Педагогический совет (деловая игра) "Проектная деятельность"

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: проект, деловая игра, педагогический совет


Цель:

  • систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей;
  • совершенствовать педагогическое мастерство;
  • повышать методический уровень;
  • способствовать творческому развитию учителей.

Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете.

- Сегодня, уважаемые коллеги, наше общение пройдет в форме деловой игры «Знатоки проектной деятельности».

Всем известно, что педсовет – это совместная продуктивная работа всего коллектива. Все мы с вами уже многое умеем и знаем о проектной деятельности.

Поэтому целью деловой игры будет: рассмотреть проблемные вопросы проектной деятельности и наметить пути их решения.

Задачи педсовета:

  • систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей;
  • совершенствовать педагогическое мастерство;
  • повышать методический уровень;
  • способствовать творческому развитию учителей

Соревноваться будут 4 команды педагогов, которые разделились по командам: Дружба, Радуга, Ягодка, Ласточка. За каждый правильный ответ команда получает жетон – бабочку. В конце игры подведем итоги.

1. Задание «Мини-Мозгобойня» - актуализация знаний по теме «Проектная деятельность»

Озвучиваются вопросы, на эл.доске, пока играет музыка (20 сек), команда совещается и показывает правильный ответ. Ответы фиксируются и выдаются на эл.доску в виде диаграммы.

1. Что такое педагогическое проектирование?

  1. дань моде;
  2. вид педагогической деятельности.
  3. это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).*

____________________

*Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Педагогическое проектирование — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

Проектирование содержания педагогической деятельности на уроке предполагает:

  • Целеполагание — блок построения целей учебной деятельности; переход от понимания учителем стандарта к конструированию системы целей.
  • Диагностика — блок самостоятельных работ, фиксирующих факт и уровень достижения целей. Содержание стандарта переводится на язык деятельности учащихся.
  • Дозирование домашнего задания — объем знаний, обеспечивающих успешное прохождение диагностики.
  • Логическая структура учебного процесса — трехуровневая модель, содержащая последовательность уроков, структуру учебного материала, поле программ развития.
  • Коррекционная деятельность — направленная на улучшение качества приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Мендыбаева М. М., Дюсембаева Т. К. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 89-91.

2. Какое из трех определений раскрывает типы проекта по виду деятельности (по Е.С.Полат)?

  1. Личностные, парные, групповые
  2. Исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные
  3. Долгосрочные, краткосрочные, средней продолжительности

(из кн. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: изд. центр «Академия», 2010. С. 193-200)
Евгения Семёновна Полат, профессор Института средств и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук

3. Что такое гипотеза?

  1. короткая аннотация проекта;
  2. опасение педагога о неудачной реализации проекта;
  3. предположение, требующее объяснения и подтверждения.

Предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств
ru.wikipedia.org

4. Кто является основоположником проектного метода?

  1. американский философ и педагог Джон Дьюи;
  2. П.Блонский, С.Шацкий
  3. французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

5. Типы учебных проектов по комплексности и характеру контактов (по предметно-содержательной области)

  1. монопредметные, межпредметные, надпредметные
  2. личностные, парные, групповые
  3. краткосрочные, долгосрочные, средней продолжительности

6. Структура учебного проекта:

  1. Проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио (6П)
  2. Подготовительный, основной, заключительный

7. Когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы, это вид проекта…

  1. исследовательско-творческий
  2. ролево-игровой
  3. информационно-практико-ориентированный

8. Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п; - это

  1. исследовательско-творческий
  2. игровой (информационно-практико-ориентированный)

Молодцы, справились с первым заданием.

Вывод: теорию проектной деятельности все знаем на 5.

2. Задание игры - «Инсайт» - озарение

Мгновенное постижение проблемной ситуации в целях ее разрешения.

(Дать бабочку за работу)

Но, прежде чем перейти к заданию, мне хотелось бы, рассказать Вам притчу (погружение в проблему)

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Философское определение этой притчи «Практика - критерий истины».

На слайде представлена модель проектной деятельности по ФГОС.

И в урочной, и во внеурочной деятельности есть свои проблемные вопросы, которые требуют нашего внимания.

Большинство наших проектов мы выносим на внеурочную деятельность. Набираем группу по интересам, начинаем работать над проектом. Здесь все механизмы у нас отработаны.

А вот как состоят дела с урочной деятельностью? Какие здесь есть проблемы у нас? Давайте их выявим и попробуем сегодня найти на них ответы. Мы уже сказали, что урочная и внеурочная проектная деятельность взаимосвязаны, значит и проблемы могут быть общими. Выбор проблемы на эл.доске. Через анкетирование, были выявлены актуальные проблемы работы над проектом.

Каждая группа вытягивает проблему и теперь за 5 минут вам надо составить, а потом защитить Кластер на листах. (Дать бабочку за выступление). На столах есть дополнительные сведения по каждой проблеме. Ими Вы тоже можете воспользоваться.

  • Роль родителей в проектной деятельности
  • Контроль работы над проектом
  • Рефлексивная оценка проекта
  • Проект в рамках урока. Плюсы и минусы.
  • Распределение ролей в проекте
  • Постановка цели, задач, выдвижение гипотезы.
  • Мониторинг проектной деятельности и его значимость для родителей, детей, педагогов
  • Проект в урочной системе
  • Другие проблемы_________________________

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Вывод: проблемы были и будут всегда. Наша задача попробовать их решить – одна голова хорошо, а 25 лучше!!!!!

