План-конспект занятия по предмету "Изобразительное искусство". Тема: "Загадочный Джинн из лампы"

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Класс: 6

Ключевые слова: рисунок по представлению, арабская сказка, восточные образы, графическая интерпретация, рисунок в смешанной технике


Тип урока: комбинированный.

Возрастная группа: дети 11-12 лет.

Цель:создание иллюстрации к арабской сказке «Волшебная лампа Алладина».

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с арабской сказкой через прием художественной интерпретации;
  • с разновидностями иллюстраций в книжной графике;
  • развить композиционные навыки;
  • совершенствовать умения пользоваться художественными материалами в смешанных техниках.

Развивающие:

  • развить изобразительные навыки создания художественного рисунка по представлению;
  • актуализировать образные представления;
  • активизировать воображение.

Воспитывающие:

  • выработать привычку пользоваться вспомогательным (поисковым) материалом с натуры при создании образа по представлению;
  • воспитать привычку экспериментировать со свойствами художественных материалов.

Методы обучения: проблемный, «вживание в образ», педагогический рисунок, словесно-наглядный.

Оборудование: мультимедийная доска, доска-планшет для рисования.

Иллюстративный ряд: иллюстрации к сказке художника И.Пичугина, видеофрагмент фильма режиссера Б.Рыцарева «Волшебная лампа Алладина», мультипликационная версия сказки «Алладин» компании «Дисней-фильм», фото арабского интерьера, одежды.

Художественные материалы и инструменты: материалы по выбору обучающихся для работы в смешанной техниках. Это может быть акварель и гелевые ручки; акварель и сухая пастель; гуашь и пастель. Бумага для акварели формата А3, кисти, стаканчик для воды, тряпочка, простые карандаши и ластик.

План занятия:

1. Организационный момент.
2. Беседа.
3. Постановка учебной задачи.
4. Практическая работа.
5. Самостоятельная работа.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия.

Глоссарий: интерпретация, гипербола, «лягушачья перспектива», фронтиспис, шмуцтитул.

Ход занятия

Организационный момент

Приготовление рабочих мест, материалов. Подготовка проектора к работе.

Вступительное слово педагога

Ребята, сегодня мы познакомимся с волшебным миром арабской сказки. (Педагог вкратце пересказывает сюжет сказки). Каждый, кто читает или слушает прочтение сказки по-своему представляет ее героев. Все зависит от ваших зрительных впечатлений, которые вы получали ранее, а также от вашей фантазии.

Сказка — это литературное произведение назидательного характера, в иносказательной форме содержащая поучение. У художника и мультипликатора литературный образ персонажа обретает материальную форму в рисунке. А у режиссера образы сказки воплощены в актерах.

Давайте посмотрим фрагменты сказки в кино- и мультипликационной экранизации. Идет просмотр. А теперь давайте обратимся к иллюстрациям художника И. Пичугина.

Заметили ли вы, что образы Алладина, принцессы Будур, Джинна, Султана и Визиря решены у иллюстратора, кинорежиссера и мультипликатора по-разному? Как вы думаете, почему?

Речь идет об интерпретации образов сказки. Интерпретация — это прием авторского видения образа. У каждого человека свой набор ассоциаций, представлений о мире, поэтому и толкование разное.

Актуализация новых знаний

Я вас попрошу обратить внимание на зарисовки и наброски восточной одежды, восточного орнамента (педагог демонстрирует опорный методический материал в виде зарисовок, карточек и схем). Давайте подумаем, какой костюм могут носить герои сказки? Как вы считаете, как обустроен интерьер спальни принцессы Будур и Султана? Какие предметы могут окружать героев сказки?

Далее педагог демонстрирую фото восточных интерьеров и национальной арабской одежды.

