Урок-исследование "Разнообразие животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, животные, УМК «Школа России»


Мир вокруг нас (А.А.Плешаков). 3 класс

Цель урока: Знакомство с разнообразием животных и их классификацией по групповым признакам.

Задачи:

  1. Познакомить с разнообразием и классификацией животных по их групповым признакам.
  2. Создать условия для развития умений выделять группы животных по их признакам.
  3. Воспитывать любознательность и интерес к миру животных.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий.

Основные термины и понятия: зоология, группы животных: черви, моллюски, иглокожие, паукообразные, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, атласы-определители, наглядность: банка с живыми пиявками, множество цветных фотографий с животными на доске, презентация, на столах учащихся: листы ватманов, конверты с изображениями животных, карточки с опорными словами, алгоритмы работы, дополнительная информация (листы с печатными научными текстами), карточки с самостоятельной работой, оценочные листы, клей, цветные карандаши.

1. Оргмомент

- Порядок на столе,
Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.

- Поприветствуем гостей, мысленно пожелаем друг другу успеха, у нас все получится (берутся за руки)

2. Проверка дом. задания

(Краткий фронтальный опрос)

Игра «Вопросики»

- Давайте вернемся в царство растений.

1. Какую роль играют растения в жизни людей? (кислород, пища, лекарства, сырье, ткани, позитивное настроение)

2. Почему растения становятся редкими, исчезают? (вырубка, вытаптывание, рвут букеты, лекарственный сбор в больших количествах).

Игра «Шкатулочка знаний»

- Откроем наши «Шкатулочки знаний» и вспомним на какие группы ученые-биологи делят все растения? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения)

- На какие царства ученые-биологи делят всё живое? (царства бактерий, грибов, растений, животных)

- Какая наука изучает животных? (зоология)

3. Актуализация знаний, введение в тему

- Проведем Конкурс загадок.

1.

Пестрая крякушка, ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, спотыкалочкой (утка)

2.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыбы)

- Сейчас познакомимся с игрой «Узнай по описанию».

Прочитайте самостоятельно информацию на слайде презентации и назовите животное.

Текст №1:

  1. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнёздами, распугивает мелких птичек, самка тем временем спокойно подкладывает яйца. При этом она часто выбрасывает яйца хозяев, чтобы те не заметили подмены. (кукушка)

Текст №2:

  1. Кто-то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Весь коричневый, будто шоколадный. Это враг нашего леса! Только листья на деревьях и кустах распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют. Кто это? (майский жук)

- Ребята, сможете ли вы сформулировать тему урока? О чём будем говорить? Ваши предположения?

- А вы можете перечислить всех представителей этого царства? Почему нет?

- А если животных очень много и все они разные, то тема нашего урока более точно звучать будет как? (Разнообразие животных)

4. Постановка учебных задач

1. Фронтальная работа (опрос).

- Дети, какие задачи мы ставим на уроке? (2-3 ответа выслушать)

- Да, сегодня перед нами стоят следующие задачи, прочитаем их вслух. (Учащиеся читают с доски по слайду презентации)

Задачи:

  1. Рассмотреть многообразие животного мира.
  2. Распределить животных на группы.
  3. Выделить отличительные признаки каждой группы.

2. Проблема (проблемный диалог).

- На какие группы мы делили животных в 1 классе? (Дикие и домашние)

- Сегодня мы говорим о многообразии животных, поэтому во 2 классе вы уже делили всех животных на …? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся)

- Как вы полагаете это все группы Царства животных? Игра плюсики-минусы. (Дети на пальчиках показывают свои предположения)

- Почему уверены, что назвали не все группы? (нехватка знаний)

- Что же надо делать? (Получать новые знания)

- Я предлагаю вам провести исследование и определить на какие группы делятся животные.

Физминутка.

- Проведем физминутку «Глазки» (Дети выполняют 2 вида упражнений для глаз)

5. Открытие новых знаний (решение учебных задач, обсуждение проекта, выступление с проектом)

Исследовательский институт окружающей среды прислал сообщение с просьбой изучить отдельные объекты животных и передал всем конверты.

- Дети, вы сейчас будете работать в группах. У каждой группы есть конверт с изображением животных. Номер группы совпадает с номером конверта и с номером выступления.

- Рассмотрим и изучим алгоритм работы (по слайду). (Дети самостоятельно знакомятся)

- Прочитаем алгоритм вслух.

1. Рассмотри иллюстрации в конверте, раздели их на группы.

2. Определи какой общий признак у животных каждой группы.

3. При помощи учебника на с.88-91 узнай, как называется эта группа животных. Прочитай информацию про данную группу.

4. Ознакомься еще с дополнительной информацией. Материал записан на карточках, которые у вас на столах.

5. Подготовь выступление в своих группах.