3. Новые приемы работы над проектами. Из опыта работы – доклад коллеги из школы. – 5 мин.

Что вы можете взять себе на заметку?

Вывод:

Физминутка

4. Задание «Кот в мешке»

Вы вытягиваете задание, котрые можно использовать на уроках для развития навыков проектной деятельности. Вам нужно его решить, пока играет музыка и определить цель вашего задания.

Задания при изучении темы “Овощи в питании человека”

Цель заданий – изучение исторических сведений о появлении овощей в жизни человека.

Задание 6

Вставьте пропущенное предложение, объясняющее сложившуюся ситуацию:

В книге писателя К.Г.Паустовского “Черное море”, есть рассказ о судьбе парохода, который вез в трюме груз, разорвавший его пополам. Это был горох. Не дойдя до порта, пароход получил пробоину и сел на мель. Пока ожидали вызванный на помощь буксир, вода просочилась в трюм. ___________________ И затрещали железные балки, пароход разорвало пополам.

Ответ: семена гороха стали набухать не по дням, а по часам, им стало тесно в трюме.

Задание на использование метода “мозговой атаки” для нахождения решения

Цель задания – подготавливать учащихся к самостоятельному использованию метода.

Задание 1

Использовать метод “мозговой атаки” для нахождения решения.

Огурец - уроженец Индии, страны вечного лета: И не сытен огурец, и витаминами беден, но, когда нарезанный дольками он лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного его запаха повышается аппетит.

Римский император Тиберий требовал, чтобы ему всегда подавали к обеду свежие огурцы, а ведь полторы тысячи лет назад теплиц не было. Но и в ту пору нашлись в Риме изобретательные огуречных дел мастера. Они придумали укрепить ящики с огуречной рассадой на колеса. Как вы думаете для чего?
Ответ: колеса поворачивали за солнцем, чтобы на рассаду весь лень лился солнечный свет.

Задания на развитие логического мышления

Цель заданий – развивать логическое мышление учащихся.

Задание 1

Надя, Света, Ира и Вера, – талантливые девочки. Каждая из них занимается одним из видов рукоделия: шьет мягкие игрушки, вяжет крючком, вышивает крестиком, плетет из бисера. Еще они любят готовить. У каждой из них свое любимое блюдо – пицца, блинчики, салаты и картофель. Надя вяжет крючком. Девочка, которая готовит салаты, плетет из бисера. Света вышивает крестиком, а Ира не занимается изготовлением мягких игрушек. Надя не умеет готовить пиццу, а Света не любит готовить картофель. Вера никогда не готовила блинчики, а девочка, которая вышивает крестиком, никогда не готовила пиццу. Скажите, кто каким видом рукоделия занимается и что любит готовить?

Ответ: Надя вяжет крючком и любит готовить картофель. Света вышивает крестиком и хорошо готовит блинчики. Ира занимается бисероплетением и очень любит салаты. У Веры любимое блюдо – пицца и она шьет красивые мягкие игрушки.

Задания на определение потребностей людей

Цель заданий – подготавливать учащихся к видению и анализу потребностей людей.

Задание 2

Перед вами список некоторых потребностей людей:

  • Бережливость
  • Разделение продуктов на части
  • Безопасность
  • Аккуратность
  • Эстетичность
  • Общение
  • Отдых
  • Знания
  • Организованность во времени
  • Кипячение воды

Какие из них привели к созданию следующих изделий:

А. Разделочная доска
В. Чайник
С. Столовая салфетка
Д. Прихватка
Е. Фартук

Ответ:

А – 1, 2, 3, 4
В – 3, 4, 5, 10
С - 4, 5, 6
Д - 3, 4, 5
Е - 4, 5

Вывод: существуют различные задания и упражнения, которые помогут смотивировать ребенка на проектную деятельность в рамках урока.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

  • использовать положительный опыт учителей по применению метода проектов в учебном процессе.
  • заместителю директора продолжить формирование активной позиции педагогов и обучающихся по применению проектно-исследовательской деятельности в ОУ.
  • рекомендовать всем учителям-предметникам использовать методы проектной и исследовательской технологий в целях повышения качества знаний обучающихся.
  • организовать на школьном сайте методическую копилку для педагогов, с целью обмена передовым педагогическим опытом по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Голосуем !!!

Подводим итоги игры. Грамоты командам + докладчику

Итог. Рефлексия

Я хочу поблагодарить Вас всех за сотрудничество со мной, мне было приятно с вами работать. Эта неделя у нас идет под девизом «Неделя добрых дел». И хотелось бы увидеть ответную реакцию на наш педсовет, в виде картины «Дари добро». У вас на столах бабочки. Я попрошу Вас раскрасить сердечки на крылышках своей бабочки:

  • Зеленый цвет - вам наша работа понравилась, была интересной и эффективной;
  • Желтый цвет - если вам работа в целом понравилась, но были сомнения в ее эффективности;
  • Красный цвет - мне было не интересно, я зря потратил драгоценное время.

Показать))))

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, все в наших руках. Вот на такой позитивной ноте хотелось бы закончить нашу деловую игру. Удачи Вам, во всех ваших делах, лепите свое счастье сами.