Авторская программа на тему «Развитие связной речи дошкольников через использование графических схем и мнемотаблиц»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, программа, мнемотехника, связная речь, мнемотаблицы


1. ПАСПОРТ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ – «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»

Год разработки:

2018

Цель:

Развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

Задачи (для детей младшего возраста)

1. Развитие связной монологической речи;
2. Обогащение словарного запаса;
3. Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов;
4. Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы.
5. Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды)

Задачи (для детей старшего возраста)

1. Развитие связной монологической речи;
2. Развитие памяти; логического мышления (умение анализировать, систематизировать); образного мышления (кодирование любой информации);
3. Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
4. Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов.

Образовательные области

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое  развитие

Вид

Авторская, составлена на основе методической литературы для дошкольников

Срок реализации

4 год

Возраст детей

3-7 лет

Форма организации итоговых мероприятий

- фотоотчеты
- дни открытых дверей (для родителей, педагогов ДОУ)

Методическое обеспечение

1. Лебедева Л.В. «Обучение дошкольников перессказу. Подготовительная группа». – М., Центр педагогического образования, 2016.
2. Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
«Развитие речи детей 5-7 лет, з-е изд., дополн. / Под ред. О.С.Ушаковой.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-272с. – (Развиваем речь).
3. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-112с.;
4. Н.Л.Шестернина «Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов, Мир животных. Мир человека. Времена года». – М.: Школьная книга, 2017;
5. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Младшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-96с.;
6. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-80с.;
В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-144с.;

2. ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»

2.1. Методологическое обоснование программы

Еще такие видные деятели, как Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. при исследовании детей в возрасте до семи лет выяснили, что они легче запоминают полученную информацию если эти знания дают ему в виде схем (т.е. закодированную информацию).

Предполагаемая программа разработана на основе работы Т.В.Воробьевой, (сенсорно-графические схемы), Т.А.Ткаченко (предметно - схематические модели), Л.В. Лебедевой (Обучение дошкольников пересказу). На основании анализа научной литературы были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника: теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребенка, право выбора ребенка); теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации выхода из нее через самостоятельную деятельность); теория педагогического сотрудничества (активное использование накопленных знаний).

Дополнительная образовательная программа по мнемотехнике «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц» разработана на основе содержания ФГОС и требований ФГОС ДО. Предлагаемая программа имеет практическое значение и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы 4 года.

2.2. Актуальность

Грамотная речь - это главным образом основное и главное условие полноценного становления дошкольников. Чем обширнее лексический состав и грамотнее речь у детей, тем проще им выражать свои мысли вслух, таким образом, обширнее их потенциалы в постижении мира, который окружает их.

Но, увы, в наши дни у детей всё чаще встречаются ошибки речи, которые не дают полноценно общаться со взрослыми и ровесниками. Словарный состав, который достаточно богат у дошкольников - явление в настоящее время очень редкостное.

В речи детей имеется множество трудностей и проблем:

  • Недостаточно обширный для своего возраста лексический запас;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность точно сформулировать вопрос, а также и выстроить грамотный ответ;
  • бедная монологическая речь: неумение составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему или пересказать текст (сказку, рассказ и т.д.).

Не способность сформулировать какую-либо мысль делает речь детей ограниченной и малопонятной, что неминуемо приводит к многочисленным комплексам, которые отрицательно воспроизводятся на детях. Многими видными учеными аргументировано, что связная речь формируется у ребенка в процессе речевой практики и может формироваться лишь под влиянием целенаправленного речевого развития со стороны старших.

В возрасте от 1,5 до 7 лет дети проще запоминают наглядно-образные события. Великие педагоги С.Л.Рубинштейн, А.М.Леушина, Л.В.Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности.

Самый основной задачей в развитии речи дошкольников в данной программе — вырабатывание правильного грамматичес­кого строя речи, обогащение речи детей синонимами, дополнениями, определениями. Но так как на каждом возрастном этапе задачи в развитии речи дошкольников по­степенно усложняются, таким образом, и трансформируются методы обучения детей. Всякую из перечисленных задач необходимо решать своевременно. В данной программе задействованы все задачи для полноценного и всестороннего развития речи (фонетические, грамматические, связная речь, обогащение словаря).

В развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с опорой на мнемосхемы помогают в развитии обогащения словообразования (например: лес-лесок-лесной, дом – домик – домище – домашний и т.д.).

Также в этом возрасте скапливается достаточный словарный состав. Но не все дети могут склонять слова в роде, числе и падеже. Обучение связной речи посредством мнемотехники содействует развитию в состав­лении описательных рассказов, формирует более богатый и обширный словарный состав дошкольников.

Также постижение связной речи является для детей важным достижением в психологическом развитии.

Первые семь лет в жизни детей играют значительное значение в развитии, которое идет достаточно стремительно. Из абсолютно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л.С.Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой).

В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам к программе дошкольного образования максимальное значение имеет как раз развитие речи дошкольников. В задачи воспитателя для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста входит:

  • пересказ литературных произведений;
  • составление описательного рассказа;
  • придумывание творческих рассказов.

А также развитие памяти при заучивании стихотворений, потешек и т.д.

В возрасте 6-7 лет наиболее развиты образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие образа и слова. Слово должно пробуждать в сознании ребенка красочный, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Подключение карточек-символов для запоминания многообразных предметов, применение мнемосхем для развития речи позволяет объединить зрительный ряд со слуховой наглядностью.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Применение мнемосхем заметно облегчает детям усвоение связной и диалогической речью, кроме того присутствие схем помогает пересказать рассказы (сказки) более четко и последовательно.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать:

  • в обогащении словарного запаса,
  • при составлении рассказов,
  • при пересказах небольших рассказов,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Основной задачей формировании развития речи ребенка также является совершенствование монологической речи. Данная задача находит решение через многообразные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания начал грамотной, внятной, красивой речи, что является существенным условием интеллектуального воспитания ребенка.

2.3. Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»  Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России № 1155от 17.10.13), Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ивушка» № 7 Муниципального образования Белореченский район, Программа определяет развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

2.4. Цель, задачи положенные в основу программы

Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

Задачи (для детей младшего дошкольного возраста):

  • Развитие связной монологической речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов;
  • Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы;
  • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Задачи (для детей старшего дошкольного возраста):

  • Развитие связной речи, памяти, логического мышления (умение анализировать, систематизировать), образного мышления (кодирование любой информации);
  • Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
  • Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов.

На основании поставленных задач были намечены следующие этапы работы:

  • анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;
  • изучение термина «Мнемоквадрат и мнемодорожка»;
  • изучение термина «Мнемотаблица»;
  • разработка и проведение тематических занятий в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»;
  • оценка эффективности проведенной работы.

2.5. Принципы и подходы, положенные в основу программы

Программа осуществляется на основе придерживающихся психолого-педагогических принципов:

Общедидактические принципы:

  • научности;
  • систематичности и последовательности;
  • наглядности;
  • осмысленности, активности и посильности;
  • учета возрастных и персональных особенностей детей;
  • прочности знаний, умений и навыков.

Общеметодические принципы:

  • дифференцированный подход;
  • применение разнообразных приемов и методов обучения;
  • вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление);
  • мотивация и комплексный подход к мотивации;
  • рефлективности.

Психологические принципы:

  • личностный подход;
  • преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением;
  • предприимчивости и инициативности;
  • организацию проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность;
  • теория педагогического сотрудничества (активное использование накопленных знаний).

2.6. Новизна программы

Новизна методической разработки заключается главным образом в разработках конспектов занятий педагогом. А также запросов, которые обеспечиваются взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники – использование в общей и в самостоятельной деятельности.

Во время занятий применяются игровые методы и технологии, сосредоточенные прежде всего на развитие навыков дошкольников, которые позволяют более точно сформировать знания, умения и навыки детей, в том числе в коммуникативной и познавательной деятельностях. Так же широко задействован сенсорный опыт детей.

2.7. Использование инновационных технологий

Технологии, применяемые в реализации образовательной программы:

1. Личностно-ориентированная технология (взаимодействие педагога с детьми).

Личностно-ориентированная технология - это установленная система, где ребенок ставится в основу воспитательного процесса. Данное воспитание базируется на: самоценности ребенка как личности, проявления уважении к ней, добре и нежности, как важнейшем средстве. Другими словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

2. Технология развивающего обучения (атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности).

