостность, не разделенную на отдельные предметные области знания.

Вспомните, пожалуйста, еще раз большую связку ключей. Вначале мы сказали, что ключи такие же разные, как и наши дети. Но у этого образа есть и еще один смысл. В одну и ту же комнату иногда можно войти через разные двери.

Многоканальная модель освоения культурного наследия - это те самые ключики, которые позволят нам открыть разные двери в комнату, где нас ждет новое, еще не опознанное понятие.

Список использованной литературы

  1. Коробкова Е., Ванюшкина Л. Освоение культурного наследия. Спецвыпуск./ Искусство. Изд. «Первое сентября», 2011 №13, с.7-10.
  2. Коробкова Е. Современный урок. Мировая художественная культура.- СПб: Каро, 2009.
  3. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. Учебное пособие. -М.: АСТ, 2016.
  4. Мухортова Д.Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики. Молодой ученый.- Казань, 2016 № 12, с. 787.