Урок физики по теме «Роль железной дороги в жизни города Белово. КПД теплового двигателя паровоза». 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8

Ключевые слова: Паровоз, КПД, 80-летие города Белово, тепловые двигатели, паровые машины


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная: знать исторические факты в развития города Белово; ввести понятие КПД тепловых двигателей; знать основные способы увеличения КПД тепловых двигателей; на примере паровоза рассчитать КПД; привить самостоятельность в поиске новых знаний. Привитие интереса к предмету; демонстрация применимости в жизни знаний; вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; выработка предметных компетенций.
  • Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников.
  • Развивающая:  расширение кругозора; повышение эрудиции; развитие умений выступления перед аудиторией.

Интеграция предметов: физика, математика, экология.

Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, экран для демонстрации слайдов.

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Целеполагание

Добрый день, ребята!

Мы с вами несколько уроков в подряд изучали пепловые двигатели (схема на доске с магнитами - Приложение 1).

Какие вы знаете тепловые двигатели?

Двигатели внутреннего сгорания, роторные, реактивные

Какие механизмы на этих двигателях работают?

  • ДВС - автомобили
  • роторные - паровые турбины
  • реактивные - самолёты, ракеты

Все эти двигатели работают за счёт чего? - совершение паром работы.

Какой самый примитивный механизм, который работает на расширении пара? - паровоз. (Видео - Движение паровоза).

Запишите на рабочем листе тему урока (Приложение 3): паровоз

Значит, на уроке сегодня будем изучать:

ЧТО – паровоз

КАК

  1. Строение
  2. Принцип работы
  3. Физические характеристики

ЗАЧЕМ - Чтобы познавать окружающий мир, знать как работает, на чём мы ездим, расширить кругозор ……

III. Изучение нового материала

Начнём с истории

Про историю создания паровозов и роль, которую сыграли паровозы в становлении нашего города, нам расскажет _______________ (Презентация и выступление учащегося).

То есть, если бы через наше поселение не прошла бы железная дорога, то станции Белово и города Белово могло бы не быть.

Поэтому для нашего города ПАРОЗОЗ сыграл огромную роль.

Чтобы понять, как работает паровоз нужно знать его строение. (Анимация) - на рабочем листе заполните поле, просматривая анимацию.

(КОТЁЛ, КОЛЁСА, ПОРШЕНЬ, ЦИСТЕРНА)

Принцип работы можно записать схемой:

 У вас в рабочем листе нарисован схематически паровоз, давайте подпишем на рисунке части схемы:

Что служит нагревателем? - ТОПКА

Что является рабочем телом? - ЦИСТЕРНА С ВОДОЙ

Что является холодильником? - ТРУБЫ, ВЫПУСКАЮЩИЕ ПАР

Работа любого механизма характеризуется физическими величинами.

Характеристикой этого устройства является КПД – коэффициент полезного действия.

(%) – КПД

Любой механизм чтобы работать должен что-то тратить.
Например:

  • Печка чтобы грела нужно её топить углём или дровами
  • машина чтобы ехала нужно заправлять бензином, соляркой…

Так КПД это сравнение полезной работы с затраченной, а при сравнении в математике вы делите эти величины др.на др., получаем

.

Записываем в листе:

Ап (Дж) – полезная работа

Аз (Дж) – затраченная работа

Давайте вернёмся к первой схеме к первой схеме и допишем на листе:

автомобилей =20-40%
паровых турбин = 30-40%
самолётов ракет ≈ 60% и более

IV. Закрепление 

Задача: На привокзальной площади (в городе Белово) у нас памятник паровозу Черепанова: рассчитайте КПД паровоза Черепановых, который находится на привокзальной площади города Белово, если он был в пути 40 минут и израсходовал 0,3 тонн угля. Оставшиеся данные взять на табличке, которая находится у паровоза. (Фото таблички на рабочем листе)

V. Самооценивание

Механизм паровоза в жизни нам необходим до сих пор, и люди ещё не один десяток лет будут пользоваться машинами, паровозами, ракетами, самолётами …..

Давайте представим к награде учёных, которые внесли вклад в создание тепловых двигателей, из которых строят паровозы, машины, ракеты, самолёты…, или представим к награде себя, за то как мы работали на уроке ….. (Приложение 2)

Возьмите грамоты на столе напишите - кому и за что вы их хотите вручить (на магниты на доску у некоторых).

Итак, сегодня на уроке мы:

  • изучали____________
  • узнали, что _________________
  • нам эта информация необходима для того, чтобы ______________

VI. Итоги урока

Домашнее задание: § 24, стр. 70 задание (тема 5).

Спасибо за работу!

До свидания!