Развивающее обучение - линия в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём применения их вероятных потенциалов. Это мотивация на определенное действие, на познание, на новое.

3. Развитие творческого воображения – с помощью которой могут создаваться новые образы.

Технология развития творческого воображения – это развитие фантазии у детей (творческое составление рассказывание), способность обрисовать словами некий представляемый предмет. Предоставленная технология поддерживает и в развитии творческого потенциала дошкольников.

4. Здоровье сберегающая технология (динамические паузы, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика).

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно сформированная совокупность программ, приемов, методов непосредственной образовательной деятельности, не причиняющего урона здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их влияния на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Правильное речевое дыхание поддерживает четкую дикцию, выговоре звуков.

Всё же надлежит знать, что при применении дыхательной гимнастики необходимо помнить, что:

  • Заниматься нужно в хорошо вентилируемом помещении при t 18-20 градусов;
  • Одежда не должна сковывать движения;
  • Не заниматься сразу после приема пищи;
  • При заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено;
  • Сопроводительный текст сначала произносит взрослый;

Целью здоровьесберегающих технологий проявляется в обеспечении сохранения здоровья.

5. Коммуникативное общение.

Особенность этой технологии проявляется в понимании ребенком деятельности: того как, каким способом приобретён результат, с какими при этом сталкивались затруднениями, как они были ликвидированы, и что ощущал при этом ребенок.

6. Мнемотехника.

Предоставленная технология охватывает многообразные методы, которые помогают ребенку проще запомнить, а, стало быть, помогают в развитии памяти. Особенности технологии: применение графических символов. Это значительно помогает детям в запоминании текстовой информации.

Схемы максимально приближены к речевому материалу, к примеру, для обозначения диких животных используется дерево (лес), обозначения домашних рисуется – дом. Для начала необходимо приступать за работу с самого элементарного - мнемоквадратов, затем понемногу усложнять задачу и переходить на мнемодорожки, а уже позднее - к мнемотаблицам. Позже - можно заменить изображение в графическом виде.

Цель данной технологии - это развитие памяти; логического мышления и образного мышления; внимания и умения устанавливать причинно-следственные связи при пересказе литературного произведения.

2.8. Общая характеристика методов и приемов

В детском возрасте до семи лет в основном доминирует наглядно-образная память, так как зрительный образ разрешает быстрее запомнить текст, вследствие этого мнемотехника очень результативна для работы с дошкольниками при развитии связной речи.

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста устанавливается современными тенденциями развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств. Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались такие видные деятели как Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Леушина А.М., и др., которые полагали, что постижение ребенком связ­ной речью играет очень сложный и существенный период развития детей и уже изна­чально носит социальную направленность. С точки зрения исследователей, необходимыми условиями развития связной речи является прежде всего общение детей между собой в процессе игры. Играя и, таким образом, общаясь, дети не только учатся грамотно говорить, а также выясняют для себя смысл многих слов, а стало быть пополняют свой словарь.

Наряду с этим, достаточно немаловажную проблему для удачного речевого развития детей представляют односторонние потенциалы познавательных процессов дошкольников. В силу малоразвитости логического мышления, памяти, у большинства детей возникают проблемы в пересказе литературного произведения.

Одной из развивающих технологий, содействующих активному развитию связной речи, является мнемотехника, которая понимается в психологии как метод запоминания (Л.А.Венгер, В.П.Глухов, Л.Н.Ефименкова, Т.А.Ткаченко и др.). В основе лежит принцип замещения: настоящий предмет может быть замещен в речевой деятельности детей другим объектом, изображением, знаком. Как показали изучения, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это обусловливает возможность успешного использования мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Учитывая весь спектр внешних и внутренних обстоятельств, наметили направления в деятельности:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей, и их физического развития в развитии связной речи дошкольников.
    • недопущение физической усталости от учебной перегрузки дошкольников;
    • формирование артикуляционного аппарата детей;
    • развитие мелкой моторики;
    • развитие правильного речевого дыхания.
  • Интеллектуальное развитие детей:
    • Обогащение и расширение словарного запаса;
    • знакомство с детской литературой.
  • Психологическое сопровождение:
    • причина психологических условий для успешной реализации адаптированной программы «Развитие связной речи с применением схем и мнемотаблиц»;
    • оказание профилактической и развивающей помощи детям, обладающими проблемами в речевом развитии;
    • оказание консультативной и практической поддержки родителям через всевозможные формы работы;

2.9. Условия реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»

Осуществление программы допустимо при соблюдении следующих условий:

Организационные:

  • организация работы дошкольного образовательного учреждения в здоровье сберегающем режиме;
  • организация системы взаимодействия физкультурно- оздоровительной и профилактической деятельности (дети, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители и медицинские работники).