Постановка учебной задачи

Сегодня вы будете создавать иллюстрацию. Иллюстрация — это способ «оживить» персонажа литературного произведения в рисунке, то есть сделать его визуальным и наглядным. Существует множество разновидностей иллюстрации (Тут педагог демонстрирует книжки с иллюстрациями к сказке «Волшебная лампа Алладина»). Видите, рисунок может располагаться на самой обложке, на развороте(фронтисписе), перед началом новой главы(шмуцтитул), в начале и в конце в виде небольшой, чаще орнаментальной композиции. Бывают иллюстрации как будто окруженные текстом — то есть, оборочные. А есть те, что занимают разворот книги. Или те, что занимают часть листа(полу-полосные). Вам предстоит выполнить полосную иллюстрацию, то есть ту, которая бы занимала всю страницу книги.

Сюжетом, который вы будете иллюстрировать, станет эпизод появления Джинна из лампы, которую случайно уронил Алладин. При передаче этого момента важно передать характер движения и характер героев, настроение. Скажите, какими изобразительными средствами можно выстроить динамичную композицию? Как можно выразить характер героев и эмоции?

Ответы детей.

Таким образом, передать движение помогает направление и характер форм, линией или штрихом можно придать форме динамику. Нечеткий, несколько размытый фон тоже отражает движение элементов композиции. Настроение отражает цветопередача. Давайте вспомним, что теплые цвета (красный, желтый) ассоциируются с энергией. Тогда как холодные (зеленый и синий) с умиротворенностью. Контраст света и тени, а также насыщенность цвета — все это выражает состояние, эмоционально воздействует на зрителя.

Характер персонажей помогает передать характер мимика и жесты.

Практическая работа

Начните работу с композиции в эскизе. Обратите внимание на образ Джинна. Чтобы создать ощущение монументальности и величественности фигуры этого персонажа, необходимо помнить о правилах перспективы. Чем ниже будет линия горизонта и точка обзора, тем величественнее станет фигура Джинна. Все зависит от точки зрения: как вы смотрите на объектснизу вверх или сверху вниз. Это прием часто называют «лягушачьей перспективой», изобразительной гиперболой. Гипербола — это художественное преувеличение. Педагог на доске мелом наглядно иллюстрирует данный прием.

Важно: не перегружать композицию излишними элементами. Необходимо помнить, что вы изображаете персонажей арабской сказки, значит человек и среда в ваших рисунках должны быть не только композиционно, но и стилистически цельны. Портретные черты персонажей и одежда — это национальные приметы.

Самостоятельная работа

  • создание композиции эпизода в эскизе;
  • выполнение рисунка карандашом на плоскости листа(картона);
  • применение на выбор смешанной техники — решение композиции в цвете.

Планируемые умения и навыки

  • будут сформированы теоретические знания о жанре иллюстрации, о приемах художественной интерпретации в искусстве;
  • умение работать в смешанной технике;
  • умение применять виды перспективы;
  • развитие графических и живописных навыков;
  • актуализации образных представлений.

Подведение итогов

Выставка работ детей. Конструктивный анализ.

Приложение.

Рефлексия

  • что такое интерпретация?
  • какие виды иллюстраций вы узнали?
  • чем отличаются сказочные герои от обычных людей?
  • что такое гипербола?
  • как можно передать настроение и движение в рисунке?

Домашнее задание: разработать эскиз костюма для принцессы Будур в смешанной технике.

Список литературы

  1. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учебное пособие, – издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: РИП-холдинг, 2016. –190с.
  2. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа.  — М.: РИП-холдинг, 2013.  — 301 с.
  3. Зорин Л.Н. Рисунок: Учебник.–СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014.–104 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
  4. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению // Психология рисования и живописи. - М., 1954.  — С.69-104
  5. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.
  6. Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. — М., 1998. — 702с.
  7. Образ востока в русском искусстве первой половины XX в. — М.: Изд. Дом Марджани, 2015. — 124с.
  8. Сатарова Л.А Интерпретация как способ активации образного мышления школьников // «Изобразительное искусство в школе». – №5, 2004. — с.5654.
  9. Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция / Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства. Международный сб. науч. трудов.  — М.: Прометей, 1995.  — С.5-7.