6. Самостоятельная работа в группах

- Прошу приступить к работе. Желаю всем удачи! (Дети на ватмане создают проект с опорными словами, иллюстрациями, печатным текстом)

7. Первичное закрепление материала

- Вы сейчас были исследователями, провели небольшую исследовательскую работу. Расскажите нам. Выберите представителей для выступления.

Выступает группа №1.

Дети 2 человека рассказывают о червях, о моллюсках. Один из детей более подробно и наглядно сообщает информацию о пиявке. (наглядность: банка с пиявками)

- Давайте подведём итог по данной информации и пополним нашу «Шкатулочку знаний».

Выступление группы №2. (иглокожие, ракообразные)

- Приглашаем для выступления вторую группу (Аналогично класс заслушивает выступление детей и закрепляет материал по презентации)

Физминутка.

- Нам надо немножко отдохнуть. Физминутка «Животные».

Выступление остальных групп по такой же схеме. Группа №3 – паукообразные, насекомые; группа №4 – рыбы, земноводные; группа №5 – пресмыкающиеся, птицы, звери.

8. Закрепление изученного материала

1. «Шкатулочка знаний» игра.

- Мы сегодня столько интересного узнали. Давайте откроем «Шкатулочку знаний» и пополним её. (По слайдам дети систематизируют знания про беспозвоночных, позвоночных, а также разбирают общую схему-таблицу «Животные»)

2. Работа в дополнительных тетрадях.

- Шкатулка знаний пополнена, закрываем крышечку и применяем эти знания при выполнении заданий по рабочей тетради.

Откроем тетрадь с.51 №2. Прочитаем вслух задание. Работаем в парах. Пара не забывает показывать нам знак «Мы готовы».

- Проверяем задание №2.

3. Самостоятельная работа.

- Ребята, на столах у каждого есть карточка с Самостоятельной работой. Прошу ознакомиться с заданиями.

- Задайте вопросы, если они есть.

- Приступили к самостоятельной работе (дети самостоятельно работают).

- Выполненную работу проверили, отодвинули на угол парты.

Образец самостоятельной работы:

I вариант:

1. Как называется наука о животных? Обведи нужную букву.

а) ботаника;

б) зоология;

в) астрономия.

2. Какие группы животных существуют? Обведи нужную букву.

а) птицы, звери, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, ракообразные, моллюски, растения, черви, паукообразные, иглокожие;

б) насекомые, земноводные, звери, моллюски, черви, пресмыкающиеся, птицы, иглокожие, ракообразные, рыбы, паукообразные;

в) моллюски, звери, иглокожие, паукообразные, грибы, микробы, ракообразные, птицы, черви, насекомые, земноводные, рыбы, пресмыкающиеся.

3. По перечисленным признакам определи группу животных. Допиши предложение.

• Животные, которые имеют мягкое тело, защищенное раковиной — это _________________.

• Животные, тело которых покрыто перьями — это ____________________.

4. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.

• Улитки, слизни, осьминоги, раки, кальмары;

• Скорпионы, пауки, клещи, пчёлы, клещи.

5. Установи соответствие.

II вариант:

1. Как называется наука о животных? Обведи нужную букву.

а) зоология;

б) ботаника;

в) анатомия.

2. Какие группы животных существуют? Обведи нужную букву.

а) ракообразные, птицы, звери, растения, моллюски, иглокожие, пресмыкающиеся, рыбы, черви, паукообразные, насекомые, земноводные;

б) иглокожие, звери, земноводные, грибы, микробы, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, насекомые, ракообразные, черви, рыбы, паукообразные;

в) птицы, земноводные, черви, рыбы, иглокожие, пресмыкающиеся, паукообразные, моллюски, насекомые, ракообразные, звери.

3. По перечисленным признакам определи группу животных. Допиши предложение.

• Животные, тело которых покрыто чешуёй, это — ____________________.

• Животные, тело которых покрыто шерстью, это — ____________________.

4. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.

• Ящерицы, лягушки, жабы, тритоны;

• Раки, крабы, креветки, пиявки.

5. Установи соответствие.

9. Рефлексия деятельности, осознание и оценка результатов учебной деятельности

- Вспомним, ребята, какие задачи были сегодня нами поставлены.

- Как вы считаете, удалось их решить?

Работа с оценочными листами.

- Ознакомьтесь с вопросами оценочного листа, устно ответим на них.

  • Я узнал…
  • Мне понравилось…
  • Надо поработать и закрепить…
  • Вызвало затруднение…

- Давайте оценим свою работу (Дети по частям отвечают на вопросы).

- Спасибо за урок. С вами было интересно работать.

10. Домашнее задание

- Запишем домашнее задание. По учебнику с. 89-92 вопросы и задания устно. Рабочая тетрадь с. 50 №1 и №3.