Информационные ресурсы:

  • интернет;
  • методическая литература.

Физкультурно-оздоровительные:

  • наличие комплексной разработки, сосредоточенной на прогрессе в лучшую сторону состояния здоровья детей и их физического развития;
  • разработка и апробирование новых форм профилактики и оздоровления детей (динамические паузы, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика);

Психолого-педагогические:

  • пространственная предметно-развивающая оздоровительная среда, адекватная реализуемой адаптированной программе «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • обеспечение в коллективе дошкольного образовательного учреждения психологической поддержки формирования потребности детей в самореализации, сотрудничестве и сотворчестве в процессе речевого развития.

2.10. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с семьями воспитанников является одним из условий создания интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования, содействует увеличению результативности и качества образования и рассматривается в следующих направлениях:

Просветительская:

  • родительское собрание «Развитие речевого дыхания у дошкольников с использованием речевых упражнений»;
  • анкетирование «Развиваем речь детей».

Консультативная:

  • групповые и индивидуальные консультации.

Информационная:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации для родителей;
  • создание папок-передвижек.

Целью взаимодействия педагога с родителями проявляется в повышении речевой активности детей через взаимодействие с родителями.

2.11. Предполагаемые результаты

Преимущественно у детей развиты коммуникативные навыки общения детей, повышена степень мотивации к обучениям, увеличен круг знаний об окружающем мире. Лексический состав более обширен. Сформированы умения согласовывать определения и сказуемые с подлежащим в роде и числе. Дети умеют быстро найти и подобрать более меткие выражения, применяют в своей речи обобщающие слова, синонимы и антонимы; самостоятельно, без помощи педагога умеют пересказать текст, фантазируют свежие эпизоды сказок, придумывают свои, составляют описательные рассказы по картинам; регулируют и темп речи, и речевое дыхание, внимательно выслушивают на занятиях педагога, выполняют все предложенные задания таким образом самостоятельно осуществляют поставленную задачу.

Продолжение программы

Список используемой литературы и электронных ресурсов

  1. Лебедева Л.В. «Обучение дошкольников перессказу. Подготовительная группа». – М.,Центр педагогического образования, 2016.
  2. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
  3. «Развитие речи детей 5-7 лет, з-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-272с. – (Развиваем речь).
  4. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-112с.
  5. Н.Л.Шестернина «Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов, Мир животных. Мир человека. Времена года». – М.: Школьная книга, 2017.
  6. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Младшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-96с.
  7. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-80с.
  8. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-144с.
  9. Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
  10. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
  11. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
  12. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – 2009. 
  13. https://infourok.ru/innovacionniy-obobschenniy-pedagogicheskiy-opit-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-detey;
  14. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/innovatsionnyy-obobshchennyy-pedagogicheskiy-opyt-ispolzovanie-priemov;
  15. https://infourok.ru/innovacionniy-obobschenniy-pedagogicheskiy-opit-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-detey;
  16. https://infourok.ru/obobschenie-opita-na-temu-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-doshkolnikov;
  17. https://infourok.ru/opit-raboti-na-temu-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-obuchenii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pereskazu;
  18. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/innovatsionnyy-obobshchennyy-pedagogicheskiy-opyt-ispolzovanie-priemov;
  19. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/04/obobshchenie-opyta-na-temu-mnemotablitsy-kak-sredstvo;
  20. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/12/08/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta;
  21. http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1957; http://raguda.ru/ds/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-po-razvitiju-rechi.html;
  22. https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/7882-ispolzovanie-mnemotekhniki-dlya-povysheniya-urovnya-svyazannogo-rechevogo-razvitiya.html
  23. http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n
  24. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-rechi-doshkolnikov-sredstvami-priemov-mnemotehniki.html
  25. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/01/19/mnemotehnika